Дело № 2а-5968-2019
14RS0035-01-2019-007047-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 04 июня 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., единолично, при секретаре Скрябиной В.Е.
с участием представителя административного истца Матвеевой С.К.
представителя административного ответчика Ощепковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаева А.А. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность
у с т а н о в и л :
Николаев А.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: ____. Административный истец обратился в ОА г. Якутска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ____. с кадастровым номером № в собственность. Ему было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования, участок расположен в пределах береговой полосы водоохранной зоны, имеет место самовольное занятие земельного участка площадью ___ кв.м., земельный участок находится в аренде у третьих лиц. Данное решение административный истец считает незаконным, нарушающим его права. Просит признать незаконным решение ОА г. Якутска за № от ____.2019, обязать административного ответчика предоставить в собственность истца земельный участок, взыскать судебные расходы в размере 300 руб.
В суд административный истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направил своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного истца иск поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемый отказ изложен в уведомлении от ____ 2019 года, а административное исковое заявление поступило в суд ____ 2019 года.
Судом установлено, что ____ 2019г. Николаев А.А. обратился в ОА г. Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ____
Уведомлением от ____ 2019 г. № административный ответчик отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования; расположен в пределах береговой полосы водоохранной зоны; установлено самовольное занятие земельного участка площадью ___ кв.м.; земельный участок находится в аренде у третьих лиц; площадь земельного участка составляет ___ кв.м., объекта недвижимости ___ кв.м
В соответствии с ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п.3 ст.35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные ч.1 ст.39.20 ЗК РФ.
Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из сведений ЕГРН следует, что Николаев А.А является собственником нежилого помещения с кадастровыми номерами №, расположенного по адресу: ____
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Окружная администрация г. Якутска в обоснование того, что спорный участок не может быть предоставлен истцу в собственность, сослалась на то, что испрашиваемый земельный участок пересекает линии градостроительного регулирования (красные линии).
При принятии обжалуемого решения административный ответчик не проверил возможность предоставления испрашиваемого земельного участка меньшей площадью с учетом линии градостроительного регулирования, учитывая, что площадь участка ___ кв.м.
Ответчик не выяснил, что имеется ли возможность предоставить земельный участок иной площадью, с учетом линии градостроительного регулирования.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ представитель ответчика не предоставила доказательства, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.
Из Выписки из ЕГРН от ____.2019 следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____ принадлежит на праве аренды Е.
В выписке указано, что на данном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером №
Между тем, что согласно Выписке из ЕГРН от ____.2019 объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____ принадлежит на праве собственности административному истцу Николаеву А.А.
Данные обстоятельства административный ответчик не проверил, не установил, имеет ли место наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами № (земельный участок принадлежащий на праве аренды третьему лицу) и № (испрашиваемый земельный участок).
В нарушение ст. 62 КАС РФ представитель административного ответчика не предоставила достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что административный истец самовольно занял земельный участок площадью ___ кв.м.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В силу пункта 52 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.
В нарушение требований ст. 62 КАС РФ административный ответчик не предоставил доказательства, свидетельствующие о том, что испрашиваемый земельный участок полностью, площадью ___ кв.м. находится в пределах береговой полосы водоохранной зоны.
В силу ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
То есть, применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям, ответчик должен доказать наличие обстоятельств, на которые он ссылался как на предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Указанные положения КАС РФ судом были разъяснены административному ответчику в ходе подготовки дела к судебному разбирательству письменно и устно, судом у административного ответчика были истребованы доказательства законности оспариваемых действий, а также мотивированные возражения на доводы административного иска.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный ответчик не предоставил доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административного истца.
Возложение судом на Окружную администрацию г. Якутска обязанности предоставить административному истцу в собственность испрашиваемый земельный участок означало бы, исходя из положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вмешательство суда в полномочия органа местного самоуправления, что недопустимо.
С учетом изложенного, нарушенные права и законные интересы административного истца подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения его заявления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и с учетом изложенных выше выводов суда.
На основании ст. 103, 111 КАС РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставлении земельного участка в собственность № от ____ 2019г.
Обязать Окружную администрацию города Якутска повторно и в установленные сроки рассмотреть заявление Николаева А.А. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____ с кадастровым номером № в соответствии требованиями законодательства.
Взыскать с Окружной администрации г. Якутска в пользу Николаева А.А. расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: В.Г. Смирникова