Дело № 2а-1460/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Кумертау 05 июля 2018 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,
с участием представителя административного истца Хабибуллиной Р.Р. – Абдуллина Р.Р., представившего доверенность от <...>,
представителя административного ответчика ОМВД России по городу Кумертау Тавабиловой А.Р., представившей доверенность от <...>,
при секретаре Кузнецовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабибуллиной Р.Р. к Отделу МВД России по городу Кумертау о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица ОГИБДД ОМВД России по городу Кумертау,
УСТАНОВИЛ:
Хабибуллина Р.Р. обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что <...> она подала начальнику ОГИБДД ХХХ заявление о проведении проверки в отношении должностного лица и привлечения его к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, которое <...> создало помеху для движения, выставив бетонные блоки на проезжей части и не обеспечило надлежащее информирование участников движения об опасности дорожными знаками, в результате указанных действий (бездействия) должностного лица был причинен вред ее автомобилю, который в результате наезда на бетонные блоки получил механические повреждения. Материал зарегистрирован в КУСП ОМВД России по городу Кумертау <...> за <...>. <...> она получила ответ, что ее заявление приобщено к административному материалу, зарегистрированному в КУСП <...> за <...>. Исходя из ответа на ее заявление, проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении, не проведена, процессуальное решение не принято. В связи с чем, просит суд, признать незаконными действия (бездействие) должностного лица ОГИБДД ОМВД России по городу Кумертау ХХХ, выразившееся в не вынесении процессуального решения по заявлению потерпевшего (материал КУСП <...> от <...>), обязать ОМВД России провести административного расследование по заявлению о проведении проверки в отношении должностного лица и привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ (материал КУСП <...> от <...>) в соответствии с КоАП РФ и принять по делу процессуальное решение.
В ходе судебного заседания представитель административного ответчика Тавабилова А.Р. пояснила суду, что в настоящее время процессуальное решение по заявлению потерпевшей Хабибуллиной Р.Р. принято, <...> вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в связи с чем, отсутствует предмет для рассмотрения настоящего административного иска.
Представитель административного истца Абдуллин Р.Р. пояснил, что поскольку процессуальное решение по делу вынесено, его доверителем определение от <...> будет обжаловано в рамках КоАП РФ, следовательно, производство по административному иску подлежит прекращению.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд на основании ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в их отсутствии.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Административным истцом заявлены требования о признании не законным действия (бездействия) должностного лица, выразившиеся в не вынесении процессуального решения по заявлению, а также обязать отдел МВД провести административное расследование и принять по делу процессуальное решение.
По смыслу статей 1, 4, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная защита прав может осуществляться только в том случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Обратиться в суд с иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) вправе лишь лицо, чьи права и законные интересы нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения) и будут восстановлены в результате применения последствий их незаконности, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.
Признание незаконным бездействия органа МВД, выразившегося в не привлечении какого-либо лица к ответственности за совершение правонарушения с формальным составом не может являться способом восстановления права административного истца, не являющегося стороной в этих публичных отношениях.
При этом должностные лица ОГИБДД Отдела МВД России по городу Кумертау обладают в том числе полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях соответствии с компетенцией, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами, и деятельность органов МВД осуществляется на принципах независимости и недопустимости вмешательства в нее.
Таким образом, гражданин вправе инициировать судебное рассмотрение вопроса о допущенном бездействии органа МВД только в случае неисполнения им в отношении этого гражданина конкретной возложенной нормативно-правовым актом обязанности, которая влечет предусмотренные статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации последствия для него. Реализация же предоставленных законом органу МВД полномочий не может быть поставлена в зависимость от усмотрения гражданина.
В силу принципа разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации) возложение на орган МВД обязанности провести административное расследование и привлечь лицо к административной ответственности за совершение конкретного административного правонарушения не входит и в полномочия органов судебной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных данным Кодексом случаях.
На основании пункта 3 части 1 статьи 128 этого же Кодекса судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из положений статьи 218 приведенного Кодекса, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Таким образом, учитывая, оспариваемое бездействие не создает вышеприведенных непосредственных последствий для административного истца, который не является стороной публичных правоотношений по вопросу привлечения иного лица к административной ответственности за совершение правонарушения с формальным составом, административное исковое заявление в части обязания отдела МВД провести административное расследование и принять по делу процессуальное решение подлежало отказу в принятии.
По аналогии, если обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии административного искового заявления, будут установлены после его принятия к производству, суд на основании статьи 194 КАС РФ прекращает производство по делу.
Согласно ст. 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в частях 5 и 6 статьи 39, частях 6 и 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса. Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что по заявленным требованиям административного истца должностным лицом ГИБДД ОМВД России по городу Кумертау уже вынесено процессуальное решение - определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от <...>, соответственно отсутствует предмет административного спора.
В силу положений ст. 195 КАС РФ, производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 194, 195, 225 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░