Решение по делу № 2-191/2024 от 19.06.2024

Дело № 2-191/2024
УИД 58RS0034-01-2024-000264-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    12 августа 2024 года                        р.п. Шемышейка

    Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Торгашина И.М., при секретаре Алемаевой Н.В., с участием помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжной Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шемышейского района Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области об обязании принять меры по ограничению доступа к объекту недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области об обязании принять меры по ограничению доступа к объекту недвижимости, указав в обоснование, что прокуратурой района в мае 2024 года при отправлении надзорных полномочий в сфере собственности, антитеррористической безопасности, градостроительного и земельного законодательства выявлены нарушения, обусловленные неисполнением собственником нежилого помещения предусмотренной законом обязанности по ограничению доступа на объект посторонних лиц. Установлено, что по адресу: <адрес> расположено нежилое здание площадью 261 кв.м. с кадастровым номером номер, право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием Усть-Узинский сельсовет Шемышейского района Пензенской области. Проведенным 05 марта 2024 года, а затем 27 мая 2024 года осмотром нежилого здания и прилегающей территории установлено, что объект представляет собой кирпичное строение, двери и окна в котором отсутствуют, внутри и снаружи присутствует различный пожароопасный мусор, в том числе сухие ветки и листья, входные группы здания имеют значительные разрушения, внутренняя отделка помещений сильно повреждена, стены частично разрушены, украшены рисунками и надписями, в том числе нецензурного характера, на территории земельного участка имеется несанкционированные навалы мусора, что указывает на то, что нежилое здание длительное время не эксплуатируется, не осуществляет эксплуатационный и технический контроль за состоянием сооружения, мероприятия, направленные на восстановление либо ремонт разрушенных помещений не проводится. Разрушающееся, неэксплуатируемое нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, не отвечает требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Невыполнение мер, направленных на ограничение доступа в нежилое строение способствует риску совершения противоправных деяний, проникновения несовершеннолетних, что создает угрозу их жизни и здоровью. В связи с изложенным просит обязать администрацию Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области не позднее трех месяцев с момента вступления в законную силу решения по настоящему иску принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей, в том числе организовать и обеспечить ограничение доступа на объект – нежилое здание площадью 261 кв.м. с кадастровым номером номер, посторонних лиц, предотвращение использования объекта не по назначению путем его надлежащего ограждения.

    Помощник прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжная Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

    Представить ответчика администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От главы администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации и признании исковых требований, а также отзыв на иск, в котором указано, что нежилое здание по адресу: <адрес> при реорганизации колхоза Дружба было передано в собственность администрации. С 1997 года здание ветшает и разрушается, администрацией неоднократно предпринимались попытки реализовать данное строение на торгах, но желающих принять участие в торгах не было. В настоящее время администрацией заказана оценка помещения в ООО Импульс и в ближайшее время будет объявлен аукцион по его продаже. Денежные средства в сельсовета на обустройство ограждения здания отсутствуют, бюджет сельсовета является глубоко дотационным и спланирован на 2024-2026 годы, изыскать дополнительные средства на устройство забора не представляется возможным.

    Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

    Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжную Т.В., суд приходит к следующему.

    Согласно ч.    1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В силу ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ч. 5).

    В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Согласно ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (ч. 5). В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч. 6). Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (ч. 7). Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией (ч. 8).

    Объектом технического регулирования согласно ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности задний и сооружений» (далее Федеральный закон № 384-ФЗ) являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (ч. 1). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2).

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания пли сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик па требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

    В статье 35 Федерального закона № 384-ФЗ определено, что строительство и реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершены, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

    Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 384-ФЗ при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011года № 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее - Правила).

    В соответствии с пунктом 2 Правил решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

    Положениями п.п. б, е п. 9 Правил в состав работ по консервации объекта входят, монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов, принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

    В соответствии с п.п. а, б п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).

    Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждено, что правообладателем нежилого здания площадью 261 кв.м. с кадастровым номером номер, расположенного по адресу: <адрес>, является муниципальное образование Усть-Узинский сельсовет Шемышейского района Пензенской области, право собственности зарегистрировано 25 мая 2022 года.

    Из акта осмотра местности и приложенной к нему фототаблицей от 05 марта 2024 года, составленных помощником прокурора Шемышейского района Пензенской области Присяжной Т.В. при отправлении надзорных полномочий в сфере собственности, антитеррористической безопасности, градостроительного и земельного законодательства следует, что проведен осмотр территории по адресу: <адрес>, на которой расположено нежилое здание площадью 261 кв.м. с кадастровым номером номер.

    07 мая 2024 года в адрес администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области внесено представление об устранении нарушений закона, из которого следует, что прокуратурой района в ходе проверки соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства, а также в сфере собственности и антитеррористической безопасности было установлено, что в собственности муниципального образования Усть-Узинский сельсовет Шемышейского района Пензенской области по адресу: <адрес> находится нежилое здание площадью 261 кв.м. с кадастровым номером номер, расположенное на земельном участке с кадастровым номером номер. Здание представляет собой кирпичное строение, двери, окна отсутствуют, внутри и снаружи присутствует различный пожароопасный мусор, в том числе сухие ветки и листья, входные группы здания имеют значительные разрушения, внутренняя отделка помещений сильно повреждена, стены частично разрушены, украшены рисунками и надписями, в том числе нецензурного характера, вход на объект беспрепятственный, на территории земельного участка имеются несанкционированные навалы мусора. В связи с этим прокурор безотлагательно требовал рассмотреть указанное представление, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений, исключению и недопущению нарушений в последующей деятельности, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения законодательства.

    Из ответа администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области от 21 мая 2024 года следует, что восстановление здания крайне нецелесообразно в связи со значительными денежными затратами и отсутствием необходимости использования здания по целевому назначению, администрацией неоднократно принимались меры к реализации здания на торгах, однако заявок не поступало. Главе администрации за непринятие мер по контролю за состоянием муниципального имущества объявлено замечание.

    Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

    Согласно акту осмотра от 27 мая 2024 года и фототаблицы к нему, по результатам совместной проверки прокуратуры Шемышейского района и специалистов отдела архитектуры, строительства и муниципального хозяйства администрации Шемышейского района и сотрудников ОтдМВД России по Шемышейскому району проведен осмотр нежилого здания и прилегающей территории, расположенного по адресу: <адрес> площадью 261 кв.м. с кадастровым номером номер. В ходе осмотра нежилого здания и прилегающей территории установлено, что объект представляет собой кирпичное строение, двери, окна отсутствуют, внутри и снаружи присутствует различный пожароопасный мусор, в том числе сухие ветки и листья, входные группы здания имеют значительные разрушения. Внутренняя отделка помещений сильно повреждена, стены частично разрушены, украшены рисунками и надписями, в том числе нецензурного характера. На территории земельного участка имеются несанкционированные навалы мусора.

В соответствии с вышеприведенными нормами права администрация Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, являясь собственником нежилого здания, обязана содержать принадлежащее ей помещение, обеспечивать эксплуатационный контроль, техническое обслуживание и текущий ремонт этого помещения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности помещения, обеспечения надлежащего технического состояния помещения в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, соблюдать требования пожарной безопасности при осуществлении прав собственника, пресекать доступ посторонних лиц в неэксплуатируемое помещение, своевременно производить уборку в помещении и на прилегающей к этому помещению территории.

    Доказательств того, что нежилое здание по адресу: <адрес> не находится в состоянии, которое способствует несанкционированному проникновению внутрь здания, а также отсутствие строительного мусора как внутри здания, так и на прилегающей к нему территории, наличие ограждения по периметру здания в ходе судебного заседания не установлено и ответчиком суду не представлено.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Вместе с тем, доказательств, подтверждающих исполнение требований прокурора Шемышейского района Пензенской области ответчиком суду не представлено.

    Факт затруднительного финансового положения собственника нежилого здания ничем не подтвержден и сам по себе не является уважительной причиной нарушения действующего законодательства и не исполнения законных требований прокурора.

    Учитывая, что нежилое здание находится в заброшенном состоянии, непринятие своевременных мер по ограждению земельного участка и воспрепятствованию проникновения третьих лиц на объект создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, то есть ответчиком ненадлежащим образом исполняются свои обязанности по содержанию нежилого здания по адресу: <адрес>, суд находит требования прокурора Шемышейского района Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Шемышейского района Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Обязать администрацию Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области ИНН 5833001262, ОГРН 1025801087135 не позднее трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей, в том числе организовать и обеспечить ограничение доступа посторонних лиц на объект – нежилое здание площадью 261 кв.м. с кадастровым номером номер, расположенное по адресу: <адрес>, предотвращение использования объекта не по назначению путем его надлежащего ограждения.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Шемышейский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2024 года.    

    Судья                            И.М. Торгашин

2-191/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Шемышейского района Пензенской области
Ответчики
Администрация Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района
Суд
Шемышейский районный суд Пензенской области
Судья
Торгашин Илья Михайлович
Дело на странице суда
shemisheisky.pnz.sudrf.ru
19.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2024Передача материалов судье
20.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2024Подготовка дела (собеседование)
11.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее