Производство № 2а-6379/2021
УИД 28RS0004-01-2021-007924-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2021 г. г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мухина Е.О.,
при секретаре Тюрюханове В.Н.,
с участием заместителя начальника отдела по надзору за процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Амурской области Ординарцева С.В., представителя административного ответчика – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области – Кузнецовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Амурской области к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося внеисполнении представления прокурора, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Амурской области обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной прокуратурой области проверки в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, установлены нарушения ст. 17, 23 и 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», а именно не во всех камерах лицам, содержащимся под стражей, созданы надлежащие материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия в камерах № 135, 137, 138, 148 и 154. 18 мая 2021 года заместителем прокурора области начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области внесено представление № 17-13-2021/4210-21-20100001). До настоящего времени нарушения закона не устранены.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области при устранении выявленных прокуратурой нарушений требований ст. 17, 23 и 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования итранспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 4, и п. 4.3. раздела ?V Санитарно-эпидемиологических правил СП. 3.1./3.2.314613 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65, в камерах № 135, 137, 138, 148 и 154.Обязать администрацию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области устранить нарушения требований ст. 17, 23 и 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 4, и п. 4.3. раздела ?V Санитарно-эпидемиологических правил СП. 3.1./3.2.314613 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65, и произвести ремонт в камерах № 135, 137, 138, 148 и 154.
Определением суда от 9 июля 2021 г. при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области.
В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры Амурской области на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал, в обоснование привел те же доводы, что указаны в административном исковом заявлении. Просит удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав, что самостоятельными денежными средствами для строительства или ремонта зданий и помещений учреждение не располагает. Пояснила, что учреждением проводится постоянная и целенаправленная работа по соблюдению норм законодательства в следственном изоляторе и обеспечению выполнения возложенных на него функций. Постоянно проводятся мелкие ремонтные работы в режимных помещениях, не требующие материальных затрат. При наличии материалов на складе учреждения производятся более углубленные ремонтные работы. После проведения проверки Прокуратурой Амурской области была направлена информация о потребности в выделении денежных средств для производства текущего и косметического ремонтов помещений в сумме 900000 рублей. По информации УФСИН России по Амурской области в текущем году лимиты бюджетных обязательств на проведение текущих ремонтов в УФСИН не доводились. Считает, что бездействия по обеспечению содержащихся под стражей надлежащих материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий администрацией учреждения не допущено. Данный вопрос постоянно контролируется руководством следственного изолятора и решается по мере возможности с учетом реально существующих условий. Просит суд, отказать административному истцу в удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, и предоставить необходимое время для проведения ремонтных работ в камерах № 135, 137, 138, 148 и 154, а именно до 31.12.2021 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание суду не сообщили. 30 июля 2021 г. в адрес суда поступило ходатайство от имени представителя УФСИН России по Амурской области Кутузова В.А. об отложении судебного заседания по настоящему административному делу, назначенного на 15 часов 30 минут 2 августа 2021 г. Вместе с тем, указанное ходатайство заявителем подписано не было, в связи с чем не было принято судом в качестве надлежащего процессуального документа (ходатайства об отложении судебного разбирательства). При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителей УФСИН России по Амурской области.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Амурской области проведена проверка соблюдения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области санитарно-эпидемиологических норм и правил, в ходе которой выявлено, что в камере № 135 на полу подскамье для сидения образовались глубокие выбоины, деревянная оконная рама выставлена и не закреплена. В камере № 137 на стенах и потолке наблюдаются следы потеков, пол по всему периметру имеет глубокие выбоины. На стенах и потолке камер № 138 и 148 отслаивается покрытие, присутствуют потеки и плесень. Требуется ремонт пола в камере № 154.
В целях устранения отмеченных нарушений закона 18 мая 2021 г. заместителем прокурора области начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области внесено представление № 17-13-2021/4210-21-20100001.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования начальник следственного изолятора в ответе от 18 июня 2021 года № 28/60/12-2830 сообщил, что данные нарушения не устранены ввиду отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств на проведение текущего ремонта.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Амурской области в июне 2021 года, было установлено, что ранее выявленные нарушения закона не были устранены административным ответчиком.
Заместителем прокурора Амурской области заявляется о незаконном бездействии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области по устранению нарушений ст. 17, 23 и 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», а именно не во всех камерах лицам, содержащимся под стражей, созданы надлежащие материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия, в частности, в камерах № 135, 137, 138, 148 и 154 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области допущены существенные нарушения указанных санитарно-эпидемиологических правил.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет ряд надзорных функций.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения санитарно-гигиенических условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, могут затронуть права и законные интересы неопределённого круга лиц, заместитель прокурора Амурской области имеет право обратиться в суд с настоящим административным иском в порядке, определённом ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В силу ст. 8 указанного Закона следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В силу требований ст. 17, 23 и 24 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственном изоляторе, имеют право на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Им должны создаваться бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Администрация места содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенических требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
На основании п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В соответствии с п. 4.3. раздела ?V Санитарно-эпидемиологических правил СП. 3.1./3.2.314613 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65, при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия быта и отдыха и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Из материалов дела следует, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Учредителем данного Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляемого ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, а стороной административного ответчика фактически не отрицалось, что условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области № 135, 137, 138, 148 и 154, не отвечают требованиям гигиены и санитарии. В результате этого, нарушаются права лиц, заключенных под стражу, на надлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Доказательств того, что фактическое состояние указанных помещений ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области после проведённой прокурором проверки или на момент рассмотрения настоящего дела было приведено в соответствие с действующими санитарно-гигиеническими правилами, административным ответчиком представлено не было.
При этом из доводов представителя административного ответчика следует, что во второй половине июля 2021 года, были выполнены ремонтные работы в камерах № 135 и 148 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. Указанные доводы представителя административного ответчика расцениваются судом как голословные, поскольку каких-либо относимых и допустимых доказательств совершения административным ответчиком реальных действий, направленных на устранение выявленных нарушений, не представлено.
Ссылки представителя административного ответчика на то, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области является казенным учреждением, участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, в связи с чем им принимались меры к устранению нарушений законодательства путем направления запросов в УФСИН России по Амурской области о выделении бюджетных средств на эти цели, не могут быть приняты во внимание и отклоняются судом как необоснованные, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может служить основанием для освобождения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области от исполнения обязанностей, возложенных на данные учреждения в силу закона, а также не может послужить основанием для несоблюдения общих принципов содержания под стражей, установленных ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования несостоятелен, так как в материалы дело не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области объективной возможности исполнить предписание заместителя прокурора по Амурской области. Более того, само по себе направление 16 июня 2021 г. начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области письма в адрес врио начальника УФСИН России по Амурской области с указанием на необходимость финансирования в размере приблизительно 900000 рублей для проведения текущих и косметических ремонтов в помещениях режимных корпусов ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, не принимается судом вкачестве доказательства принятия административным ответчиком реальных мер для устранения допущенных нарушений: указанное письмо носит общий характер, не содержит конкретного перечня мероприятий, на проведение которых требуется дополнительное бюджетное финансирование, не содержит указания на помещения, требующие ремонта, а также сметной документации.Указанное доказательство свидетельствует о формальном подходе административного ответчика к принятию мер по устранению нарушений, выявленных заместителем прокурора Амурской области и указанных в представлении прокурора № 17-13-2021/4210-21-20100001 от 18 мая 2021 г., а направление указанного письма по своей сути не создает условий для реального восстановления прав неопределённого круга лиц, в защиту прав которых подан рассматриваемый административный иск.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования заместителя прокурора Амурской области к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении представления прокурора, возложении обязанности устранить допущенные нарушения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя прокурора Амурской области к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении представления прокурора, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области при устранении выявленных прокуратурой Амурской области нарушений требований ст.ст. 17,23 и 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, атакже условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 44, и п. 4.3. раздела IV Санитарно-эпидемиологических правил СП. 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 № 65, в камерах №№ 135, 137, 138, 148 и 154 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, указанных в представлении заместителя прокурора Амурской области от 18 мая 2021 г. № 17-13-2021/4210-21-20100001.
Возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области обязанность в течение трёх месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения требований ст.ст. 17, 23 и 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требованияк эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 44, и п. 4.3. раздела IV Санитарно-эпидемиологических правил СП. 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 № 65, путём проведения ремонта помещений камер №№ 135, 137, 138, 148 и 154 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.О. Мухин
Решение в окончательной форме изготовлено 13 августа 2021 г.