24RS0023-01-2021-000272-66
Административное дело № 2а-201/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2021года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поляковой Т.П.,
при секретаре Слабинской Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю к Дышкант А. А.овичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017г. и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2017г., пени, пени по страховым взносам в общей сумме 9 330,08 руб., в том числе – недоимку по транспортному налогу за 2017г. в размере 6 795,00 руб.; пени по транспортному налогу за 2017г. в размере 95,81руб.; пени по транспортному налогу за 2015-2017 года в размере 2 228,36 руб.; - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 211,63 руб.
Требования административного иска мотивированы тем, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога, в связи с чем, административным истцом было направлено уведомление об уплате налога, пени, которые не были исполнены. В связи с неисполнением уведомления, в адрес ответчика были направлены требования об уплате налога и пени, которые ответчик не исполнил. Равно как не исполнил обязанность по оплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г.
Административный истец в зал суда не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался неоднократно по известному суду адресу, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.
Согласно ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы, и иные транспортные средства, указанные в данной статье, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Налоговая база в соответствии со ст. 359 НК РФ определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговый периодом согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно данным, представленным регистрирующим органом в Межрайонную ИФНС России № 9 по Красноярскому краю ответчику в 2017 году принадлежало транспортное средство:
-легковой автомобиль ГА32410, г/н №, период владения с 26.09.2005 года по настоящее время, налог рассчитан за 12 месяцев владения в размере 500 руб.
Расчет налога (налоговая база (л.с.)* налоговая ставка (руб.))
100 л.с. * 5 руб. =500 руб.
- грузовой автомобиль ЗИЛ 131 Н, г/н №, период владения с 29.06.2007 года по настоящее время, налог рассчитан за 12 месяцев владения в размере 5940 руб.
Расчет налога (налоговая база (л.с.)* налоговая ставка (руб.))
180 л. с. * 33 руб. =360 руб.
-легковой автомобиль ВА3 21063, г/н №, период владения с 08.12.2008 года по настоящее время, налог рассчитан за 12 месяцев владения в размере 355 руб.
Расчет налога (налоговая база (л.с.)* налоговая ставка (руб.))
71 л.с. * 5 руб. =355 руб.
В адрес налогоплательщика инспекцией направлено налоговое уведомление № от 24.08.2018 года на уплату налога за 2017 год по сроку уплаты 03.12.2018 года, в соответствии с которым необходимо было уплатить исчисленную сумму налога в размере 6795 руб.
В указанный в налоговом уведомлении срок сумма налога уплачена не была.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес должника было направлено требование от 28.01.2019 года №, которое плательщиком не было исполнено.
Неуплата в установленный срок налога является основанием для начисления пени, которая согласно ст. 75 НК РФ начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
За несвоевременную уплату налога налогоплательщику были начислены пени в размере 95.81 руб. за 2017 год.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес должника было направлено требование об уплате пени за 2017 год от 28.01.2019 года №, которое плательщиком не было исполнено.
Кроме того, в адрес плательщика было направлено требование № от 25.08.2018 года об уплате пени за 2015-2017 года в общей сумме 2228.36 руб., в том числе:
- за 2014 год в размере 128.70 руб. Недоимка по транспортному налогу за 2014 год была взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 36 в Казачинском районе от 04.07.2016 года (дело 2а-375/2016). Судебный приказ был направлен на исполнение в Отдел судебных приставов Казачинского района.
- за 2015 год в размере 1669.20 руб. Недоимка по транспортному налогу за 2015 год была взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 36 в Казачинском районе Красноярского края от 01.06.2017 года (дело 2а-28/2017). Судебный приказ был направлен на исполнение в Отдел судебных приставов Казачинского района.
- за 2016 год в размере 430.46 руб. Недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 6795 руб. взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 36 в Казачинском районе Красноярского края от 21.06.2018 года (дело 2а-79/2018). Судебный приказ направлен на исполнение в Отдел судебных приставов по Казачинскому району.
Межрайонной ИФНС № 9 по Красноярскому краю мировому судье судебного участка № 36 в Казачинском районе Красноярского края было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени, пени по страховым взносам.
15.10.2019 года мировым судьей судебного участка № 36 в Казачинском районе Красноярского края был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени, пени по страховым взносам.
28.12.2020г. мировым судьей судебного участка № 36 в Казачинском районе Красноярского края было вынесено определение о восстановлении срока и об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями от должника. Определение в инспекцию поступило 11.01.2021г. вх. 00125.
Таким образом, учитывая, что административным ответчиком обязанность по уплате пени по транспортному налогу до настоящего времени не исполнена, то с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2017г. в размере 6795,00 руб.; пени по транспортному налогу за 2017г. в размере 95,81руб.; пени по транспортному налогу за 2015-2017 года в размере 2 228,36 руб., всего 9 119,17 руб.
Также, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 руб.
Не подлежат удовлетворению требования налогового органа о взыскании с Дышкант А.А. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017г. в размере 211,63 руб. по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ответчик, как физическое лицо, осуществлявшее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, утратившего статус, в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» действующего до 01.01.2017 года являлась плательщиком страховых взносов, и согласно ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 16 и п.1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в фиксированных размерах, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанные бюджеты.
