УИД 05RS0018-01-2022-002436-53
Дело №2-1194/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 30 марта 2022 года
Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Гамзаевой А.И.,
с участием истца Алиевой С.С., представителя истца Габибовой А.М.,
представителя Министерства Здравоохранения Республики Дагестан Кадирбековой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алиевой С. С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Поликлиника №» (далее – ГБУ РД «Поликлиника №», Поликлиника), Министерству здравоохранения Республики Дагестан об обязании соблюдения требований СП 59.13330.2020 и компенсации морального вреда,
установил:
Алиева С.С. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Поликлиника №» об обязании соблюдения требований СП 59.13330.2020 и компенсации морального вреда.
В обосновании искового заявления указала, что она является инвалидом- колясочником первой группы. При необходимости посещения Поликлиники № (отделение травматологии) столкнулась с трудностями и нарушениями законодательства, в части доступности здания для маломобильных групп населения, а именно: нет доступа в отделение травматологии. Основной вход, оборудованный пандусом закрыт, что подтверждается фотографиями (приложение). Вход со двора не оборудован надлежащим образом. С целью досудебного урегулирования спора по данному вопросу в поликлинику № была направлена досудебная претензия ДД.ММ.ГГГГ. (почтовый трек: 80111665536578), которая осталась без реагирования.
В соответствии п. 6.1.1 "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Моральный ущерб оценивается истцом в 10 000 рублей. Невозможность добраться до вышеуказанного здания, отсутствие пандуса, представляет опасность для жизни и здоровья истца.
На основании изложенного, истец просит обязать ГБУ РД «Поликлиника №» произвести работы по обеспечению доступа в отделении травматологии в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 и взыскать с ГБУ РД «Поликлиника №» компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Республики Дагестан.
Истец Алиева С.С. и её представитель Габибова А.М. в судебном заседании поддержали свое исковое заявление, просили удовлетворить его в полном объеме.
Ответчик ГБУ РД «Поликлиника №», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Дагестан Кадирбекова Э.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований к Минздраву РД, в части предъявленных требований к ГБУ РД «Поликлиника №» просила удовлетворить.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы искового заявления и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1, 3 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Как усматривается из материалов дела, Алиева С.С. является инвалидом – колясочником первой группы.
Ею представлены фотоснимки входов в ГБУ РД «Поликлиника №», из которых усматривается, что входы в поликлинику не приспособлены для маломобильных групп населения, а именно вход в отделение травматологии не оборудован в соответствии с п. 6.1.1 "СП 59.13330.2020.
Как утверждает истец, вход с пандусом в здание Поликлиники находится за воротами, порог которых не приспособлен для маломобильных групп населения, таким образом попасть на территорию Поликлиники через ворота без посторонней помощи невозможно.
Указанное обстоятельство не отрицала в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ и представитель ГБУ РД «Поликлиника №» Дугачиева А.М., указывая на то, что действительно вход на территорию поликлиники осуществляется через ворота, с высоким порогом, однако утверждала, что порог в калитке уже спилили, однако доказательств того не представила, кроме того, ссылалась на недостаточность финансирования и что здание является очень старым.
Согласно техническому паспорту Поликлиники №, вход с пандусом в соответствии с п. 6.1.1 "СП 59.13330.2020 в Поликлинике не имеется, также не внесены изменения о пристройке такого входа.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр "Об утверждении СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в соответствии с Правилами разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 624, подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1038, пунктом 43 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2020 г., утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50/пр (в редакции приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 197/пр, от ДД.ММ.ГГГГ N 633/пр), утвержден и введен в действие через 6 месяцев со дня издания настоящего приказа Свод правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
В соответствии 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
В соответствии 4.3 СП 59.13330.2020 проектные решения должны обеспечивать для МГН в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования:
- доступность с учетом расстояний и параметров путей движения к местам обслуживания;
- безопасность путей движения, в том числе эвакуационных, мест целевого посещения и оказания услуги, мест приложения труда;
- условия для своевременной и беспрепятственной эвакуации из здания, сооружения или в пожаробезопасную зону для исключения воздействия опасных факторов пожара;
- условия для своевременного получения полноценной и качественной информации, необходимой для движения к месту целевого посещения и при оказании услуги.
В соответствии 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.В соответствии п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.
Ответчиком не представлено доказательств технической невозможности приспособления имеющегося входа на территорию Поликлиники в соответствии с СП 59.13330.2020 для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений (статья 210 ГК РФ).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294 ГК РФ).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, поскольку факт нарушения прав истца в связи с несоблюдением требований п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в отделение травматологии ГБУ РД «Поликлиника №» в ходе рассмотрения дела подтвердился, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца об обязании произвести работы по обеспечению доступа в отделение травматологии в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно требованиям ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Таким образом, для удовлетворения иска о компенсации морального вреда необходимо установить факт нарушения прав потребителя.
Поскольку ответчик ГБУ РД «Поликлиника №» не обеспечил условия для пользования объектом социальной инфраструктуры истцу, относящемуся к категории маломобильных групп населения, что является нарушением его нематериальных благ, направленных на достойную жизнь и свободное развитие, и является основанием для компенсации морального вреда на основании ст. 150 - 151 ГК РФ.
В соответствии с п. 45 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд принимает во внимание характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, учитывает, что в связи с не обеспечением ответчиком возможности входа в медицинское учреждение для маломобильных групп населения, истец был лишён возможности на посещение медицинского учреждения и получение необходимой медицинской помощи, в связи с чем полагает необходимым взыскать с ответчика ГБУ РД «Поликлиника №» компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Доказательств необоснованности заявленного истцом размера компенсации морального вреда ответчиком не представлено.
Довод стороны ответчика ГБУ РД «Поликлиника №» об отсутствии технической возможности приведения входов и выходов Поликлиники в соответствии с СП 59.13330.2020, основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований являться не может.
Другие доводы представителя ГБУ РД «Поликлика №» об отсутствии финансирования для устранения нарушений, так как Поликлиника является некоммерческой бюджетной организацией, также несостоятельны в силу следующего.
Из положений ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена, в том числе, на организации независимо от организационно-правовых форм.
С учетом предусмотренного статьей 12 Гражданского процессуального кодекса РФ принципа состязательности сторон часть 1 статьи 56 этого же кодекса обязывает стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, независимо от организационно - правовой формы Поликлиники, доказательства отсутствия технической возможности приспособления отделения травматологии ГБУ РД «Поликлиника №» для использования маломобильными группами населения, должен представить ГБУ РД «Поликлиника №».
Доказательств обращения к собственнику здания с заявлением о необходимости выделения денежных средств для оборудования входа в поликлинику в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 ответчиком - ГБУ РД «Поликлиника №» не представлено.
С учетом установленного, оснований для удовлетворения требований истца к Минздраву РД у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Алиевой С. С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан «Поликлиника №» удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Поликлиника №» произвести работы по обеспечению доступа в отделение травматологии в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Поликлиника №» в пользу Алиевой С. С. компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований Алиевой С. С. к Министерству здравоохранения Республики Дагестан отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий А.М. Магомедова