Дело № 2-194/2018
Категория 2.124
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 16 января 2018 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего – судьи Фисюк О.И. при секретаре – Остапенко А.А. с участием истцов – Белова А.А., Беловой Л.В., третьего лица – Несиневич К.А., представителя третьего лица ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ – Разумова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белов А.А., Белова Л.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица - Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Несиневич К.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
09.11.2017 истцы обратились в суд с указанным иском к ответчикам, просят признать за ними право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/2 доли за каждым в порядке приватизации.
Исковые требования обоснованы тем, что Белов А.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в 2009 году. В период прохождения военной службы на основании ордера № от 16 февраля 2001 года Белову А.А. и членам его семьи Беловой Л.В., ФИО1, Несиневич (Беловой) К.А. была распределена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Приказом командующего Черноморским флотом от 31 июля 2009 года № занимаемая квартира исключена из числа служебных, но до настоящего времени истцам в собственность не передана в нарушение Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих», Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». Истцы обратились в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о передаче в собственность жилого помещения, однако, в удовлетворении заявления было отказано, что послужило поводом для обращения в суд.
В судебном заседании истцы Белов А.А., Белова Л.В. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям.
Третье лицо Несиневич К.А. в судебном заседании иск просила удовлетворить, пояснила, что отказывается от приватизации квартиры в пользу родителей.
Представитель третьего лица ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебном заседании в разрешении спора полагался на усмотрение суда.
В судебное заседание представители ответчиков и третьего лица ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ответчики письменных возражений на иск не представили.
В силу статьи 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом мнения истцов на основании ст. 233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.
Заслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с Приказом МО РФ от 18 ноября 2010 года № 1550 «Об организации в Минобороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями» на Департамент имущественных отношений МО РФ России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.
Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2014 г. № 2580-р создано федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ № 110 от 25.02.2014 утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе, от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
Пунктом 2 приказа Министерства обороны РФ от 3 ноября 2010 года «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, и через Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что согласно имеющимся в материалах дела справке и выписке из приказа № от 09 октября 2009 года командира войсковой части 42948 Белов А.А. уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе 13 декабря 2009 года.
Судом также установлено, что на основании ордера № от 16 февраля 2001 года Белову А.А., его жене Беловой Л.В., сыну ФИО1, дочери Беловой К.А. была выделена квартира <адрес> в доме <адрес> по <адрес>.
Согласно приказу командующего Черноморским Флотом № от 29 июля 2009 года указанная квартира исключена из состава служебных квартир.
Спорная квартира находится в собственности Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, что подтверждается соответствующим свидетельством от 22.09.2006 г.
Согласно выписке из домовой книги в квартире № в доме № по <адрес> зарегистрированы истцы Белов А.А., Белова Л.В., в также третье лицо Несиневич К.А.
Согласно паспортам граждан РФ Белова А.А., Беловой Л.В., и Несиневич К.А., они зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Из свидетельства о смерти №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется отказ Несиневич К.А. от участия в приватизации квартиры по адресу: <адрес> пользу Белова А.А. и Беловой Л.В., удостоверенный нотариусом города Севастополя ФИО2 20 октября 2017 года. В судебном заседании третье лицо Несиневич К.А. данное заявление поддержала.
Из уведомлений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя № от 26 октября 2017 года, № от 26 октября 2017 года следует, что за Беловым А.А. и Беловой Л.В. право собственности на недвижимое имущество в органах Росреестра не зарегистрировано.
Справками № от 28 декабря 2017 года и № от 28 декабря 2017 года, выданными Департаментом капитального строительства города Севастополя, подтверждается, что Белов А.А. и Белова Л.В. в период регистрации в городе Севастополе с 16 марта 2001 года по настоящее время по адресу: <адрес>, участия в приватизации жилых помещений по указанному адресу не принимали.
Таким образом, из представленных суду доказательств усматривается, что истцы ранее право на бесплатную приватизацию не использовали, жилья на праве собственности не имеют.
Следовательно, истцы имеют право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 (ред. от 2 июля 2009 года) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.
В силу п. 5 вышеуказанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы на осуществление функций собственника устранились от исполнения своих обязанностей, в том числе в части передачи в собственность квартиры в порядке приватизации, что нарушает конституционное право истцов, предусмотренное ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ», на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, в котором им не может быть отказано в силу закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98, 196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Белов А.А., Белова Л.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица - Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Несиневич К.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Белов А.А., Белова Л.В. в порядке приватизации право собственности на квартиру № в доме № по ул<адрес> по 1/2 доле за каждым.
Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Взыскать в пользу Белов А.А., Белова Л.В. из средств местного бюджета г. Севастополя расходы по оплате государственной пошлины в сумме по 150 руб. каждому.
Возвратить Белов А.А., Белова Л.В. из средств местного бюджета г. Севастополя излишне оплаченную государственную пошлину в сумме по 150 руб. каждому.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение в окончательной форме принято 22 января 2018 года.
Председательствующий