На основании ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, определяемом в следующем порядке:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. Согласно ч. 6-8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны уплатить страховые взносы, исчисленные на основании представляемых расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
Согласно выписки из ЕГРИП ответчик с 01.11.2010 года был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил предпринимательскую деятельность 14.09.2015 года.
За время осуществления предпринимательской деятельности должник
ненадлежащим образом исполнял обязанности по уплате страховых взносов, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. пени в размере 211,63 руб.
В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика было направлено требование об уплате недоимки, пени № от 20.12.2018г., которое до настоящего времени не исполнено.Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 761,15 руб. обеспечена взысканием, в том числе - задолженность в размере 3 185,46 руб. взыскана решением от 01.02.2017г. №
-задолженность в размере 2 575,69 руб. взысканная судебным приказом мирового судьи судебного участка № 36 в Казачинском районе от 27.09.2019г. (дело № 2а-218/2019). Судебный приказ был отменен Дышкантом А.А. 28.12.2020г.
Согласно частей 1, 2, 3, 5 и 6 ст. 25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисляемыми за каждый календарный день просрочки уплаты взносов начиная со дня, следующего за днем уплаты. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передано от государственных внебюджетных фондов налоговым органам и исчисление и уплата страховых взносов осуществляются в соответствии с нормами главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, а Федеральный закон N 212-ФЗ признан утратившим силу с упомянутой даты.
Суд, проанализировав, выше изложенные норма закона и представленные суду доказательства, приходит к выводу, что спорная задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. пени в размере 211,63 руб. являлась безнадежной ко взысканию ввиду отсутствия мер по ее взысканию принятых в пределах сроков установленных в ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», требование инспекции и действия по взысканию пеней являются незаконными, в связи с чем удовлетворению не подлежат в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно пункту 4 статьи 60 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующего до 01.01.2017, недоимка (задолженность) по страховым взносам, задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
Статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что недоимка, пени и штрафы, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 N 13 признаются безнадежной ко взысканию и подлежит списанию Пенсионным фондом недоимка, пени и штрафы по страховым взносам, в отношении которой имеется судебный акт, которым установлен факт утраты ПФР возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Согласно позиции изложенной в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», применяемой в данном случае в силу аналогии закона, вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только уполномоченный орган, но и страхователь, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, образовавшихся до 01.01.2017, осуществляется налоговым органом в порядке и сроки установленные НК РФ, начиная с мер по взысканию, следующей за мерой примененной ПФР и/или ФСС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и осуществления взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, под которым, в соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 понимается день, следующий за днем наступления срока уплаты налога (взноса) за соответствующий период, установленный в законодательстве, а в случае представления декларации с нарушением срока или уточненной декларации - следующий за днем ее представления.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа, принимаемого после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание денежных средств.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев.
В силу пункта 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 указанные выше этапы взыскания недоимки, пеней и штрафов должны производится исключительно последовательно, при этом статьями 45, 46, 47, 69, 70 НК РФ предусмотрены пресекательные сроки на проведение каждого этапа процедуры принудительного взыскания недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам, нарушение которых приводит к незаконности соответствующего этапа и возможности взыскать задолженность с налогоплательщика только в судебном порядке.
Аналогичный порядок для взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам был установлен до 01.01.2017 в статьях 15, 18 - 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Пресекательный срок на взыскание такой задолженности начинается не с даты передачи органами внебюджетных фондов в налоговые органы сведений об этой задолженности, а с даты ее фактического образования, то есть даты установленной законодательством о страховых взносах на уплату взносов за период образования задолженности.
Сроки уплаты и взыскания налога (страховых взносов) являются универсальными и не меняются независимо от администрирования и перехода от одного органа к другому функции по контролю за уплатой взносов и их взысканием.
Как справедливо обращено внимание Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 30.01.2020 N 12-О и N 20-О, установленные шестимесячные сроки и моменты начала их исчисления относятся к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлены необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
В силу закона, несмотря на безусловную значимость взыскания в соответствующие бюджеты неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени, налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки с физического лица в установленные для этого сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе в установленном порядке заявлять о его восстановлении, приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска, чего в рассматриваемом случае административным истцом в нарушение части 4 статьи 289 КАС РФ сделано не было.
Таким образом, у суда не имеется оснований, предусмотренных законом для удовлетворения исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Красноярскому краю к ответчику о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017г. в размере 211,63 руб., данные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Дышкант А. А.овича - ИНН 241700763353, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженца <адрес>, в доход бюджета недоимку по транспортному налогу за 2017г. в размере 6795,00 руб.; пени по транспортному налогу за 2017г. в размере 95,81руб.; пени по транспортному налогу за 2015-2017 года в размере 2 228,36 руб., всего 9 119,17 руб.
Взыскать с Дышкант А. А.овича - ИНН 241700763353, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, уроженца <адрес> в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 400,00 руб.
Отказать в удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю к Дышкант А. А.овичу требований о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017г. в размере 211,63 руб. в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Казачинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Т.П. Полякова
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено 27.09.2021 года.