Дело № 2-4060/2020
УИД 44RS0001-01-2020-005676-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солигаличского района в интересах Дудиной Т.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении тест - полосками, иглами инсулиновыми
установил:
Прокурор Солигаличского района обратился в суд в интересах Дудиной Т.В. требования обоснованы тем, что прокуратурой Солигаличского района проведена проверка по обращению Дудиной Т.В. по вопросу ненадлежащего обеспечения медицинскими изделиями, в которой установлено, что Дудина Т.В., <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» .... В сентябре 2019 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на иглы инсулиновые и тест-полоски к глюкометрам для обеспечения льготных категорий граждан в 2020 году. Однако в период 2020 года Дудина Т.В. иглами инсулиновыми и тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови не обеспечивалась. Из положений раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492, следует, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Согласно приложению № 1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лица с заболеванием диабет обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики. Исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области является Департамент здравоохранения Костромской области (п. 1. Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546). К полномочиям Департамента здравоохранения Костромской области среди прочего относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27 Положения). Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 27.12.2012 № 830 утвержден Порядок льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее - Порядок). Согласно п. 6.7 Порядка, в установленные Департаментом сроки медицинские организации составляют годовые и при необходимости дополнительные квартальные заявки на обеспечение потребностей федеральных и региональных льготников. В ходе проведенной проверки установлено, что указанная обязанность по направлению в департамент здравоохранения Костромской области соответствующей заявки для обеспечения льготных категорий граждан иглами инсулиновыми и тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» была выполнена, однако департаментом здравоохранения Костромской области Дудина Т.В. необходимыми медицинскими изделиями в 2020 году не обеспечивалась. В связи с отсутствием надлежащего обеспечения тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, Дудина Т.В. в сентябре 2020 года приобрела за свой счет тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови на общую сумму 520 рублей. Таким образом, с департамента здравоохранения Костромской области, нарушившего права Дудиной Т.В., подлежат взысканию в пользу Дудиной Т.В. расходы на приобретение тест -полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 520 рублей.
Истец просит обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Дудиной Т.В., <дата> года рождения, тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови, иглами инсулиновыми по медицинским показаниям в полном объеме, взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Дудиной Т.В., <дата> года рождения, расходы на приобретение тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 520 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ОГБУЗ «Солигаличская районная больница».
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Михина Д.А., действующая на основании поручения прокурора Солигаличского района исковые требования поддержала по доводам иска.
Истец Дудина Т.В. в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области Громова П.М. в судебном заседании иск не признала.
Представитель третьего лица ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в судебное заседание не явился, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и др.
Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому, заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.29 Закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 80 Закона, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Из положений раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492, следует, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно приложению №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лица с заболеванием диабет обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.
Как следует из материалов дела, Дудина Т.В., <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» ..., имеет ... группу инвалидности, внесена в программу мониторинга больных с диагнозом «Сахарный диабет» Росминздрава, в соответствии с назначением врача эндокринолога получает инсулины: ....
Право на получение бесплатных лекарств установлено Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» действующее в редакции Постановления от 14.02.2002 № 103, согласно которому граждане, страдающие диабетом имеют право на получение всех лекарственных средств, средств диагностики бесплатно.
Исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области является Департамент здравоохранения Костромской области (п. 1. Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546).
К полномочиям Департамента здравоохранения Костромской области среди прочего относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и с 50% скидкой за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27 Положения).
Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 27.12.2012 № 830 утвержден Порядок льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее - Порядок).
Согласно п. 6.7 Порядка, в установленные Департаментом сроки медицинские организации составляют годовые и при необходимости дополнительные квартальные заявки на обеспечение потребностей федеральных и региональных льготников.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что Дудина Т.В. должна была обеспечиваться иглами инсулиновыми и тест- полосками для определения содержания глюкозы в крови, в сентябре 2019 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» направлялась заявка на иглы инсулиновые и тест –полоски к глюкометру для обеспечения льготных категорий граждан в 2020 году.
Однако Дудина Т.В. в 2020 году необходимыми медицинскими изделиями не обеспечивалась.
В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
К полномочиям Департамента относится защита прав человека в области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50 % за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
До настоящего времени тест-полосками и иглами инсулиновыми Дудина Т.В. не обеспечена. Таким образом, обязанность обеспечить Дудину Т.В. тест-полосками к глюкометру и иглами инсулиновыми ответчиком не исполнено, доказательств обратного материалы дела не содержат.
В связи с отсутствием надлежащего обеспечения тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови, Дудина Т.В. в сентябре 2020 года приобрела за свой счет тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови на общую сумму 520 рублей.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, на ответчика подлежит возложению обязанность обеспечить Дудину Т.В. <дата> года рождения, тест - полосками, иглами инсулиновыми в необходимом объеме по медицинским показаниям, так же с департамента здравоохранения Костромской области, нарушившего права Дудиной Т.В., подлежат взысканию в пользу Дудиной Т.В. расходы на приобретение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 520 руб..
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Дудиной Т.В., <дата> года рождения, тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови, иглами инсулиновыми по медицинским показаниям в полном объеме.
Взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Дудиной Т.В., <дата> года рождения, расходы на приобретение тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови в сумме 520 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья