Решение по делу № 12-70/2021 от 17.06.2021

Дело №12-70/2021

13RS0019-01-2021-001524-95

Р Е Ш Е Н И Е

          город Рузаевка                                                                     27 июля 2021 г.

          Судья Рузаевского районного суда Республики Мордовия Абаева Д.Р.,

          при секретаре Илькаевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское канализационное предприятие» на постановление Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия СГ от 31 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общество с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (далее по тексту ООО «Рузканал») привлечено к административной ответственности за указанное административное правонарушение, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 37 000 рублей.

Генеральный директор ООО «Рузканал» ТС обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности административного правонарушения, указывает, что назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 37 000 рублей, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела, при назначении наказания не учтено финансовое положение юридического лица.

В судебном заседании законный защитник ООО «Рузканал» БНФ просила удовлетворить жалобу по указанным в ней основаниям.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, начальник госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде государственной инспекции труда в Республике Мордовия СГ полагала жалобу не подлежащей удовлетворению. При этом дополнительно пояснила, что на основание обращений в инспекцию труда работников ООО «Рузканал» по фактам невыплат в установленный законом срок заработной платы, Государственной инспекцией труда и прокуратурой Рузаевского района была проведена проверка соблюдения трудового законодательства ООО «Рузканал». В период проведения проверки, она в устной форме выслушивала объяснения обратившихся в Инспекцию с жалобами работников ООО «Рузканал» по фактам невыплат им заработной платы в срок, письменные объяснения указанных лиц ею не оформлялись по причине многочисленности (62 человека) работников, чьи трудовые права были нарушены, их процессуальный статус не определялся, в качестве потерпевших она их не привлекала. Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Рузканал» на которые имеется ссылка в оспариваемом постановлении, она не исследовала, в материалы административного дела не приобщала, их местонахождение ей не известно, так же, как и не исследовались ею при рассмотрении административного дела документы, которые истребовал 25.03.2021 года у ООО «Рузканал» заместитель Рузаевского прокурора, указанные документы не приобщены к материалам дела, где они находятся ей не известно. Задолженность по заработной плате перед работниками ООО «Рузканал» и период выплаты заработной платы она рассчитывала самостоятельно по ведомостям о начислении заработной платы, в материалы административного дела указанные ведомости не приобщались. Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Выслушав защитника ООО «Рузканал», прокурора АА которым дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы.

В силу статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП Российской Федерации невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом посягательства указанного административного правонарушения являются трудовые права работника, предусматривающие своевременную выплату заработной платы.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП Российской Федерации, образует невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя Рузаевского межрайонного прокурора от 25 марта 2021 года № 167 в отношении ООО «Рузканал» проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения трудового законодательства, в частности положений статей 22, 130, 236, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 8.3 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Рузканал», а именно: по состоянию на 16.03.2021 года в Обществе сложилась задолженность по заработной плате за февраль 2021 года в размере 525 807 руб. 90 коп. перед 62 работниками, которая выплачена работникам (за исключением ВН) в полном объеме 26.03.2021 г. По состоянию на 26 марта 2021 года в Обществе сложилась начисленная, но не выплаченная задолженность по заработной плате за февраль 2021 года перед работником ВН (начальником экономического отдела) в размере 34 150 руб.

Работники ООО «Рузканал» заработную плату за февраль 2021 г. получили несвоевременно: БА аванс в размере 5000 руб. за февраль 2021 г. получил 4 марта 2021 года, окончательный расчет по заработной плате за февраль 2021 года в размере 14 415 руб. 35 коп. получил 18.03.2021 г.; Б аванс в размере 3000 руб. за февраль 2021 г. получила 9 марта 2021 года, окончательный расчет по заработной плате за февраль 2021 года в размере 6 747 руб. 66 коп. получила 18.03.2021 г.; БВ аванс в размере 5000 руб. за февраль 2021 г. получил 9 марта 2021 года, окончательный расчет по заработной плате за февраль 2021 года в размере 9 509 руб. 25 коп. получил 18.03.2021 г.; ВВ аванс в размере 5000 руб. за февраль 2021 г. получил 3 марта 2021 года, окончательный расчет по заработной плате за февраль 2021 года в размере 8297 руб. 66 коп. получил 16.03.2021 г.; Г аванс в размере 5000 руб. за февраль 2021 г. получил 9 марта 2021 года, окончательный расчет по заработной плате за февраль 2021 года в размере 13 135 руб. 52 коп. получил 18.03.2021 г.; ГА аванс в размере 5000 руб. за февраль 2021 г. получил 9 марта 2021 года, окончательный расчет по заработной плате за февраль 2021 года в размере 4 980 руб. 30 коп. получил 18.03.2021 г.; ДО аванс в размере 5000 руб. за февраль 2021 г. получила 10 марта 2021 года, окончательный расчет по заработной плате за февраль 2021 года в размере 6 147 руб. 55 коп. получила 18.03.2021 г.; ДА аванс в размере 5000 руб. за февраль 2021 г. получил 2 марта 2021 года, окончательный расчет по заработной плате за февраль 2021 года в размере 4131 руб. 23 коп. получил 18.03.2021 г.

Проценты (денежная компенсация) работникам за несвоевременную выплату заработной платы за февраль 2021 года не начислены и не выплачены.

21 мая 2021 года заместителем Рузаевского межрайонного прокурора в отношении ООО «Рузканал» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП Российской Федерации.

Постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ООО «Рузканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 37 000 рублей.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

Из обжалуемого постановления следует, что работодателем нарушены существенные условия Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Рузканал» - нарушение сроков выплаты заработной платы.

Вышеуказанное влечет обязанность должностного лица, осуществляющего производство по делу, обеспечить условия для реализации права потерпевших участвовать в производстве по делу.

Как установлено в судебном заседании из пояснений должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление и следует из решения Рузаевской межрайонной прокуратуры о проведении проверки от 25.03.2021 года, основанием проверки ООО «Рузканал» явилось обращения в Государственную инспекцию труда работников ООО «Рузканал» о фактах невыплаты заработной платы в установленный срок.

Должностное лицо вынесшее оспариваемое постановление пояснила, что в период проведения проверки, она в устной форме выслушивала объяснения обратившихся в Инспекцию с жалобами работников ООО «Рузканал» по фактам невыплат им заработной платы в срок, письменные объяснения указанных лиц ею не оформлялись по причине многочисленности (62 человека) работников, чьи трудовые права были нарушены, их процессуальный статус не определялся, в качестве потерпевших она их не привлекала, из-за большого объема работы.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 11 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Согласно статье 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.2 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматриваются с участием потерпевшего. В его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно положениям статьи 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2). Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3).

В нарушение требований части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ВН, БА, Б, БВ, ВВ, Г, ГА, ДО, ДА, а также иных сотрудников Общества, выплата заработной платы которым осуществлялась с нарушением положений трудового законодательства, которые не привлечены к участию в деле и не извещены о месте и времени рассмотрения дела, копия постановления по делу об административном правонарушении им не направлялась, права, предусмотренные ст. 25.2 КоАП РФ не разъяснялись. Отсутствие контактных данных потерпевших в представленных суду материалах дела, не позволяет и суду известить их о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.

Допущенные должностным лицом нарушения требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, устранение вышеперечисленных недостатков в рамках судебного разбирательства не представляется возможным.

При этом необходимо учитывать, что установление потерпевшего по делу, равно как соблюдение его права на участие в его рассмотрении, является обязанностью должностного лица.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав потерпевшего, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в части нарушения трудового законодательства составляет один год.

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Кроме того, из материалов предоставленного должностным лицом административного дела в отношении ООО «Рузканал» следует, что в ходе проведенной проверки у Общества истребовались документы, на основании которых, впоследствии должностным лицом инкриминировалось административное правонарушение ООО «Рузканал»: коллективный договор и все дополнительные соглашения к нему, трудовые договоры заключенные с работниками, приказы о предоставлении им отпусков, графиков отпусков за 2019-2021 г.г., табеля учета рабочего времени, лицевые счета, или расчетно-платежные ведомости о начислении и выплате заработной платы, расчетные листки о составных частях выплаченной заработной платы; таблицу о выплате отпускных за 2020 год работникам Общества с указанием ф.и.о работника, даты предоставления отпуска, сумма начисленных отпускных к выплате, даты выплаты отпускных с указанием суммы выплаты и номера и даты платежного поручения с приложением приказов о предоставлении отпусков, справка о наличии либо отсутствии задолженности по заработной плате по состоянию на 26.03.2021 г., документы подтверждающие выплаты заработной платы за декабрь 2020 года, январь, февраль 2021 года, аванса за март 2021 с приложением пояснительной записки, карты аттестации рабочих мест условий труда, приказы о приеме на работу за 2020 г., трудовые договоры с работниками, мероприятия по охране труда, программы вводного инструктажа, протоколы проведения обучения по охране труда, личные карточки выдачи специальной одежды, должностные инструкции.

Однако в административном материале отсутствуют указанные документы.

В оспариваемом постановлении должностного лица имеется ссылка на п. 8.3 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Рузканал», подтверждающих событие административного правонарушения, но они также отсутствуют.

В судебном заседании государственный инспектор СГ пояснила, что при рассмотрении настоящего административного дела Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Рузканал» она не исследовала, в материалы административного дела не приобщала, так же, не исследовала и не давала оценку при рассмотрении административного дела документам, которые истребовал для рассмотрения административного дела у ООО «Рузканал» заместитель Рузаевского прокурора, указанные документы не приобщены к материалам дела, где они находятся ей не известно. Задолженность по заработной плате перед работниками ООО «Рузканал» и период выплаты заработной платы она рассчитывала самостоятельно по ведомостям о начислении заработной платы, в материалы административного дела указанные ведомости не приобщались. При оценке доказательств виновности в инкриминируемом Обществу правонарушении ссылалась на акт проверки и постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Оценить иные доводы жалобы на основании поступивших в суд материалов дела не представляется возможным ввиду их явной недостаточности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении порядок привлечения к административной ответственности был нарушен, не были соблюдены все процессуальные нормы, а постановление не соответствует требованиям статей 29.9, 29.10 КоАП Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, постановление начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия СГ от 31 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Рузаевское канализационное предприятие" подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Рузаевское канализационное предприятие» ТС удовлетворить.

Постановление начальника отдела госнадзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде Государственной инспекции труда в Республике Мордовия СГ от 31 мая 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" отменить.

Возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия, на основании пункта 4 части первой статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья Рузаевского районного суда

Республики Мордовия                                                                Д.Р. Абаева

1версия для печати

12-70/2021

Категория:
Административные
Истцы
Помощник Рузаевского межрайонного прокурора Андряков А.А.
Ответчики
ООО "Рузаевское канализационное предприятие"
Суд
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
ruzaevsky.mor.sudrf.ru
17.06.2021Материалы переданы в производство судье
21.06.2021Истребованы материалы
05.07.2021Поступили истребованные материалы
27.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее