Решение по делу № 2а-3507/2020 от 13.08.2020

Дело № 2а-3507/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Котельниковой О.В., с участием представителя административного истца Хамзиной А.Г., административного ответчика Стригуна С.В., при секретаре Кадыровой А.Е., помощнике судьи Александровой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

                                                                                   29 сентября 2020 года

административное дело по административному иску ИФНС России № 2 по Центральному АО г. Омска к Стригун С.В. о взыскании задолженности по пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ИФНС России № 2 по Центральному АО г. Омска обратилась в суд с административными исковыми требованиями к административному ответчику, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, а также налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

Административный ответчик Стригун С.В. своевременно не исполнил свои обязанности по оплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2016, 2017 г.г., в связи с чем, ему были начислены пени за 2014 г. в размере 495,26 руб., за 2016 г. – 5234,27 руб. (двумя требованиями на суммы 5225,05 руб. и 9,22 руб.), за 2017 г. – 1396,36 руб. (двумя требованиями на суммы 1387,14 руб. и 9,22 руб.).

Кроме того, административный ответчик своевременно не исполнил свои обязанности по оплате транспортного налога за 2014, 2016, 2017 г.г., в связи с чем, ему также были начислены пени за 2014 г. в размере 119,59 руб., за 2016 г. – 316,70 руб. (двумя требованиями на суммы 316,09 руб. и 0,61 руб.), за 2107 г. – 119,31 руб. (двумя требованиями на суммы 0,79 руб. и 118,52 руб.).

Кроме того, административному ответчику Стригун С.В. за несвоевременную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) за 2010 г. была начислена пеня в размере 26,23 руб.

Административному ответчику направлялись требования, но задолженности оплачены не были.

Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании со Стригун С.В. задолженности по пени отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец просит взыскать со Стригун С.В. пени по недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 495,26 руб., за 2016 г. – 5234,27 руб., за 2017 г. – 1396,36 руб., пени по недоимке по транспортному налогу за 2014 г. в размере 119,59 руб., за 2016 г. – 316,70 руб., за 2107 г. – 119,31 руб., пени за несвоевременную уплату налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) за 2010 г. в размере 26,23 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом. Представила письменные дополнения по административному иску. До объявления перерыва в судебном заседании представитель ФИО4 (на основании доверенности) административные исковые требования поддержала.

Административный ответчик Стригун С.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, поддержав письменные возражения на административный иск.

Заслушав административного ответчика, исследовав имеющиеся письменные доказательства, обозрев гражданские дела , , суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги, предусмотрена в статье 57 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ; в силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчёт налоговой базы, а также срок уплаты налога.

На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги…(пункт 1).

В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:… в т.ч. квартира, машино-место, иные строения, помещения (ст. 401 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что Стригун С.В. является собственником недвижимого имущества, соответственно, является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

В силу ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ).

Стригун С.В. являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Омской области от 18.11.2002 N 407-ОЗ «О транспортном налоге» уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В судебном заседании установлено, что Стригун С.В. также является собственником транспортных средств, соответственно, является плательщиком транспортного налога с физических лиц.

В силу п. 2 и 3 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах…. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Пунктом 1 и 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Так, Стригун С.В. были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) об оплате налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2014, 2016, 2017 г.г., соответственно.

В добровольном порядке в установленные налоговыми уведомлениями сроки Стригун С.В. налоги за указанные периоды, не оплатил.

В связи с отсутствием оплаты налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2014 г. должнику было направлено требование, которое он также не исполнил.

Судом установлено, что недоимки по указанным налогам за 2014 г. были взысканы судебным приказом мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела а-189/2016. Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ Более обращений налогового органа в суд с административным иском о взыскании со Стригун С.В. недоимок за 2014 г., не было.

В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога… за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В данном случае, срок для обращения в суд налогового органа с административным исковым заявлением по недоимкам за 2014 г., пропущен.

Требованием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21) административному ответчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось оплатить пени за несвоевременную оплату недоимок по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 119,59 руб., по транспортному налогу за 2014 г. в размере 495,26 руб.

В данном случае недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2014 г. добровольно ответчиком оплачены не были, судебным актом они не взысканы, срок для обращения в суд с административным иском о взыскании указанных недоимок, пропущен.

Поскольку пени не может служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате задолженности (недоимки) по налогу, возможность которой утрачена, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о взыскании пени за неуплату (несвоевременную уплату) недоимок по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 119,59 руб., по транспортному налогу за 2014 г. в размере 495,26 руб., не имеется.

В связи с отсутствием оплаты налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2016 г. должнику было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которое Стригун С.В. также не исполнил.

Судом установлено, что недоимки по указанным налогам за 2016 г. были взысканы решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 10.09.2018 г. в рамках дела а-3600/2018.

Оплата по данному решению а-3600/2018 не произведена до настоящего времени, что не оспаривалось стороной административного ответчика.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В связи с отсутствием оплаты налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2016 г., налоговым органом были направлены требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в т.ч. пени по транспортному налогу в размере 5225,05 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 316,09 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21) и требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в т.ч. пени по транспортному налогу в размере 9,22 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 0,61 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).

Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Руководствуясь положением ч. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган своевременно обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании данных пеней, который был выдан ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи судебного участка № 87 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 28.02.2020 г. судебный приказ был отменен.

Как уже указывалось выше в соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением (13.08.2020 г.) о взыскании со Стригун С.В. пени в установленный законом шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании изложенного административные исковые требования о взыскании со Стригун С.В. пени по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в размере 5234,27 (5225,05+9,22) руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 316,70 (316,09+0,61) руб. подлежат удовлетворению.

Далее, в связи с отсутствием оплаты налога на имущество физических лиц, транспортного налога за 2017 г. должнику было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплаты недоимки в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), которое он также не исполнил.

Судом установлено, что недоимки по указанным налогам за 2017 г. были взысканы судебным приказом мирового судьи от 17.03.2020 г. в рамках дела а-1058/2020. Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ

Суд полагает необходимым указать следующее.

На основании ч. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган после отмененного судебного приказа по делу а-1058/2020 на день рассмотрения данного спора еще не утратил право (6 месяцев) на обращение в суд с административным иском о взыскании недоимок по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2017 г.

Вместе с тем, вопреки положению ч. 2 ст. 48 НК РФ (сумма недоимок и пени по требованию № 3509 превысила 3000 руб., срок оплаты был установлен – до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, необходимо считать: ДД.ММ.ГГГГ + шесть месяцев (ДД.ММ.ГГГГ)) налоговый орган несвоевременно обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа в рамках дела а-1058/2020, а именно ДД.ММ.ГГГГ, что согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ является основанием для того, чтобы считать отсутствующим факт возможности принудительного взыскания недоимок по заявленным налогам за 2017 г.

Подводя итого изложенному следует указать, что в данном случае недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2017 г. добровольно административным ответчиком оплачены не были, судебным актом они не взысканы, возможность их взыскания в исковом порядке утрачена ввиду пропуска налоговым органом срока при обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Поскольку пени не может служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате задолженности (недоимки) по налогу, возможность которой утрачена, постольку оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о взыскании пени за неуплату (несвоевременную уплату) недоимок по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 119,31 (0,79+118,52) руб., по транспортному налогу за 2017 г. в размере 1396,36 (9,22+1387,14) руб., не имеется.

Кроме того, поскольку в материалы дела ИФНС России № 2 по Центральному АО г. Омска не представлены доказательства оплаты (взыскания и пр.) налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2011) за 2010 г. либо наличия у налогового органа права (не утерянного) на взыскание указанной недоимки по данному налогу за 2010 г., постольку оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о взыскании пени за неуплату данного налога за 2010 в размере 26,23 руб., также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Стригун С.В. (ИНН ), фактически проживающего по адресу: <адрес>68, пени по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в размере 5234,27 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 316,70 руб.

В удовлетворении остальной части административного иска, отказать.

Взыскать с Стригун С.В. в доход бюджета города Омска госпошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья                                                    О.В. Котельникова

Мотивированное решение составлено 08.10.2020 г.

2а-3507/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России № 2 по ЦАО г. Омска
Ответчики
Стригун Станислав Владимирович
Суд
Куйбышевский районный суд г. Омск
Судья
Котельникова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kuybcourt.oms.sudrf.ru
13.08.2020Регистрация административного искового заявления
13.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2020Подготовка дела (собеседование)
04.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
08.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее