Дело №2а-607/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 июня 2021 года город Губкин Белгородской области.
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
судьи Бобровникова Д.П.
при секретаре Кривошеевой А.А.
с участием:
представителя административного истца адвоката Шагбазяна С.Э.,
представителя заинтересованного лица Пищальченко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кобыляцкого Станислава Александровича к Призывной комиссии Губкинского городского округа Белгородской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
Кобыляцкий С.А. состоит на воинском учёте в военном комиссариате города Губкина и Губкинского района Белгородской области (далее – Губкинский военкомат).
Повесткой Кобыляцкий С.А. был вызван в Губкинский военкомат для прохождения обязательного медицинского освидетельствования а также на заседание Призывной комиссии Губкинского городского округа Белгородской области (далее – Призывная комиссия).
С учётом результатов медицинского освидетельствования решением Призывной комиссии от 16 апреля 2021 года Кобыляцкому С.А. была определена категория годности к военной службе <данные изъяты>, принято решение о его призыве на военную службу.
В административном исковом заявлении Кобыляцкий С.А. просил о признании незаконным решения Призывной комиссии от 16 апреля 2021 года, а также возложении на Призывную комиссию обязанности направить его на медицинское обследование для определения категории годности к военной службе.
В обоснование своих требований Кобыляцкий С.А. сослался на то, что он страдает заболеванием <данные изъяты>, при котором должна быть установлена категория годности «<данные изъяты>. О наличии заболевания он сообщал устно врачу-хирургу, предъявлял ему медицинские документы, но жалобы на состояние здоровья были проигнорированы врачом-хирургом, а также не были приняты во внимание Призывной комиссией.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Шагбазян С.Э. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Председатель Призывной комиссии просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагая, что оспариваемое решение административного ответчика являлось законным (л.д.№).
Представителемь заинтересованного лица Губкинского военкомата военный комиссар Пищальченко В.М. полагал, что административный иск Кобыляцкого С.А. удовлетворению не подлежит по основаниям, приведённым в представленных в дело письменных возражениях (л.д.№).
Представителем заинтересованного лица Военного комиссариата Белгородской области, просившим о рассмотрении дела в его отсутствие, в дело представлены письменные возражения (л.д.№).
Выслушав пояснения представителей административного истца, заинтересованного лица, изучив доводы административного искового заявления и возражений на него, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе) воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее – граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В части 3 этой статьи указано, что граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статьёй 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости – врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (часть 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (часть 2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (часть 3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (часть 4 в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года №317-ФЗ, действовавшей на день принятия оспариваемого решения).
В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (часть 5 в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года №317-ФЗ, действовавшей на день принятия оспариваемого решения).
В соответствии со статьёй 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663 (далее – Положение о призыве на военную службу) определено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учётом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе) также указано, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учёт, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учёт или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Помимо того, согласно пункту 22 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включёнными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости – врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чём сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе.
Таким образом, призывной комиссией муниципального образования решение о призыве гражданина на военную службу принимается только после определения категории годности его к военной службе в порядке, определённом Положением о военно-врачебной экспертизе, комиссией врачей, включая врача-хирурга.
Если же невозможно вынесение медицинского заключения о годности гражданина к военной службе в ходе освидетельствования, то гражданин подлежит направлению на в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При этом согласно пункту 9 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации №240, Минздрава Российской Федерации №168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, выносит заключение о категории его годности к военной службе, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья.
Как установлено судом, Кобыляцкий С.А. 16 апреля 2021 года прошёл медицинское освидетельствование комиссией врачей-специалистов.
По результатам медицинского освидетельствования, в том числе врачом-хирургом в отношении Кобыляцкого С.А. принято решение: здоров, категория <данные изъяты>.
Результаты медицинской комиссии занесены в форме итогового заключения в разделе II учётной карточки призывника, на основе чего в этот же день Призывной комиссией принято решение (протокол №) о призыве Кобыляцкого С.А. на военную службу, <данные изъяты>
При этом из результатов медицинского освидетельствования следует, что всеми врачами комиссии ФИО1 была установлена категория <данные изъяты> Врачом-хирургом категория «Б» была установлена <данные изъяты>.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец Кобыляцкий С.А. не представил суду доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии у него заболевания, при котором административным ответчиком в отношении него не могла быть установлена категория годности, а сам административный истец подлежал направлению на медицинское обследование.
Так Кобыляцкий С.А. сослался на то, что им в распоряжение врача-хирурга были представлены документы, подтверждающие заболевание <данные изъяты> а также устно изложены соответствующие жалобы на состояние здоровья.
При этом в подтверждение административным истцом в дело представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ с оттиском печати врача с указанием о проведении в городе Губкине рентгенографии <данные изъяты>, в котором содержится заключение <данные изъяты> (л.д.№).
Оценивая представленную справку как доказательство, суд исходит из следующего.
Допрошенный в качестве свидетеля по обстоятельствам прохождения административным истцом Кобыляцким С.А. медицинского освидетельствования врач-хирург ОГБУЗ «Губкинская центральная районная больница» ФИО7 показал, что Кобыляцким С.А. действительно ему предъявлялась названная выше справка, но только в копии и без подтверждения рентгенографическими снимками.
В медицинской документации, которая была представлена в его распоряжение, в том числе в результатах предшествовавших освидетельствований данных о заболевании <данные изъяты> у Кобыляцкого С.А. сведений не имелось. По результатам непосредственного осмотра Кобыляцкого С.А. ни одного клинического признака этого заболевания также установлено не было. Справка им не была принята во внимание, поскольку она не соответствовала требованиям приказа Минздрава России от 09 июня 2020 №560н «Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований».
Из учётной карточки призывника Кобыляцкого С.А. следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ всего № раз проходил медицинские освидетельствования.
В каждом случае результатом освидетельствования врачом-хирургом Кобыляцкий С.А. признавался либо годным к военной службе с определением категории годности <данные изъяты> жалоб на состояние здоровья Кобыляцкий С.А. врачу-хирургу не предъявлял.
По утверждению представителя административного истца, Кобыляцкий С.А. самостоятельно без направления врача-специалиста прошёл рентгенографию стоп в городе Губкине.
Такой довод стороны административного истца неубедителен.
Оценивая показания свидетеля ФИО7 в совокупности с письменными доказательствами, представленными в дело заинтересованными лицами на стороне административного ответчика, суд признаёт, что они полностью опровергают доводы противной стороны.
Так согласно пункту 9 Правил проведения рентгенологических исследований, утверждённых приказом Минздрава России от 09 июня 2020 №560н, рентгенологические исследования проводятся по назначению лечащего врача либо фельдшера, акушерки в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача с учётом права пациента на выбор медицинской организации, за исключением случаев проведения рентгенологических исследований в рамках профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
Рентгенологическое исследование проводится на основании Направления или записи в Листе назначений (пункт 15).
По результатам рентгенологического исследования в течение 24 часов составляется Протокол по форме согласно приложению №34 к настоящим Правилам. Протокол оформляется в виде документа на бумажном носителе, заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью врача-рентгенолога, проводившего анализ результатов рентгенологического исследования, и (или) с согласия пациента или его законного представителя оформляется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача-рентгенолога, проводившего рентгенологическое исследование.
Протокол, составленный по результатам проведения рентгенологического исследования в медицинской организации, направившей пациента на рентгенологическое исследование, содержит:
наименование медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, в которой проводилось рентгенологическое исследование, адрес ее местонахождения;
дату и время проведения рентгенологического исследования;
фамилию, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения;
номер медицинской карты стационарного больного или медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
значимую для интерпретации результатов рентгенологического исследования информацию;
название рентгенологической диагностической системы с указанием эффективной дозы;
анатомическую область рентгенологического исследования;
название, дозировку и способ введения контрастного лекарственного препарата (при рентгенологическом исследовании с контрастным усилением);
название, дозировку и способ введения лекарственных препаратов, использованных для анестезии;
информацию о наличии осложнений;
подробное описание результатов проведенного рентгенологического исследования;
заключение по результатам рентгенологического исследования с указанием:
стандартизированных шкал оценки результатов;
рентгенологических признаков: заболеваний (болезней), травм, физиологических или патологических состояний, врожденных пороков развития, неспецифических изменений, заболеваний и состояний, которые позволяют сформировать дифференциально-диагностический ряд;
фамилию, имя, отчество (при наличии), подпись врача-рентгенолога, проводившего анализ рентгенологического исследования.
В Протоколе не допускается сокращение терминов (пункты 16 и 17).
Пунктами 18, 19 и 21 этих Правил установлено, что протокол, составленный по результатам рентгенологического исследования в другой медицинской организации, помимо сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил, содержит наименование медицинской организации, выдавшей Направление.
К Протоколу прилагаются изображения, полученные при проведении рентгенологического исследования с помощью аналогового или цифрового медицинского оборудования. Изображения могут прилагаться к протоколу в том числе на цифровых носителях, либо доступ к ним предоставляется с автоматизированных рабочих мест медицинских работников посредством централизованной системы (подсистемы) хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений) государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Направление и Протокол с прилагаемыми к нему изображениями приобщаются к медицинской документации пациента.
Таким образом, само рентгенографическое исследование, поскольку является небезопасным, при нарушении установленных требований создаёт угрозу лучевой болезни пациента, возможно не иначе как на основании направления лечащего врача, врача-специалиста, поэтому вопреки утверждениям представителя административного истца не могло быть пройдено Кобыляцким С.А. самостоятельно без такого направления.
Справка о рентгенографии от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует ни одному из указанных требований Правил проведения рентгенологических исследований, действующих с ДД.ММ.ГГГГ.
Помимо того, как правильно указал свидетель ФИО7, что является общеизвестным, врач-рентгенолог не наделён правом устанавливать диагноз заболевания, а результаты рентгенографического и иного инструментального исследования наряду с клиническими признаками, анамнезом оцениваются врачом-специалистом, назначившим такое исследование, и которому такое право предоставлено.
По этим основаниям суд признаёт, что врачом-хирургом в составе медицинской комиссии названная справка, представленная Кобыляцким С.А. только в копии, при отсутствии клинических признаков заболевания была правомерно отклонена, а Кобыляцкому С.А. категория годности к военной службе врачом-хирургом была установлена без необходимости его медицинского обследования в медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Соответственно и оспариваемое Кобыляцким С.А. решение Призывной комиссии от 16 апреля 2021 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам административного иска у суда нет, поэтому административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного иска Кобыляцкого Станислава Александровича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Губкинский городской суд Белгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бобровников Д.П.