дело № 2-874/2018
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в с. Выльгорт «26» ноября 2018 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мусеевой М. А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда,
установил:
Мусеева М.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», общей площадью не менее 42 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам. В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав на основании решения Сыктывдинского районного суда от <дата>. Постановлением органа местного самоуправления Мусеева М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечена, при этом ответчиком не предпринималось действительных мер, направленных на исполнение обязанности по обеспечению истца жилым помещением.
Истец Мусеева М.А., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив своего представителя Иванова И.Н., действующего на основании доверенности, который в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что истец состоит на соответствующем учете с 2014 года, истцу было предложено жилое помещение, расположенное в с. Ыб Сыктывдинского района, площадью 34 кв.м., от которого истец вынуждена была отказаться, поскольку оно находится на отдаленном расстоянии от места учебы. Кроме того, просил предоставить истцу жилое помещение на состав семьи из 2 человек, площадью не менее 42 кв.м., указав, что в настоящее время Мусеева М.А. находится в состоянии беременности.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что площадь предоставляемого жилого помещения по договорам социального найма на территории Сыктыывдинского района установлена решением муниципального образования и составляет 14 кв.м. на одного человека. Истец поставлена на учет составом семьи 1 человек и жилое помещение будет ей предоставлено в порядке очередности на состав семьи 1 человек. Кроме того, обязанность по предоставлению жилого помещения может быть исполнена только после получения достаточного финансирования.
Суд, руководствуясь сто. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы, материалы учетного дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Мусеева М.А., <дата> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать Ш.Г.Ю. и её отец М.А.Р. лишены родительских прав на основании решения Сыктывдинского районного суда от <дата>.
Постановлением № администрации муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> Мусеева М.А. включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Сыктывдинский» по договорам найма специализированных жилых помещений, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Мусеева М.А. недвижимого имущества на праве собственности не имеет, до настоящего времени жилым помещением, пригодным для проживания, не обеспечена, что также не оспаривается и ответчиком.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В части 1 статьи 92 Жилищного Кодекса Российской Федерации указаны виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, одним из которых являются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сироти детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Статьей 1 Закона даны определения понятий «детей-сирот» и «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности, дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан регламентированы Законом Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан».
В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления по форме, установленной Правительством Республики Коми.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Установив, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, на момент рассмотрения спора пригодного для постоянного проживания жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу о безусловном праве истца на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, обязанность по обеспечению которого возлагается на органы местного самоуправления.
Не оспаривая право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, представитель ответчика в обоснование возражений указывал на невозможность предоставления истцу в настоящее время жилья в связи с недостаточным объемом выделяемых бюджету муниципального образования средств на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Вместе с тем, данные доводы ответчика суд находит несостоятельными, поскольку недостаточный объем финансирования и отсутствие жилых помещений специализированного жилищного фонда не освобождают ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Приведенные представителем ответчика обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
Кроме того, необходимо отметить, что предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Исходя из требований статьи 8 Закона предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Формирование списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и конкуренции льготников.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу без учета какой-либо очередности.
Таким образом, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч.7 ст. 8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Учитывая объективную нуждаемость истца в жилом помещении, соответствие всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
С учетом изложенного, принимая во внимание объективную нуждаемость истца в жилом помещении, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и о возложении на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» обязанности по предоставлению Мусеевой М.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах муниципального района «Сыктывдинский».
При этом судом доводы истца и его представителя о необходимости предоставления Мусеевой М.А. жилого помещения площадью не менее 42 кв.м, исходя из состава семьи 2 человека, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм законодательства. Действующее законодательство не предусматривает обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещение с учетом состава семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Мусеевой М. А. удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность предоставить Мусеевой М. А. жилое помещение на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, площадью не менее установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам, в пределах территории муниципального района «Сыктывдинский».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2018 года.
Судья Ю.В. Рачковская