Решение по делу № 2а-508/2021 от 28.01.2021

                                            №2а-508/2021                                 11RS0004-01-2021-000261-73

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Васевчик Е.П.

при секретаре Кожевиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 05 июля 2021 года административное дело по административному иску Хлебникова А. В. к Ф. Р., У. Р. по **********, ФКУ ИК-49 У. Р. по **********, М. финансов Р., УФК по ********** о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Хлебников А.В. обратился в суд с административным иском о присуждении компенсации в размере 200 000 руб. в порядке ст.227.1 КАС РФ за ненадлежащие условия его содержания в помещениях ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-49 У. Р. по ********** при отбывании наказания в период с сентября 2017г. по день подачи административного иска в суд, где вопреки законным требованиям ст.21 Конституции РФ и ст.99 УИК РФ, а также ведомственных приказов Минюста РФ, и вследствие незаконных действий (бездействий) администрации ФКУ ИК-49 У. Р. по **********, в жилых помещениях камер ШИЗО и ПКТ полы не приведены в нормативное состояние, что находит подтверждение в представлении от **.**.** заместителя Прокурора Республики Коми Нестерова М.А. и в ответе №...ж-2019/685 от **.**.** Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Республики Коми Уляшева Р.В.

В судебном заседании **.**.** административный истец уточнил исковые требования, просил вынести решение об обязании привести полы в камерах ШИЗО/ПКТ в соответствие с требованиями действующих инструкций, на остальных требованиях настаивал в полном объеме.

В судебном заседании посредством видеоконференц-связи административный истец на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчиков Ф. Р., У. по **********, ФКУ ИК-49 У. Р. по ********** Бегман Л.С., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление и данным в ходе судебного разбирательства. Требование об обязании привести полы в камерах ШИЗО/ПКТ в соответствие с требованиями действующих инструкций полагала необходимым оставить без рассмотрения ввиду отсутствия у административного истца полномочий заявлять требования в интересах неопределенного круга лиц.

Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителей административных ответчиков Министерства Финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по **********, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами, к числу которых относится Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Определения от **.**.** N 837-О, от **.**.** N 729-О, от **.**.** N 547-О, от **.**.** N 1458-О и др.).

В соответствии со ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Указом Президента Российской Федерации от **.**.** N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения Ф. Р. осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 УК Российской Федерации). Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.

    При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Установлено, что административный истец Хлебников А.В., **.**.** года рождения, осужден **.**.** приговором Тимирязевского районного суда ********** по ч. 2 ст. 162, ст. 166, ч. 4 ст. 166, п. «в» ч. 2 ст. 132, п. «в,г» ч. 2 ст. 126, ч. 1 ст. 222, ч. 3 ст.69 УК РФ к 20 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

В ФКУ ИК-49 У. Р. по РК Хлебников А.В. прибыл **.**.** из ФКУ ИК-18 г.Харп У. Р. по ЯНАО, начало срока - **.**.**, конец срока – **.**.**.

С момента прибытия в ФКУ ИК-49 У. Р. по ********** осужденный Хлебников А.В. отбывал наказание и был помещен в ШИЗО/ПКТ в следующие периоды: **.**.** - ПКТ 6 месяцев; **.**.** - ШИЗО 9 суток; **.**.** - ШИЗО 10 суток; **.**.** - ПКТ 6 месяцев; **.**.** - ШИЗО 5 суток; **.**.**- ШИЗО 10 суток; **.**.** - ПКТ 2 месяца; **.**.** - ШИЗО 10 суток; **.**.** - ШИЗО 13 суток; **.**.** - ПКТ 6 месяцев; **.**.** - ШИЗО 15 суток; **.**.** - ШИЗО 15 суток.

    Обращаясь с административным иском в порядке ст.227.1 КАС РФ Хлебников А.В. указал на конкретное нарушение, которые, по его мнению, было допущено администрацией ФКУ ИК-49 У. Р. по **********, а именно: полы в камерах ШИЗО/ПКТ не соответствуют требованиям действующих инструкций.

Согласно ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 УИК РФ предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В ходе судебного разбирательства установлено и не отрицается представителем административных ответчиков, что полы в жилой зоне камер ШИЗО/ПКТ выполнены из деревянных щитов и окрашены краской, что не соответствует п.6.14 ранее действующих СП 17-02 Минюста Р. «Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации, утв. Приказом МО РФ №...-дсп от **.**.**, в соответствии с которым полы в спальных помещениях общежитий со строгими условиями содержания и камерах режимных зданий следует предусматривать дощатые беспустотные с креплением к трапециевидным лагам, втопленным в бетонную стяжку по бетонному основанию. Полы в камерах по периметру помещений следует крепить деревянными брусьями на болтах.

В настоящее время действуют аналогичные требования п.17.13 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утв. приказом М. строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от **.**.** N1454/пр и введенных в действие с **.**.**, о том, что полы в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах следует предусматривать дощатые беспустотные с креплением к трапециевидным деревянным лагам. Для дощатого покрытия пола в целях исключения устройства схронов следует применять шпунтованные доски толщиной не менее 35 мм, укладываемые в замок "паз - гребень". Пространство между лагами в уровень верха лаг заполняется цементно-песчаным раствором или бетоном для исключения внутренних пустот. Полы в кабине для установки унитаза при камере (санитарном узле при палате) следует выполнять с перепадом ниже отметки дощатого пола на 10-15 мм, устройством покрытия из керамической плитки по цементно-песчаной стяжке и устройством гидроизоляции. Все деревянные элементы полов до монтажа следует обрабатывать антисептирующими составами.    

    Дощатые полы в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, камерах по периметру помещений следует укреплять деревянными брусками сечением не менее 5050 мм с их креплением к стенам и доскам пола. Применение стандартных деревянных или ПВХ плинтусов при устройстве пола камер не допускается.

    Полы в медицинской части с амбулаторией и стационаром, за исключением полов в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ, а также в помещениях врачебных и фельдшерских здравпунктов следует предусматривать в соответствии с СП 158.13330, СП 118.13330, СанПиН 2.**.**.**.

    В помещениях с влажным и мокрым режимом работы полы следует предусматривать с покрытием из керамической плитки. Полы в помещениях других зданий ИУ следует предусматривать в соответствии с нормативными документами в зависимости от функционального назначения зданий и помещений.

    Из пояснений представителя административных ответчиков следует, что покрытие полов в камерах ШИЗО/ПКТ было выполнено таким образом по указанию У. Р. по ********** в целях более качественного проведения обысковых мероприятий. И несоответствие требованиям СП состоит лишь в том, что полы не закреплены брусами на болты по основанию.

При этом, ФКУ ИК-49 У. Р. по ********** направляются заявки У. Р. по ********** на выделение денежных средств для приведения полов в камерах ШИЗО/ПКТ в соответствие с требованиями регламентирующих нормативных актов. До настоящего времени денежные средства не выделялись.

Таким образом, установлено, что полы в камерах ШИЗО/ПКТ не соответствуют требованиям действующих инструкций.

Представление Печорской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ от **.**.**, на которое ссылается административный истец, было вынесено в адрес ФКУ ИК-49 У. Р. по ********** при осуществлении надзорной деятельности и при разрешении обращений осужденного Дзензура В.Н. по ряду нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в т.ч. несоответствию полов ШИЗО/ПКТ требованиям ч.3 ст.99 УИК РФ, п.16.14 СП 17-02.

Ответ №...ж-2019/685 от **.**.** не был представлен суду в связи с тем, что надзорное производство в указанной части передано по запросу.

    С учетом всех обстоятельств дела, учитывая характер нарушенных прав административного истца и период нарушений, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу Хлебникова А.В. компенсации в размере 5000 руб.

Поскольку функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций осуществляет Ф. Р., в иске Хлебникова А.В. к М. финансов Р., УФК по ********** следует отказать.

    Также административным истцом заявлено требование об обязании ответчиков привести полы в камерах ШИЗО/ПКТ в соответствие с требованиями действующих инструкций.

    Данное требование фактически заявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц при отсутствии у административного истца процессуального права на предъявление такого административного иска.

    Часть 1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных законом, наделяет государственные органы, должностных лиц, правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

    Согласно пункту 3 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.

    С учетом изложенного, исковые требования Хлебникова А.В. к Ф. Р., У. Р. по **********, ФКУ ИК-49 У. Р. по ********** об обязании привести полы в камерах ШИЗО/ПКТ в соответствие с требованиями действующих инструкций подлежит оставлению без рассмотрения.

    Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст.178 КАС РФ).

    Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Признать ненадлежащими условия содержания Хлебникова А. В. в ФКУ ИК-49 У. Р. по ********** с **.**.** по **.**.**, выразившиеся в несоответствии полов в камерах ШИЗО/ПКТ требованиям действующих инструкций.

    Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Хлебникова А. В. компенсацию в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.

    В удовлетворении требований Хлебникова Александра В. М. финансов Р., УФК по ********** о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, - отказать.

    Исковые требования Хлебникова А. В. к Ф. Р., У. Р. по **********, ФКУ ИК-49 У. Р. по ********** об обязании привести полы в камерах ШИЗО/ПКТ в соответствие с требованиями действующих инструкций, - оставить без рассмотрения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья              Е.П. Васевчик

Мотивированное решение изготовлено 16.07.2021

2а-508/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Хлебников Александр Владимирович
Ответчики
ФКУ ИК-49 ФСИН России по РК
Управление Федерального Казначейства по РК
Министерство финансов РФ
УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Васёвчик Евгения Петровна
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация административного искового заявления
29.01.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2021Судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.09.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее