Дело №5-31/18-12
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Петрозаводск 21 февраля 2018 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретарях Мельгиной И.А., Кожухаревой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Григорян К. М., <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении индивидуальному предпринимателю Григорян К.М. инкриминируется несоблюдение положений ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и нарушение требований п.1 приложения №3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64), выявленное 19 мая 2017 года и выразившееся в эксплуатации на производственной площадке по камнеобработке по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п. Ладва ул. Строителей д.3, полировального и двух распиловочных станков, эквивалентный уровень звука от работы которых в жилом доме №3 по ул. Строительной в п. Ладва Прионежского района Республики Карелия в дневное время превышает предельно допустимые значения (40 дБА), составляя 43,2 дБА.
Действия привлекаемого лица квалифицированы по ст.6.4 КоАП РФ.
В судебное заседание Григорян К.М., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, свою явку не обеспечила, направив защитника Павлинова А.А., который с протоколом об административном правонарушении не согласился, заявив о порочности произведенных замеров уровня шума.
Потерпевшие ФИО1, ФИО2 и ФИО3. указали на сильное шумовое воздействие деятельности камнеобрабатывающего предприятия привлекаемого лица на протяжении длительного времени, отсутствии разрешительных документов на осуществление данного вида деятельности в месте расположения производственных помещений.
Представитель административного органа Мартынов И.А. поддержал составленный протокол, указав на противоправный характер действий индивидуального предпринимателя.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО5, в судебном заседании сообщил, что при производстве осмотра дома потерпевших производились замеры уровня шума от деятельности цеха камнеобработки, которые превысили допустимые значения, установленные санитарными нормами.
Допрошенный в судебном заседании специалист-физик ФИО4 пояснил, что при производстве замеров шумового давления в доме потерпевших был измерен фоновый шум и с учетом его параметров выполнены измерения эквивалентного уровня звука при работе станков в цехе камнеобработки, расположенном через дорогу, которые превысили допустимые показатели дня дневного времени суток. Измерения проводились в одной из комнат дома деревянного дома, в котором никто не проживает, при этом исключалась возможность влияния на результаты замеров посторонних шумов, источник звукового давления находился вне жилого помещения и связан исключительно с деятельностью камнеобрабатывающего предприятия.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих лиц, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения или распространения заболевания.
Согласно ст.3 Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства закреплена, в том числе, за юридическим лицами (ст.11 Закона).
Пунктом 1 приложения 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» определены допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых зданий, при этом эквивалентный уровень звука в период с 07 часов 00 минут до 23 часов 00 минут не должен превышать 40 дБА.
Как следует из материалов дела, 10 мая 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, и проведено административное расследование, в рамках которого осуществлен осмотр дома №3 по ул. Строительной и цеха по камнеобработке по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п. Ладва, ул. Строителей д.3, а также проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза с целью проверки уровней шума от деятельности индивидуального предпринимателя Григорян К.М. по обработке камня.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило обращения ФИО3 и ФИО1 проживающих, соответственно, в доме №3 и доме №2 по ул. Строительной в п. Ладва Прионежского района, содержащие сведения о нарушениях санитарных норм в процессе камнеобработки, производимой ИП Григорян К.М.
По результатам проведения административного расследования и санитарно-эпидемиологической экспертизы должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республики Карелия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в котором ИП Григорян К.М. вменено нарушение требований ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.1 приложения №3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Буквальное и грамматическое содержание данной правовой нормы подразумевает наличие объективной стороны правонарушения, выразившейся в эксплуатации жилых помещений с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Диспозиция ст.6.4 КоАП РФ имеет бланкетный характер, а потому оценка степени определенности содержащихся в ней понятий должна осуществляться исходя не только из самого текста закона, используемых формулировок, но и из их места в системе нормативных предписаний. Нормы, непосредственно закрепляющие те или иные правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же нормативном правовом акте, что и нормы, устанавливающие юридическую ответственность за их нарушение.
В силу пунктов 1.2, 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64) настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, и предназначены для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений.
В результате неправильной оценки имеющихся в деле доказательств и неправильного установления юридически значимых обстоятельств, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, привлекаемому лицу необоснованно инкриминированы нарушения п.1 приложения №3 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», порождающие административную ответственность по ст.6.4 КоАП РФ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, индивидуальный предприниматель Григорян К.М. не является лицом, осуществляющим в своей деятельности эксплуатацию принадлежащего потерпевшим ФИО3 и ФИО2 жилого дома №3 по ул. Строительной в п. Ладва Прионежского района Республики Карелия, а занимается камнеобработкой в производственных помещениях по адресу: Прионежский район п. Ладва ул. Строителей д.3, которые располагаются вне границ земельного участка, где находится жилой дом потерпевших.
По отношению к жилому дому №2 по ул. Строительной в п. Ладва, где проживает ФИО1 индивидуальный предприниматель Григорян К.М. не осуществляет деятельности, которая связана с проектированием, строительством, реконструкцией или эксплуатацией. Замеры уровней шума по данному адресу не производились.
Учитывая бланкетный характер диспозиции статьи 6.4 КоАП РФ и невозможность применения к спорным правоотношениям требований СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», отсутствуют правовые основания для привлечения индивидуального предпринимателя Григорян К.М. к административной ответственности по обстоятельствам, изложенным в протоколе об административном правонарушении.
Поскольку протокол об административном правонарушении является итоговым процессуальным документом на стадии, предшествующей рассмотрению дела, в котором сформулировано существо и правовая оценка обвинения, то суд не вправе изменить или дополнить объем предъявленного обвинения.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из правового регулирования общественных отношений в затронутой сфере применительно к признакам состава вменяемого ИП Григорян К.М. деяния и обстоятельств содеянного, привлекаемое лицо не является субъектом правонарушения по ст.6.4 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства и положения ст.ст.1.5,1.6, 2.1 КоАП РФ, судья приходит к выводу о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении индивидуального предпринимателя Григорян К. М. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Р.Ю. Парамонов