Судья Сорокина Е.Б. Дело № 33-1412/2023
№ 2-3463/2022
64RS0045-01-2022-005771-43
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 февраля 2023 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бурловой Е.В.,
судей Балабашиной Н.Г., Попильняк Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи Малаховой С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шабалиной А.А. к муниципальному бюджетному учреждению «Городская Аварийно-Ремонтная Служба 05», администрации муниципального образования «Город Саратов» о взыскании материального ущерба по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Кировского районного суда города Саратова от 18 октября 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Балабашиной Н.Г., объяснения представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения «Городская аварийно-ремонтная служба 05» - Климаковой И.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия
установила:
Шабалина А.А. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Городская Аварийно-Ремонтная Служба 05» (далее - МБУ «Городская Аварийно-Ремонтная Служба 05»), администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация МО «Город Саратов») о возмещении ущерба, в котором, изменив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просила суд взыскать с ответчиков в свою пользу возмещение ущерба в размере 286 856 руб. 40 коп., расходы на проведение независимого экспертного исследования в размере 10 000 руб., расходы на оказание юридических услуг в размере 10 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 9031 руб. 14 коп.
В обоснование заявленного иска указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 15 апреля 2022 года жилой дом истца затоплен канализационными отходами в результате некачественного проведения ремонтных работ ответчиком. В результате затопления повреждены дверные блоки, напольное покрытие, обои, мебель. 15 апреля 2022 года зарегистрировано обращение в ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову в связи с вышеуказанными событиями. В результате проведения доследственной проверки установлено, что затопление жилого дома истца произошло в результате действий ответчиков. С целью определения суммы причиненного ущерба по инициативе истца проведено независимое экспертное исследование ИП Казариным Р.А. Согласно экспертному исследованию № 36ПК/22 от 12 апреля 2022 года в результате действий ответчиков и в связи с тем, что затопление происходило в течение длительного времени (не менее 9-10 часов), в негодность пришло следующее имущество в коридоре, кухне и двух комнатах жилого помещения: поверхность стен, отхождение обоев и пятна, ламинат в результате деформации из-за переувлажнения, дверной блок (канадка), мебель.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 18 октября 2022 года с администрации МО «Город Саратов» в пользу Шабалиной А.А. взыскана стоимость причиненного ущерба в сумме 286 856 руб. 40 коп., расходы на проведение независимого экспертного исследования в размере 10 000 руб., расходы на оказание юридических услуг в размере 2 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 903 руб. 14 коп.
В удовлетворении исковых требований к ответчику МБУ «Городская Аварийно-Ремонтная Служба 05» отказано.
Взысканы с администрации МО «Город Саратов» в пользу ООО «Центр независимой технической экспертизы по Саратовской области» расходы за проведение экспертизы в сумме 48 000 руб.
Администрация МО «Город Саратов» подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шабалиной А.А. к администрации МО «Город Саратов» отказать. Автор жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам установленные по делу, неправильное применение норм материального права. Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины администрации МО «Город Саратов» в причинении ущерба истцу. Считает, что администрация МО «Город Саратов» является ненадлежащим ответчиком.
В возражениях на апелляционную жалобу Шабалина А.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительной причине неявки судебную коллегию не известили, об отложении судебного заседания не просили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шабалина А.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
15 апреля 2022 года жилой дом Шабалиной А.А. был затоплен канализационными отходами в результате некачественного проведения ремонтных работ ответчиком.
В результате затопления были повреждены дверные блоки, напольное покрытие, обои, мебель.
15 апреля 2022 года было зарегистрировано обращение в ОП № 5 в составе УМВД России по г. Саратову в связи с вышеуказанными событиями.
В ходе рассмотрения дела с целью установления причин залива и определения материального ущерба, причиненного истцу, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Центр независимой технической экспертизы по Саратовской области».
Согласно экспертному заключению № 8221 от 09 сентября 2022 года причиной залива домовладения истца, расположенного по адресу: <адрес>, является поступление бытовых стоков из санитарно-технического прибора - унитаза «Компакт», смонтированного в санитарном узле на первом этаже. Материальный ущерб, причиненный заливом жилого помещения, имевшего место
15 апреля 2022 года, в действовавших ценах, сложившихся в регионе (Саратовская область) составляет 286 856 руб. 40 коп. и представлена в локальном сметном расчете - приложении № 2 к настоящему заключению эксперта. Источник, повлекший повреждение в домовладении истца, расположенного по адресу: <адрес>, является засор центральной системы канализации на участке <адрес>
Разрешая исковые требования, руководствуясь положениями статей 15,
1064 ГК РФ, статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
статьей 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 1.4 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» принятых решением Саратовской городской думы от 25 декабря 2018 года № 45-326, суд первой инстанции исходил из того, что владелец колодца не установлен и в силу положений ст. 210 ГК РФ ответственность по возмещению ущерба перед истцом несет именно администрация МО «Город Саратов», в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований истца к указанному ответчику, отказ в иске к МБУ «Городская Аварийно-Ремонтная
Служба 05».
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований к администрации МО «Город Саратов» по следующим основаниям.
Согласно ответу администрации МО «Город Саратов» от 12 июля 2022 года № 02-02-23/7215 по вопросу балансовой принадлежности колодца, расположенного по адресу: <адрес> по информации МБУ «Городская Аварийно-Ремонтная Служба 05» колодец по указанному адресу в перечень объектов, находящихся на обслуживании в 2022 году не числится. Дополнительно сообщают, что комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов» не обладает сведениями о владельцах смотрового колодца по указанному адресу.
Согласно приложению № 3 к приказу комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов» от 24 декабря 2021 года № 2330в о перечне объектов, находящихся на обслуживании МБУ «Городская Аварийно-Ремонтная Служба 05» в 2022 году, колодец, расположенный по адресу: <адрес>, не числится.
Согласно ответу комитета жилищно-коммунального хозяйства от 26 октября 2022 года № 02-56/4390 аварийно-восстановительные работы в районе <адрес> не производились.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования закреплены в статье 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона
от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории
(статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1.4 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» принятых решением Саратовской городской думы от 25 декабря 2018 года № 45-326 под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение безопасности и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Под объектами благоустройства понимаются любые территории города, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов, город в целом, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории.
В соответствии с разделом 11 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» элементы инженерной подготовки и защиты территории обеспечивают безопасность и удобство пользования территорией, ее защиту от неблагоприятных явлений природного и техногенного воздействия в связи с новым строительством или реконструкцией. Проектирование элементов инженерной подготовки и защиты территории производится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод в соответствии с положениями СНиП, СанПиН. При проектировании стока поверхностных вод следует руководствоваться требованиями нормативно-технических документов. При организации стока следует обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройства открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприемных колодцев. Проектирование поверхностного водоотвода рекомендуется осуществлять с минимальным объемом земляных работ и предусматривать сток воды со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы. Дождеприемные колодцы являются элементами закрытой системы дождевой (ливневой) канализации, устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах и выездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2). При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (пункт 1 статьи 12).
На основании статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу статей 11, 35 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.
В силу раздела 4 СП 104.13330 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964/пр, - При проектировании инженерной защиты следует разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий с учетом требований к их функциональному назначению (использованию) или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов, промышленных, общественно-деловых и коммунально-складских объектов должна обеспечивать: бесперебойное и надежное функционирование и развитие объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового назначения, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, зон рекреационного назначения и других территориальных зон и отдельных сооружений; нормативные медико-санитарные условия жизни населения; нормативные санитарно-гигиенические, социальные и рекреационные условия защищаемых территорий.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания материального ущерба с администрации МО «Город Саратов», поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены исследованными доказательствами. Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Правовых оснований для удовлетворения исковых требований к иному ответчику у суда первой инстанции не имелось.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы администрации МО «Город Саратов» не могут повлиять на правильность решения суда и служить основанием для его отмены. Судом первой инстанции правильно определены значимые для рассмотрения дела обстоятельства, представленным сторонами доказательствам дана объективная, соответствующая нормам права оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 18 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи