УИД 48RS0021-01-2024-001046-14
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 мая 2024 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Беловой Е.Ю.,
при секретаре Мисриевой А.В.,
с участием:
представителя истца Челядиновой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-797/2024 по исковому заявлению прокурора города Ельца в интересах муниципального образования – городского округа город Елец неопределенного круга лиц к МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца обратился в суд с иском в интересах муниципального образования – городского округа город Елец неопределенного круга лиц к МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца о возложении обязанности. Требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Ельца по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения требований законодательства при размещении самовольных построек. Решением Совета депутатов г. Ельца Липецкой области от 19.12.2012 № 44 утверждено Положение о порядке перемещения (переноса) временных объектов на территории города Ельца. Положение устанавливает порядок перемещения (переноса) временных объектов на территории городского округа город Елец, к которым относятся: павильоны, киоски, тонары, металлические гаражи, а также иные объекты, не имеющие прочной связи с землей. В силу статьи 2 Положения выявление временных объектов, подлежащих перемещению (переносу), и организацию работы по их перемещению (переносу) осуществляет администрация городского округа город Елец. Владельцу временного объекта, подлежащего перемещению (переносу), администрацией городского округа выносится предписание для добровольного перемещения (переноса) временного объекта. Распоряжением администрации городского округа город Елец № 1533-р от 19.09.2023 «О принудительном перемещении (переносе) временных объектов» создана комиссия по организации принудительного перемещения (переноса) самовольно установленных временных объектов (металлических гаражей), расположенных по адресу: N..., в период с 18.09.2023 по 18.10.2023, а также о поручении МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца произвести принудительное перемещение (перенос) указанных временных объектов, в случае невозможности осуществить их демонтаж на месте и в течение 90 календарных дней обеспечить ответственное хранение временных объектов на территории МБУ «Аварийно-спасательная служба» г. Ельца, после чего осуществить их утилизацию. В ходе проверки установлено, что указанное распоряжение администрации городского округа город Елец МБУ «Аварийно-спасательная служба» до настоящего времени не исполнено, несмотря на истечение более 5 месяцев со дня предельного срока, установленного вышеуказанным распоряжением. Просит обязать МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда произвести принудительное перемещение (перенос) самовольно установленных 52 металлических гаражей, расположенных по адресу: N...
Представитель ответчика МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах своей неявки в судебное заседание и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица администрации городского округа город Елец в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах своей неявки в судебное заседание и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителей истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Представитель истца – помощник прокурора г. Ельца Челядинова Е.Е. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям c учетом их уточнения, просила обязать МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда произвести принудительное перемещение (перенос) на территорию МБУ «Аварийно-спасательная служба» самовольно установленных 52 металлических гаражей, расположенных по адресу: N...
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, в совокупности и каждое в отдельности, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 35 того же Федерального закона предусматривает, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая, что заявленные требования направлены на защиту интересов муниципального образования, неопределенного круга лиц, прокурор города Ельца вправе обратиться в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Осуществление самовольного использования земельных участков гражданами ведет к ограничению прав органа местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также других граждан или организаций на использование указанных земельных участков на законных основаниях.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, в том числе относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемых к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим кодексом.
Решением Совета депутатов г. Ельца Липецкой области от 19.12.2012 № 44 принято Положение о порядке перемещения (переноса) временных объектов на территории города Ельца (далее – Положение).
В силу частей 1- 3 статьи 1 Положение устанавливает порядок перемещения (переноса) временных объектов на территории городского округа город Елец. Временные объекты - павильоны, киоски, тонары, металлические гаражи, а также иные объекты, не имеющие прочной связи с землей. Подлежащими перемещению (переносу) считаются временные объекты: 1) самовольно установленные; 2) владельцы которых не заключили или не продлили договоры аренды земельного участка, договоры на размещение нестационарного торгового объекта; 3) владельцы которых не выполняют требования муниципальных правовых актов об использовании земель или земельных участков, условия заключенного договора аренды земельного участка, договора на размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии со статьей 2 Положения выявление временных объектов, подлежащих перемещению (переносу), и организацию работы по их перемещению (переносу) осуществляет администрация городского округа город Елец (далее - администрация городского округа) на основании письменных заявлений физических и (или) юридических лиц, а также на основании информации о прекращении действия договоров аренды земельных участков, договоров на право установки нестационарных торговых объектов (часть 1).
Владельцу временного объекта, подлежащего перемещению (переносу), администрацией городского округа выносится предписание для добровольного перемещения (переноса) временного объекта (часть 2).
В случае, если владелец временного объекта не установлен, на временный объект наносится предписание в соответствии с частью 9 настоящей статьи, о чем составляется акт. При этом произвести перемещение (перенос) временного объекта обязывается владелец временного объекта без указания фамилии, имени и отчества гражданина или наименования юридического лица (часть 5).
Если администрацией городского округа приняты все необходимые меры по оповещению владельца временного объекта о необходимости его перемещения (переноса), а указанное лицо не предприняло никаких мер по исполнению предписания и не предъявило доказательств уважительных причин, по которым предписание не исполнено, администрация городского округа издает правовой акт о принудительном перемещении (переносе) временного объекта (часть 8).
На временные объекты, владельцы которых не установлены или уклоняются от подписи и объяснений, наносится соответствующая нестирающаяся надпись следующего содержания: "Временный объект подлежит перемещению (переносу) в срок до...". По истечении двух недель, если владелец не будет обнаружен, временный объект вывозится на отведенную площадку (часть 9).
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации городского округа город Елец № 1533-р от 19.09.2023 «О принудительном перемещении (переносе) временных объектов» создана комиссия по организации принудительного перемещения (переноса) самовольно установленных временных объектов (металлических гаражей), расположенных по адресу: N..., в период с 18.09.2023 по 18.10.2023, а также о поручении МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца произвести принудительное перемещение (перенос) указанных временных объектов, в случае невозможности осуществить их демонтаж на месте и в течение 90 календарных дней обеспечить ответственное хранение временных объектов на территории МБУ «Аварийно-спасательная служба» г. Ельца, после чего осуществить их утилизацию.
В ходе проверки установлено, что указанное распоряжение администрации городского округа город Елец МБУ «Аварийно-спасательная служба» до настоящего времени не исполнено, несмотря на истечение более 5 месяцев со дня предельного срока, установленного вышеуказанным распоряжением.
На представление прокуратуры города Ельца администрация городского округа город Елец в своем сообщении № 656/01-15 от 21.02.2024 указала, что распоряжение № 1533-р от 19.09.2023 не исполнено, в связи со значительным количеством выявленных самовольно установленных объектов, а также в связи с ограниченным финансированием.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом достоверно установлено, что на момент обращения с данным иском в суд МБУ «Аварийно-спасательная служба» г. Ельца возложенные на нее распоряжением № 1533-р от 19.09.2023 работы по перемещению (переносу) на территорию МБУ «Аварийно-спасательная служба» самовольно установленных металлических гаражей, расположенных по адресу: N..., не были произведены.
При таком положении суд считает необходимым возложить на МБУ «Аварийно-спасательная служба» г. Ельца обязанность произвести принудительное перемещение (перенос) самовольно установленных металлических гаражей, расположенных по адресу: N..., удовлетворив заявленные прокурором города Ельца исковые требования.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины, размер которой на момент подачи иска следовало определять в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ как при подаче заявления неимущественного характера для физических лиц в размере 300 рублей, поскольку направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть физических лиц.
Таким образом, взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области подлежит государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Ельца в интересах муниципального образования – городского округа город Елец неопределенного круга лиц к МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Аварийно-спасательная служба» города Ельца (ИНН 4821003915) обязанность произвести в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести принудительное перемещение (перенос) на территорию МБУ «Аварийно-спасательная служба» самовольно установленных 52 металлических гаражей, расположенных по адресу: N...
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Аварийно-спасательная служба» (ИНН 4821003915) города Ельца государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Ю. Белова
Решение суда в окончательной форме принято 5 июня 2024 года.