Дело № 88а-12111/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 августа 2020 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Широковой Е.А., Зеленского А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ковалева И.Н., Ковалевой С.Н. на решение апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 ноября 2019 года по административному делу № 2а-804/2019 по административному исковому заявлению Ковалевой Н.С. и Ковалева И.Н. к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельных участков на плане территории, возложении обязанности согласовать предоставление земельных участков и утвердить схему расположения земельных участков на плане территории, отмене постановления №283 от 29 марта 2019 года.
По первой инстанции решение вынесено Сокольским районным судом Вологодской области 13 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
13 и 14 марта 2019 года Ковалёвой Н.С. и Ковалёвым И.Н. в администрацию Усть-Кубинского муниципального района поданы заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 2155 кв.м и 2000 кв.м, соответственно, расположенных в кадастровом квартале.. . в безвозмездное пользование, цель использования участков – для ведения личного подсобного хозяйства (далее – ЛПХ).
28 марта 2019 года письмом №02-08/175 администрация Усть-Кубинского муниципального района отказала Ковалёвой Н.С. в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпунктов 1 и 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), поскольку граница изображенной на представленной схеме территориальной зоны Ж-1 не соответствует ни одной из границ территориальных зон Ж-1, которые установлены Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Совета Высоковского сельского поселения № 47 от 27 июня 2014 года. Согласно указанным Правилам испрашиваемый участок находится на землях, градостроительные регламенты на которые не устанавливаются, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, а по виду сельскохозяйственных угодий – для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных. Предложено вернуться к рассмотрению данного вопроса после утверждения Проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Высоковского сельского поселения.
28 марта 2019 года письмом №02-08/178 администрация Усть-Кубинского муниципального района отказала Ковалеву И.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпунктов 1 и 2 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ, поскольку согласно представленной схеме расположения земельный участок предполагается сформировать в границах территориальной зоны Ж-1, в то время как согласно Правилам застройки и землепользования участок располагается на землях, градостроительные регламенты на которые не устанавливаются, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, а по виду сельскохозяйственных угодий – для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.
29 марта 2019 года постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района № 283 утверждена схема расположения земельного участка ЗУ1, ориентировочной площадью 8823 кв.м, из категории земель населенных пунктов, находящегося на землях, градостроительные регламенты на которые не устанавливаются, на фрагменте кадастрового плана территории в границах кадастрового квартала.. ., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование». При этом испрашиваемые Ковалёвой Н.С. и Ковалёвым И.Н. земельные участки поглощены земельным участком, схема которого утверждена указанным Постановлением.
Не согласившись с указанными отказами, и схемой расположения земельного участка ЗУ1, ориентировочной площадью 8823 кв.м, Ковалёва Н.С. и Ковалёв И.Н. обратились в суд с административными исками к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждения схем расположения земельных участков, возложении обязанностей устранить допущенные нарушения, отменить нормативные акты, принятые после решения об отказе и касающиеся испрашиваемого земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на плане территории, отменить постановление № 283 от 29 марта 2019 года об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале №... площадью 8823 кв.м (с учетом уточнения исковых требований).
В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемые отказы являются незаконными и нарушают их право на предоставление в безвозмездное пользование земельных участков для ведения ЛПХ на основании пункта 6 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ, так как согласно действующим Правилам землепользования и застройки Высоковского сельского поселения, на землях сельхозназначения допускается ведение ЛПХ, запрета на использование сельхозугодий для ведения ЛПХ действующее законодательство не содержит.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 13 августа 2019 года, административные исковые требования Ковалёвой Н.С. и Ковалёва И.Н. удовлетворены.
Признан незаконным отказ администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области по заявлению Ковалёвой Н.С. от 13 марта 2019 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 2155 кв. м, расположенного в кадастровом квартале.. . в <адрес>.
На администрацию Усть-Кубинского муниципального района возложена обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить на плане территории схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 2155 кв. м, расположенного в кадастровом квартале.. . в <адрес>.
Признан незаконным отказ администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области по заявлению Ковалева И.Н. от 14 марта 2019 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале.. . в <адрес>.
На администрацию Усть-Кубинского муниципального района возложена обязанность предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить на плане территории схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале.. . в <адрес>.
На администрацию Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области возложена обязанность отменить постановление № 283 от 29 марта 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 ноября 2019 года решение Сокольского районного суда Вологодской области от 13 августа 2019 года отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
На апелляционное определение Ковалев И.Н., Ковалева Н.С. подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене в связи с нарушением норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса (часть 8 статьи 39.14 ЗК РФ).
Так, согласно части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В извещении указывается информация согласно части 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (часть 4 статьи 39.18 ЗК РФ).
Согласно подпунктам 1 и 2 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Порядок подготовки схемы расположения участка на кадастровом плане территории регулируется статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи такая подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане территории осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Указанные форма и требования утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762.
Как следует из пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Удовлетворяя заявленные Ковалёвой Н.С. и Ковылёвым И.Н. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанных в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ, на которые ссылался в своих письмах.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда правильно исходила из следующего.
Как установлено материалами дела, испрашиваемые Ковалёвой Н.С. и Ковалёвым И.Н. в безвозмездное пользование земельные участки площадью 2155 кв.м и 2000 кв.м, соответственно, расположены в границах кадастрового квартала № по адресу: <адрес>, <адрес>, и в соответствии с действующим (по состоянию на 29 мая 2018 года) Генеральным планом Высоковского сельского поселения – в границах населенного пункта <адрес>.
Правила землепользования и застройки Высоковского сельского поселения утверждены Решением Совета поселения Высоковского сельского поселения от 27 июня 2014 года № 47.
Как следует из выкопировки с карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Высоковского сельского поселения испрашиваемые Ковалёвой Н.С. и Ковалёвым И.Н. земельные участки располагаются на землях, градостроительные регламенты на которые не устанавливаются, предназначенных для сельскохозяйственного производства, а по виду сельскохозяйственных угодий – для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных (л.д. 30).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Таким образом, учитывая, что Градостроительный регламент для данной территории не устанавливается, проект планировки территории не разрабатывался и не утверждался, а целевое назначение земель – для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, вывод суда о необходимости признания незаконными отказов администрации от 13 марта 2019 года, выраженного в письме № 02-08/175 и от 14 марта 2019 года выраженного в письме № 02-08/178, в предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 2155 кв. м, и 2000 кв. м, соответственно, нельзя признать обоснованным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что возложение на администрацию Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области обязанности предварительно согласовать предоставление двух земельных участков будет осуществлено в обход процедуры предоставления, предусмотренной статьей 39.18 ЗК РФ, без опубликования извещения о предоставлении земельных участков.
Согласно статье 4 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В силу положений земельного законодательства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов, но с соблюдением положений статьи 39.18 ЗК РФ, то есть с обязательным опубликованием извещения о предоставлении земельного участка
В извещении указывается информация согласно части 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Таким образом, возлагая на административного ответчика обязанность предварительно согласовать предоставление административным истцам двух земельных участков, суд первой инстанции не принял во внимание, что это приведет к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц, лишенных возможности получить информацию о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков и, как следствие – воспользоваться правом на получение земельных участков в безвозмездное пользование.
В соответствии с пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.
Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории), а при ее подготовке учитываются материалы и сведения о местоположении границ земельных участков.
Принимая во внимание, что в составленной административными истцами в целях предварительного согласования предоставления земельного участка схемах допущено пересечение границ испрашиваемого участка с земельным участком, формируемым на основании постановления № 283 от 29 марта 2019 года, отказ административного ответчика в утверждении данных схем обоснован.
До обращения административного истца в суд, так и в период нахождения в производстве суда спора, по которому меры предварительной защиты применены не были.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, действие (бездействие), решение органа, должностного лица признается незаконным при наличии двух условий: если оно не соответствует закону и, если оно нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
Подав заявление о предварительном согласовании предоставления земельных участков, Ковалев И.Н., Ковалева Н.С. не приобрели каких-либо прав на земельные участки. В связи с тем, что такие участки как объект гражданских прав не были сформирован, у административного ответчика отсутствовала обязанность по их предоставлению.
В дальнейшем был сформирован иной земельный участок в который вошли испрашиваемые Ковалевыми земли. Предварительное согласование предоставления испрашиваемых земельных участков стало невозможным.
Следовательно, оспариваемыми решениями гражданские права Ковалева Н.И., Ковалевой Н.С. нарушены не были.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Ковалевой Н.С. и Ковалева И.Н. к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконными отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждения схемы расположения земельных участков на плане территории, возложении обязанности согласовать предоставление земельных участков и утвердить схему расположения земельных участков на плане территории, отмене постановления № от 29 марта 2019 года оставить изменения, кассационную жалобу Ковалева И.Н., Ковалевой С.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 20 ноября 2019 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи: