Дело №
55RS0№-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,
помощника судьи ФИО9
при секретаре ФИО10,
рассмотрев 23 декабря 2022 года в открытом судебном заседании в городе Омске
гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к ФИО1 в лице законного представителя ФИО5 о признании не приобретшим право пользования жилым помещением,
с участием
старшего помощника прокурора Кировского административного округа <адрес> ФИО2,
истца ФИО4,
ФИО5, являющейся законным представителем ответика несовершеннолетней ФИО1,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО11 ФИО3 ФИО6,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 И.А. обратилась в суд с иском к ФИО3 А.А. в лице законного представителя ФИО5 о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, в обоснование требований указав, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>А, <адрес>. В настоящее время в обозначенном жилом помещении зарегистрирована несовершеннолетняя ФИО3 А.А., однако, фактически в данной квартире не проживала и не проживает. Коммунальные услуги и прочие платежи за жилое помещение истец оплачивает самостоятельно, личных вещей ответчика в квартире не имеется.
В связи с изложенным, истец просила признать ответчика не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>А, <адрес>.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле для дачи заключения привлечен прокурор Кировского административного округа <адрес>.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент образования Администрации <адрес>.
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО3 А.А., ФИО3 Д.С.
Истец ФИО3 И.А. требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Законный представитель ответчика несовершеннолетней ФИО3 А.А. ФИО5 просила отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на наличие у несовершеннолетней ФИО3 А.А. право проживания по месту регистрации по месту жительства ее отца ФИО3 А.А.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО11, ФИО3 Д.С. полагали необходимым удовлетворить исковые требования.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3 А.А., представитель департамента образования Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Кировского административного округа <адрес> ФИО2, полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Частями 1, 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.
В соответствии с частями 1 – 4 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ)). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес> А, <адрес>, являются ФИО3 Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (1/2 доли), и ФИО3 И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (1/2 доли).
В соответствии с копией лицевого счета № в <адрес>А по <адрес> имеют постоянную регистрацию по месту жительства ФИО3 А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Родителями ФИО3 А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО3 А.С., ФИО5, что подтверждается записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке УВМ УМВД России по <адрес> ФИО3 А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Из акта о не проживании следует, что ФИО3 А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу регистрации по месту жительства: <адрес>А, <адрес> не проживает и не проживала.
Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.
В силу положений статьи 3, пункта 1 статьи 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
Согласно пункту 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
По смыслу указанных норм права несовершеннолетние дети приобретают право на жилое помещение, определяемое им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств чего является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, возникающего независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение.
Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2022), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, право несовершеннолетних детей на проживание производно от прав их родителей, поскольку лица, не достигшие возраста 14 лет, не могут самостоятельно реализовывать свои права, в том числе на вселение в жилое помещение и проживание в нем.
Данные права ребенка и обязанности его родителей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка.
Таким образом, лишение ребенка права пользования жилым помещением в котором зарегистрирован один из родителей, не имеющий в собственности иных жилых помещений, может повлечь нарушение прав ребенка, в связи с чем, в силу положений СК РФ об обязанностях родителей в отношении своих детей, право пользования жилым помещением, в котором зарегистрирован несовершеннолетний совместно с одним из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями.
Единый государственный реестр недвижимости записей о праве собственности ФИО3 А.С., ФИО5, несовершеннолетней ФИО3 А.А. на жилые помещения не содержит.
Доказательства наличия в собственности ФИО3 А.С., ФИО5, несовершеннолетней ФИО3 А.А. жилых помещений не представлены.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что отец несовершеннолетней ФИО3 А.А. ФИО3 А.С. добровольно выехал из жилого помещения и проживает в другом месте, не влияет на право пользования несовершеннолетней ФИО3 А.А. спорным жилым помещением, которое она с выездом из него своего отца не утратила, при этом, в силу возраста она не имеет возможности самостоятельно реализовать свои жилищные права.
Доводы истца о неисполнении законными представителями несовершеннолетней обязанности по оплате коммунальных услуг правового значения для рассмотрения исковых требований в данном случае не имеют, так как неисполнение указанных обязанностей не влияет на право несовершеннолетней пользоваться для проживания обозначенным жилым помещением, при этом, истец имеет право обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании с законных представителей несовершеннолетней неосновательного обогащения в виде сбереженных денежных средств в сумме доли подлежащих оплате несовершеннолетней коммунальных услуг.
Судебные расходы не заявлены.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 к ФИО1 в лице законного представителя ФИО5 о признании не приобретшим право пользования жилым помещением оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Вихман
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия вернаРешение (определение) не вступил (о) в законную силу «____» _________________ 20 г.УИД 55RS0№-51Подлинный документ подшит в материалах дела 2-4710/2022 ~ М-4274/2022хранящегося в Кировском районном суде <адрес>Судья __________________________Вихман Е.В. подписьСекретарь_______________________ подпись |