Судья Таскаева М.Н. дело № 33а-3317/2021 (№ 2а-378/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Соболева В.М.,
судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 июня 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Кудрина С.А. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 апреля 2021 года по административному иску ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Кудрина Святослава Артуровича,
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Врио начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Кудрина С.А. административного надзора на срок 3 года, как лица, освобождаемого из мест лишения свободы за совершение особо тяжкого преступления, признанного злостным нарушителем отбывания наказания.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Административный ответчик возражал против установления администраивного надзора.
Судом принято решение о частичном удовлетворении административного иска ФКУ ИК-31 УФСИН Росси по Республике Коми.
Установлен в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Кудрина Святослава Артуровича административный надзор на срок 3 года, со следующими административными ограничениями:
- обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо фактического пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, кроме времени нахождения на работе.
Административное исковое заявление в части установления Кудрину С.А. административного ограничения в виде запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков на разлив, оставлено без удовлетворения.
Срок административного надзора, установленного в отношении Кудрина С.А. определено исчислять со дня его постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В апелляционной жалобе Кудриным С.А. ставится вопрос об отмене решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежаще извещённые о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителя в судебное заседание не обеспечили, административный ответчик об обеспечении его участия в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи не просил.
В силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, письменное заключение прокурора Юдина А.В., проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Приговором ... от 04 декабря 2014 года, ранее судимый Кудрин С.А., осужден по ... УК Российской Федерации к 7 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании ... УК Российской Федерации отменено условное осуждение по приговору от 10 июня 2013 года, и с учётом апелляционного постановления Верховного Суда Республики Коми от 21 декабря 2018 года, постановления Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 10 декабря 2020 года, апелляционного постановления Верховного Суда Республики Коми от 16 февраля 2021 года, окончательно назначено наказание в виде 8 лет 7 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока - 04 декабря 2014 года, конец срока - 15 августа 2021 года.
Постановлением начальника ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми от 02 октября 2015 года Кудрин С.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, вступившим в силу с 01 июля 2011 года.
На основании статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с указанным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу пункта 1 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный надзор устанавливается на срок, от одного до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с указанным федеральным законом, с учётом обстоятельств дела, личности Кудрина С.А. и его поведения в период отбывания наказания, судом верно определены основания для установления за ним административного надзора и вид административных ограничений.Определяя срок административного надзора, суд исходил из того, что Кудрин С.А., освобождаемый из мест лишения свободы, имеющий непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, и удовлетворил требование об установлении в отношении него административного надзора сроком на 3 года.
Установленные судом административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведённому в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения преступлений и других правонарушений, оказанию индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора, могут быть впоследствии отменены с учётом поведения поднадзорного.
Суд правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, всесторонне и полно исследовал доказательства, которым дал надлежащую оценку, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит.
Возможность установления административного надзора, как указано выше, предусмотрена федеральным законодательством и не является повторным привлечением лица к уголовной ответственности. Согласно статье 2 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми или освобождёнными из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что не противоречит положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающим возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определённые виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона).
Ограничение в виде явки в орган внутренних дел при установлении административного надзора является обязательным, количество явок, а также ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов вечера до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе, установлены с учётом совокупности имеющихся по делу доказательств, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершённого преступления, отрицательной характеристики за период отбывания наказания, признания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости приостановления производства по делу в связи с рассмотрением его обращений о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и приведением приговора от 10 июня 2013 года в соответствие с действующим законодательством, подлежат отклонению, как ошибочные, поскольку от результатов рассмотрения указанных вопросов не зависел вопрос установления административного надзора, назначаемого лицу, имеющему судимость за особо тяжкое преступление, признанному злостным нарушителем порядка отбывания наказания.
Доводы жалобы о необеспечении его адвокатом, также не являются основанием к отмене решения суда, поскольку ходатайство Кудрина С.А. было разрешено, и с учётом конкретных обстоятельств дела, а именно получением им копии административного иска за месяц до рассмотрения дела судом и достаточности указанного периода для решения вопроса о заключении соглашения с адвокатом, в его удовлетворении отказано.
С учётом изложенных обстоятельств и требований закона, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного по существу решения суда, находит его законным и обоснованным, принятым с соблюдением норм права.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Усть-Вымского районного городского суда Республики Коми от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кудрина С.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи