Решение по делу № 33-1948/2021 от 17.03.2021

председательствующий Зыкова О.С.     дело № 33-1948/2021 (2-2378/2020)

55RS0003-01-2020-002142-60

Апелляционное определение

05 апреля 2021 года    город Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Чернышевой И.В.

судей Будылка А.В., Кочеровой Л.В.

при секретаре Алещенко К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиаскарова Е.У. к Администрации Ленинского административного округа города Омска, Министерству обороны Российской Федерации, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на объект незавершённого строительства по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда города Омска от <...> об удовлетворении исковых требований.

Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя истца и третьего лица ТИЗ «Иртыш-С» Сенчилиной О.А., судебная коллегия

установила:

Алиаскаров Е.У. обратился в суд с иском к Администрации ЛАО города Омска, Министерству обороны РФ, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права собственности на объект незавершённого строительства.

В обоснование иска указал на то, что <...> он заключил ТИЗ «Иртыш-С» договор аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено в <...> м юго-западнее относительно пятиэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, для строительства индивидуального жилого дома. Данный земельный участок расположен в зоне Ж-1 с видом разрешённого использования «под строительство коттеджей». <...> на основании постановления первого заместителя Главы Администрации города Омска № <...>-п в постоянное бессрочное пользование ТИЗ «Иртыш-С» предоставлен земельный участок, общей площадью <...> га, под строительство коттеджей на землях городской застройки в <...>. Из землеотводных документов следует, что <...> председатель ТИЗ «Иртыш-С» и начальник Омского танкового инженерного института заключили договор о выделении земли, не используемой институтом, площадью <...> га. На основании данного договора подготовлен проект территориального землеустройства, площадь земельного участка по проекту составила <...> кв.м. Указанный проект утверждён распоряжением руководителя Территориального агентства по управлению федеральным имуществом в Омской области № <...>-р от <...>. ООО «Земпроект» подготовило межевой план по образованию земельного участка с кадастровым номером № <...> из земель государственной собственности и <...> участок поставлен на кадастровый учёт. На указанном земельном участке расположен объект незавершённого строительства – фундамент жилого дома, данному объекту присвоен адрес: <...>. Истец не может оформить документы на постройку, так как по указанному адресу установлена запретная зона на основании приказа заместителя Министра обороны России от <...> № <...>. Земельный участок с кадастровым номером № <...> наложен на земельные участки ТИЗ «Иртыш-С» и полностью находится в квартале № <...> (выдел <...>) Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ. Однако согласно письму начальника ФГУ «Омская КЭЧ района» Министерства обороны России от <...> № <...> на исследуемых земельных участках военные объекты отсутствуют, что исключает необходимость создания на данной территории зоны с особыми условиями использования территории (запретной зоны).

На основании изложенного истец просил признать за ним право собственности на объект незавершённого строительства, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>.

Истец Алиаскаров Е.У. в судебное заседание не явился, его представитель исковые требования поддержала, пояснив, что всеми материалами дела подтверждено, что земельный участок выделялся для строительства, для военных целей он не используется.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали.

Решением суда признано право собственности Алисаскарова Е.У. на объект незавершённого строительства – фундамент, степень готовности <...> %, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>, согласно техническому паспорту, подготовленному <...>.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на момент вынесения решения суда земельный участок с кадастровым номером № <...>, на котором расположен объект незавершённого строительства, был исключён из зоны с особыми условиями использования уполномоченным органом, в связи с чем какие-либо права и законные интересы истца не нарушены, оснований для удовлетворения иска не имелось.

О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще, для участия в судебном заседании явилась представитель истца и третьего лица ТИЗ «Иртыш-С» Сенчилина О.А., возражавшая против её удовлетворения.

Выслушав представителя истца и третьего лица, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует и судом установлено, что <...> командующим войсками Краснознамённого Сибирского военного округа генералом-полковником <...> утверждён План индивидуального жилищного строительства городка ПСП «Иртыш-С», согласованный начальником ОВТИУ <...>, начальником КЭЧ Омского района <...>, начальником КЭУ СибВО <...>

<...> начальник строительства и расквартирования ВС РФ генерал-полковник <...> сообщил командующему войсками Сибирского военного округа генералу-полковнику <...> о том, что по его ходатайству разрешается передать в народное хозяйство девять земельных участков, общей площадью <...> га согласно прилагаемому перечню. Передачу земельных участков просит произвести установленным порядком и внести соответствующие изменения в документы на право пользования землёй.

В прилагаемом перечне земельных участков, передаваемых в народное хозяйство, указаны отведённые в городе Омске ОВТИУ – <...> га для индивидуального жилья, в посёлке Черёмушки ОВОКДКУ – <...> га для индивидуального жилья, <...> га – для садовых участков.

Начальник КЭУ СибВО полковник <...> в письме начальнику ОВТИУ и начальнику КЭЧ Омского района от <...> сообщил, что по их ходатайству начальник строительства и расквартирования ВС РФ разрешил передать испрашиваемый земельный участок площадью <...> га под индивидуальное жилищное строительство из земель военного городка № <...> для военнослужащих омского гарнизона. Передачу оформить установленным порядком.

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц <...> создано товарищество индивидуальных застройщиков «Иртыш-С» (ТИЗ «Иртыш-С»), основным видом деятельности являлось управление эксплуатацией жилого фонда.

На основании ходатайства ТИЗ «Иртыш-С», разрешения Министерства обороны РФ, согласованного проекта, материалов, представленных Главомскархитектурой и в соответствии с Законом РФ «О местном самоуправлении» <...> первым заместителем Главы Администрации города Омска издано постановление № <...>-п, которым из пользования Омского высшего инженерного танкового училища изъяты земельные участки общей площадью <...> га в <...>. Данные земельные участки признаны муниципальной собственностью и предоставлены в бессрочное пользование ТИЗ «Иртыш-С» под строительство коттеджей на землях городской застройки в <...>.

<...> заместителем главного архитектора города Омска утверждён акт, согласно которому представителем управления ГлавОмскархитектуры в присутствии председателя ТИЗ «Иртыш-С» на основании приведённого выше постановления от <...> № <...>-п произведено ограничение на местности и закрепление границ земельного участка в бессрочное пользование ТИЗ «Иртыш-С», площадью <...> га, для строительства коттеджей в <...>.

<...> комитет по земельным ресурсам выдал ТИЗ «Иртыш-С» свидетельство № № <...> на право бессрочного (постоянного) пользования землёй площадью <...> га.

На основании распоряжения мэра города Омска от <...> № <...>-р было прекращено право пользования ТИЗ «Иртыш-С» частями земельного участка, площадью <...> кв.м в <...> и данные участки включены в земли запаса.

<...> Омский танковый инженерный институт и ТИЗ «Иртыш-С» подписали договор, согласно которому решением начальника строительства и расквартирования ВС № <...> от <...> разрешено передать земельный участок размером <...> га под индивидуальное жилищное строительство из земель <...> военного городка. В связи с планированием школы товариществу было выделено только <...> га. Так как школу строят в другом месте, есть возможность выделить дополнительно <...> га из разрешённых в <...> году. Омский танковый инженерный институт в лице начальника <...> не возражает о дополнительном выделении земли, не используемой институтом. Товарищество индивидуальных застройщиков в лице председателя обязуется оформить землеотводные документы в соответствии с законодательством и оплатить все связанные с этим расходы.

Распоряжением ТУ Росимущества по Омской области от <...> № <...>-р утверждён проект территориального устройства по формированию земельного участка федеральной собственности из состава земель поселений, расположенного в <...> военном городке, площадью <...> кв.м, местоположение которого установлено в <...> метрах юго-западнее жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, предназначенного для общественно-деловых целей и жилищных нужд (ТИЗ «Иртыш-С»).

<...> данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый № <...>.

<...> в указанное выше распоряжение ТУ Росимущества по Омской области от <...> № <...>-р внесены изменения, вместо слов «для общественно-деловых целей и жилищных нужд» необходимо читать «под строительство коттеджей».

<...> исправлена кадастровая ошибка в части ориентира земельного участка кадастровым номером № <...> местоположение ориентира установлено в <...> м юго-западнее относительно 5-этажного жилого дома.

<...> начальником ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны России в адрес ТИЗ «Иртыш-С» подготовлено письмо, из которого следует, что на основании постановления Первого заместителя Главы Администрации города Омска от <...> № <...>-п из пользования Омского высшего танкового инженерного училища было изъято несколько земельных участков общей площадью <...> га в <...>. Согласно пункту 3 постановления данные земельные участки общей площадью <...> га предоставлены в бессрочное пользование ТИЗ «Иртыш-С» (свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования № № <...> от <...>). Указанные земельные участки прошли процедуру межевания и постановки на кадастровый учёт, им присвоены кадастровые номера: № <...>, площадью <...> кв.м, № <...>, площадью <...> кв.м, № <...>, площадью <...> кв.м. Однако при проведении процедуры межевания и постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером № <...> был ошибочно установлен вид разрешённого использования «земли военных объектов и другие». Кроме того, при проведении процедуры межевания и постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером № <...> был установлен вид разрешённого использования «для общественно-деловых целей и жилищных нужд», что также не соответствует целям, для которых этот участок предоставлялся. На данных земельных участках военные объекты отсутствуют. Какого-либо изъятия земельного участка в пользу Министерства обороны РФ не производилось. Из владения и пользования правообладателя ТИЗ «Иртыш-С» земельные участки не выбывали.

Из материалов дела следует, что <...> ТИЗ «Иртыш-С» и Алиаскаров Е.У. заключили договор аренды, в соответствии с которым товарищество индивидуальных застройщиков предоставило истцу часть земельного участка с кадастровым номером № <...>, местоположение которого установлено в <...> метрах юго-западнее жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> под строительство индивидуального жилого дома. Площадь участка – <...> кв.м, учётный номер – <...>. Данный земельный участок принадлежит арендодателю на праве бессрочного пользования согласно свидетельства № № <...> от <...>.

Земельный участок передан истцу, в <...> году он начал строительство на нём жилого дома.

Распоряжением исполняющего обязанности Главы Администрации ЛАО города Омска от <...> № <...> установлена почтово-адресная нумерация объектам капитального строительства, расположенным около <...> 14 военном городке на территории ЛАО. В частности, участку № <...> присвоен адрес: <...>.

Согласно техническому паспорту по состоянию на <...> на земельном участке расположен объект незавершённого строительства – фундамент, выполненный из железобетонных блоков, площадью <...> кв.м, высотой <...> м, объёмом <...> куб. м. Степень готовности объекта составляет <...> %.

<...> Алиаскаров Е.У. обратился в Администрацию ЛАО города Омска с уведомлением о строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

В ответе от <...> орган местного самоуправления сообщил истцу о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям: в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> утверждёнными решением Омского городского Совета от <...> № <...>, земельный участок с кадастровым номером № <...>, расположенный в <...> метрах юго-западнее относительного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...> размещён в границах двух территориальных зон: зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1-488) и зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД1-819). Размещение индивидуальных жилых домов является условно разрешённым видом использования земельного участка в данной территориальной зоне (ОД1-819) и требует получения специального разрешения. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № <...> расположен в границах зоны с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утверждённой постановлением Правительства РФ от <...> № <...>.

Указывая на то, что он владеет земельным участком на законных основаниях, объект незавершённого строительства (фундамент) возведён в <...> году, каких-либо военных объектов на участке не расположено, Алиаскаров Е.У. предъявил в суде иск о признании за ним права собственности на объект незавершённого строительства.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой. При этом разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила должны были быть установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки,

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Спор о правах на земельный участок с кадастровым номером № <...> отсутствует.

Согласно выпискам из ГКН (<...> года), ЕГРН (<...> и <...> годов) данный земельный участок находится на землях населённых пунктов, его разрешённое использование – под строительство коттеджей, для ИЖС. Ранее земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ТИЗ «Иртыш-С», который часть его передал истцу в аренду для строительства индивидуального жилого дома.

Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № <...> данный земельный участок, образованный <...>, находящийся в собственности Российской Федерации и постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, в точках <...>-<...> граничит с земельным участком с кадастровым номером № <...>.

В соответствии со статьёй 51 (пункты 1, 17) Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до <...>, строительство объектов индивидуального жилищного строительства осуществлялось на основании разрешения на строительство, но для регистрации права собственности на возведённый объект разрешение на его ввод в эксплуатацию не требовалось, такая регистрация осуществлялась в упрощённом порядке.

С <...> в соответствии со статьёй 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подаёт на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Как было указано выше, на уведомление истца о строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на обозначенном земельном участке Администрация ЛАО <...> сообщила ему о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке, поскольку земельный участок размещён в границах двух территориальных зон: зоне индивидуальной жилой застройки и зоне объектов административно-делового и общественного назначения; а согласно сведениям ЕГРН его земельный участок расположен также в границах зоны с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Между тем, земельный участок, часть которого была предоставлена истцу для строительства, образован в <...> году и в <...> года поставлен на кадастровый учёт с разрешённым использованием для строительства коттеджей.

Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области были утверждены решением Омского городского Совета от <...> № <...>.

Согласно представленным суду выпискам из ГКН и ЕГРН (до <...> года) сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером № <...> полностью или частично находится в границах зоны с особыми условиями использования территории, отсутствовали. Данные сведения содержатся в выписке из ЕГРН <...> года.

Статьёй 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом, федеральными законами.

Одним из ограничений прав на землю является ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Данное ограничение устанавливается в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в частности, в целях безопасной эксплуатации объектов обороны страны.

Земельные участки, включённые в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьёй 105 Земельного кодекса Российской Федерации одними из предусмотренных видов зон с особыми условиями использования территорий являются зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.

Статьёй 106 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий.

По общему правилу установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В решении о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории указываются сведения о прекращении существования данной зоны и прекращении действия ограничений использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны.

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешённого использования земельных участков.

Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено федеральным законом.

05 мая 2014 года Правительством РФ издано постановление № 405, которым утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

В соответствии с пунктом 2 Положения запретная зона - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещён, в границах которой в соответствии с приведённым Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нём чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).

Пунктом 12 Положения установлен запрет на территории запретной зоны строительства объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведения ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нём имущества.

Нормы указанного Положения относительно ограничений (пункты 10-14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15).

На основании приведённых норм права юридически значимым обстоятельством в данном случае является момент внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости), а также о времени строительства объекта недвижимого имущества.

Действительно, из публичной кадастровой карты усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № <...> полностью расположен в границах запретной зоны военного объекта – Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ (территория квартала № <...> (выдел <...>) Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости на данный земельный участок установлены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ на основании постановления «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» от 05 мая 2014 года № 405.

При этом сведения об ограничении прав на указанный земельный участок в виде зоны с особыми условиями использования территории - запретной зоны военного объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости <...>.

Из изложенного явствует, что предоставление земельного участка истцу в аренду (<...>) и строительство объекта недвижимого имущества (<...> годы) имело место до внесения сведений о границах запретной зоны в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно акту проверки территории земельного участка с кадастровым номером № <...> от <...>, составленному сотрудниками Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Минобороны России», военные объекты, используемые в интересах Вооружённых сил России, на территории данного земельного участка отсутствуют.

Более того, из представленной Министерством обороны РФ выписки из протокола заочного заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, от <...> № <...> следует, что комиссией принято решение об изменении границ запретных зон 14 лесничеств Минобороны РФ, в том числе, Новосибирского. Из границ запретной зоны Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ подлежат исключению ТИЗ «Иртыш-С», в том числе, земельный участок с кадастровым номером № <...>.

<...> заместителем Министра обороны РФ издан приказ № <...> об изменении границ запретной зоны военного объекта – Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ путём исключения из границ зоны земельных участков согласно перечню, в том числе, земельного участка с кадастровым номером № <...>. Директору департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ приказано обеспечить направление копии приказа и графического описания изменённых границ запретной зоны объекта, перечня координат характерных точек указанной зоны, подготовленных в электронной форме, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учёт, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости.

Однако сведений о направлении соответствующих документов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии материалы дела не содержат.

До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № <...> значится в границах запретной зоны Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ.

Между тем, поскольку имеющимися в материалы дела доказательствами подтверждено, что земля, из которой был сформирован земельный участок с кадастровым номером № <...>, была предоставлена ТИЗ «Иртыш-С» в <...> году, в <...> году часть обозначенного земельного участка была предоставлена истцу для строительства жилого дома, истец начал осуществление строительства до внесения сведений об ограничении прав на земельный участок в ЕГРН, о данных ограничениях не знал, возведённый им объект в смысле абзаца второго части первой статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой не является.

В то же время то обстоятельство, что копия приказа № <...>, изданного <...> заместителем Министра обороны РФ, об изменении границ запретной зоны военного объекта – Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ путём исключения из её границ земельного участка с кадастровым номером № <...> и графическое описание изменённых границ запретной зоны военного объекта до настоящего времени в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учёт, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, не направлены, в числе иных обстоятельств (перечисленных в решении суда и настоящем апелляционном определении) препятствует Алиаскарову Е.У. в регистрации права собственности на возведённый им объект недвижимого имущества.

Как было указано выше, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Выводы относительно первых двух условий для признания права собственности на самовольную постройку изложены выше.

Относительно третьего условия (и частично второго) необходимо указать, что по заключению ООО Архитектурная мастерская «АМА» № <...> объект незавершённого строительства по адресу: <...>, степень готовности <...> %, соответствует предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части соблюдения минимального отступа от границ смежных земельных участков, находится в работоспособном состоянии, не противоречит требованиям СП 70.1330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», СП 55.13330.2016 Свод правил. «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; не угрожает жизни и здоровью человека.

На основании изложенного решение суда первой инстанции о признании за Алиаскаровым Е.У. права собственности на поименованный выше объект незавершённого строительства является правильным.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с принятием уполномоченным органом решения об исключении земельного участка с кадастровым номером № <...> из зоны с особыми условиями использования, судебной коллегией отклоняются, поскольку, как было неоднократно указано выше, до настоящего времени соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка не внесены, что нарушает законные интересы истца.

Других доводов по существу решения суда первой инстанции апелляционная жалоба Министерства обороны РФ не содержит.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, им не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1948/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Алиаскаров Евгений Уалиевич
Ответчики
Департамент имущественных отношений МО РФ
Министерство Обороны РФ
ФГКУ Управление лесного хозяства и природопользования МО РФ
Администрация ЛАО г. Омска
Другие
ФГКУ Центральное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ
Новосибирское лесничество МО РФ - филиал ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ
Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Омский Автобронетанковый Инженерный институт филиал ФГКВОУ Высшего образования Военная академия материально-технического обеспечения имени А.В. Хрулева Министерство обороны РФ
ТИЗ Иртыш-С
Департамент имуществекнных отношений администрации г. Омска
ФГКУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ
Управление Росреестра по Омской области
Сенчилина Ольга Анатольевна
Суд
Омский областной суд
Судья
Будылка Анастасия Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
17.03.2021Передача дела судье
05.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2021Передано в экспедицию
05.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее