РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2018 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-599/18 по административному иску Кабацкова А. А. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения,
Установил:
Кабацков А.А. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что им в Департамент было подано заявление о предоставлении в собственность по договору купли-продажи земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью №, расположенного по адресу: <адрес>, Третья просека, участок б/н, кадастровый квартал <данные изъяты> территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), категория земель - земли населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ заявление административного истца рассмотрел и принял распоряжение №РД-2684 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена", сославшись на расположение части испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования, а также на нахождение на земельном участке строения. Кроме того, в обоснование отказа Департамент ссылается на нахождение его большей части в границах полосы отвода на период строительства и эксплуатации линейного объекта - коллектора дождевой канализации по программе подготовки к проведению в 2018 году в РФ чемпионата мира по футболу. Ссылаясь на необоснованность и надуманность оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2684 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена", незаконным, обязать административного ответчика продолжить работу по его заявлению, предоставив в собственность по договору купли-продажи земельного участка из земель, государственная собственность не разграничена, площадью № расположенного по адресу: <адрес>
В судебное заседание административный истец Кабацков А.А. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель административного ответчика по доверенности Кочергина Л.В. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенных в отзыве.
На основании положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 ЗК РФ.
В соответствии с указанной нормой права предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пп.8 п.2 постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, наделен руководитель Департамента градостроительства г.о.Самара.
Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Кабацков А.А. обратился к Главе городского округа Самара с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в собственность по договору купли-продажи для индивидуального жилищного строительства.
По результатам рассмотрения указанного выше заявления Департаментом Градостроительства городского округа Самара принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Кабацкову А.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 608 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Третья просека, участок б/н, кадастровый квартал №, территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), категория земель - земли населенных пунктов.
Основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка послужили следующие обстоятельства: 1) часть земельного участка расположена на территории общего пользования, 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю, поскольку предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, 3) схема расположения земельного участка не может быть утверждена, поскольку в его границах расположено строение, документов на которое заявителем не представлено.
Материалами дела подтверждено, что по сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, и представленным заявителем документам часть испрашиваемого им земельного участка расположена в границах территории общего пользования, поскольку расположена в границах территории, в отношении которой распоряжением <адрес> от 24,12.2014 года №-р утверждена документация по планировке территории в городском округе Самара в целях размещения объектов инженерной инфраструктуры, включенных в программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, и большей частью находится в границах полосы отвода на период строительства и эксплуатации линейного объекта-коллектора дождевой канализации.
Согласно п.6 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионатам мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2018 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) со дня утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решения о предварительном согласовании мест их размещения до ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, предназначенные в соответствии с такой документацией для размещения объектов инфраструктуры, не подлежат отчуждению из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Аналогичная норма содержится в абз.4 п.8 ст.28 Федерального закона Российской Федерации №178-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.
Согласно Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), часть образуемого земельного участка расположена на территории общего пользования в границах красных линий Третьей просеки.
В соответствии с п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, что предусмотрено п.«в» ч.4 ст.56 ГрК РФ.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума ВАС от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, который относится к территории общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Учитывая изложенное, в соответствии с пп.19 ст.39.16 ЗК РФ предоставление испрашиваемого административным истцом земельного участка в собственность по договору купли-продажи не допускается.
Кроме того, согласно представленным Департаментом градостроительства г.о.Самара топографическим материалам в границах земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположено строение.
Положениями ст.39.20 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В нарушение требований приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которых в перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в частности, входит документ, удостоверяющий право заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в Едином Государственном Реестр Прав, Кабацковым А.А. к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка таких документов не приложено, в связи с чем реализация прав на приобретение земельного участка в порядке, установленном ст.39.20 ЗК РФ, не представляется возможной, поскольку образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ).
В силу положений пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса.
Положениями п.16 ст.11.10 ЗК РФ установлено что, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Положения ст.39.3 ЗК РФ (п.п.1-2) предусматривает, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что лицо, которому на праве собственности принадлежит здание, строение сооружение, имеет право на приобретение земельного участка в собственность, занятую объектом недвижимости, площадью, необходимой для его использования.
Учитывая, что на испрашиваемом заявителем земельном участке отсутствуют принадлежащие последнему какие-либо здания, сооружения либо помещения в них, поскольку доказательств обратного суду не представлено, что часть земельного участка расположена на территории общего пользования, а также то, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю, поскольку предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2684 принято уполномоченным органом в рамках его компетенции в соответствии с требованиями закона, в связи с чем указанное соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что принятое Департаментом градостроительства г.о.Самара распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2684 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» Кабацкову А.А., расположенного по адресу: <адрес>, Третья просека, участок б\н, относится к компетенции органа местного самоуправления, каких-либо нарушений в действиях ответчика при издании оспариваемого распоряжения не установлено, оснований для удовлетворения требований Кабацкова А.А. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Кабацкова А. А. оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.03.2018 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь