Решение по делу № 21-207/2020 от 20.11.2020

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Букреева С.И. Дело № 21-207/2020

РЕШЕНИЕ

03 декабря 2020 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Киселева О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания» на решение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 05 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жукова А.И. от 10 июня 2020 года ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Согласно постановлению, в нарушение пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пунктов 4-6 "Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", утвержденного приказом Минприроды России от 4 марта 2016 года №66, ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания" не провело в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду на полигоне твердых бытовых отходов по адресу: <адрес>, и не предоставило до 15 января 2020 года отчет о результатах мониторинга в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 05 ноября 2020 года данное постановление изменено в части назначенного наказания (штраф снижен с 200000 рублей до 100000 рублей), в остальной части оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания» просит отменить решение судьи, считая его незаконными и необоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Собранные доказательства не являются достаточными для вывода об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 12 указанного Закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с "Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", утвержденным приказом Минприроды России от 4 марта 2016 года № 66, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов (пункт 2).

Порядок мониторинга предназначен для использования собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальными органами и подведомственными организациями, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, заинтересованными в получении данных о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов (далее - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов) в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (пункт 4).

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга) (пункт 5).

Результаты мониторинга оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным (пункт 6).

Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в частности, на объектах размещения отходов, выведенных из эксплуатации, в том числе рекультивированных или законсервированных в соответствии с установленным порядком (пункт 3).

Из материалов дела следует, что на основании решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи в хозяйственное ведение ОГУП «Липецкая областная коммунальная компания» было передано государственное имущество - первая очередь полигона для твердых бытовых отходов, находящееся по адресу: <адрес> (кадастровый номер ).

В состав указанного объекта недвижимого имущества входят: карта (<данные изъяты>) площадью застройки <данные изъяты> кв.м, дезинфицирующая ванна (<данные изъяты>) площадью застройки <данные изъяты> кв.м, подъездная автодорога (<данные изъяты>) (л.д.19-20; 25-26).

Представленная ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" выкопировка из реестра содержит следующие сведения: "Полигон не эксплуатируется. Консервация с 2019 года" (л.д.28).

Вместе с тем, какие-либо доказательства фактической консервации полигона отсутствуют, и согласно поступившему в Липецкий областной суд сообщению заместителя начальника Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, Управление не располагает документами о консервации объекта с кадастровым номером: .

Действующим законодательством установлен специальный порядок выведения объектов размещения отходов из эксплуатации и их консервации. В частности, соответствующие правила предусмотрены ГОСТ Р 56598-2015 (раздел 7 "Требования к закрытию и рекультивации полигонов"), приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 сентября 2016 года №614 "Об исключении объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов", СП 2.1.7.1038-01 (пункты 5.8, 5.9, 5.10, 5.12).

Согласно выписке из ЕГРН, указанный полигон учтен как действующий объект размещения твердых бытовых отходов (л.д. 25-27).

Таким образом, фактические сведения о том, что полигон не эксплуатируется, не свидетельствуют о его консервации в соответствии со специальным порядком выведения объектов размещения отходов из эксплуатации и их консервации.

При таких обстоятельствах владелец обязан соблюдать законодательство в области охраны окружающей среды.

Довод представителей ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" о том, что предприятие не является эксплуатантом полигона, и в этой связи не обязано проводить мониторинг и предоставлять отчет, не может быть принят во внимание, поскольку положения вышеприведенных нормативных актов в соответствующей части распространяются на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании которых они находятся.

С учетом изложенного, вывод о наличии в действиях ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о доказанности вины ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Нарушений норм закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено.

Постановление о привлечении ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

При вынесении решения по делу судьей районного суда с учетом тяжелого финансового положения ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" (введена процедура банкротства), а также отсутствия каких-либо негативных последствий, связанных с правонарушением, размер назначенного наказания был снижен с 200000 рублей до 100000 рублей, ошибочно указав о применении положений ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ.

Между тем, согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Законодатель, установив в статье 4.1 КоАП РФ требования при назначении административного наказания, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Выводы судьи, связанные с индивидуализацией наказания, регламентированные ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, мотивированы именно исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, и соответствуют принципам назначения справедливого и соразмерного административного наказания. При таких обстоятельствах, соглашаюсь с выводами судьи о том, что снижение ОГУП «ЛОКК» административного наказания будет отвечать целям административной ответственности.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 10 июня 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда Липецкой области от 05 ноября 2020 года (с учетом определения об исправлении описок от 12 ноября 2020 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" оставить без изменения, жалобу ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" - без удовлетворения.

Считать верным в решении судьи Октябрьского районного суда Липецкой области от 05 ноября 2020 года (с учетом определения об исправлении описок от 12 ноября 2020 года) указание о применении ч. 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

5


21-207/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания"
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Киселева О.М.
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
20.11.2020Материалы переданы в производство судье
03.12.2020Судебное заседание
03.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее