18RS0022-01-2019-002467-54
Дело № 2а-176/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 февраля 2020 года <адрес> УР
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бубякина А.В., при секретаре Муллахметовой С.Г.,
с участием помощника прокурора <адрес> Горбунова Ф.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Ермолаевское» об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,
установил:
<адрес> Удмуртской Республики (далее – административный истец, прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ермолаевское» о признании бездействия незаконным об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В обоснование иска указано следующее. <адрес> УР проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что Администрация МО «Ермолаевское» не имеет сайта в сети «Интернет», информация о деятельности администрации поселения и Совета депутатов размещается на официальном сайте муниципального образования «<адрес>» в сети «Интернет» в разделе «Поселения». Между тем, в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее - Закон № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) на сайте администрации не размещена информация о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам ответственным за содержание многоквартирных домов, об иных требованиях настоящего Федерального закона, отсутствуют сведения о выдающихся достижения, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
По результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> внесено представление № об устранении нарушений действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанных норм ответчиком надлежащих мер, направленных на выполнение требований законодательства, не принято.
Просит обязать Администрацию МО «Ермолаевское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> УР Горбунов Ф.Ю., исковые требования поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Ермолаевское» не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и признании исковых требований прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации») на органы прокуратуры РФ возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Частью 1 статьей 10 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ предусмотрен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, при этом указанной нормой предусмотрен общий перечень информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от уровня: государственного орган, орган местного самоуправления.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность соответствующих органов власти не только размещать информацию о своей деятельности, в том числе и в сети Интернет, а также устанавливает необходимый перечень информации подлежащей размещению, тем самым, обеспечивая доступ к информации об органе местного самоуправления и нормативно-правовой базе.
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, в том числе полномочия по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предоставлены в целях решения вопросов местного значения.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы государственной власти и (или) подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение: о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. По результатам проверки установлено, что на официальном сайте МО «<адрес>», на котором размещена информация о деятельности МО «Ермолаевское» в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не размещена информация об установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона, а также отсутствуют сведения о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
По результатам проверки прокурором <адрес> внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений действующего законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанных норм ответчиком надлежащих мер, направленных на выполнение требований законодательства, не принято.
Таким образом, отсутствие доступа к информации, предусмотренной федеральным законодательством, на сайте Администрации в сети «Интернет» нарушает права граждан свободно искать и получать информацию, закрепленные ч.4 ст.29 Конституции РФ.
Прокурор обратился в защиту прав неопределенного круга лиц, так как несоблюдение законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления затрагивает интересы неопределенного круга лиц, круг которых нельзя индивидуализировать и привлечь к участию в деле.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
Прокурор просит обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на сайте Администрации об установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домов, и об иных требования настоящего Федерального закона, социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также сведения о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
С учетом того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Ермолаевское» о признании бездействия незаконным об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления удовлетворить.
Признать бездействие Администрации МО «Ермолаевское» незаконным и обязать Администрацию МО «Ермолаевское» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на сайте муниципального образования «<адрес>» в сети «Интернет» в разделе «Поселения»:
- об установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона, а также сведения о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Малопургинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в соответствии со ст.ст. 295, 297-299 КАС РФ.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Бубякин