Дело № 3а-97/2021 17 мая 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Плесецкое дорожное управление» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
акционерное общество «Плесецкое дорожное управление» (далее – АО «Плесецкое дорожное управление») предъявило в суд административное исковое заявление к Министерству имущественных отношений Архангельской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указано, что административному истцу на праве собственности принадлежат три земельных участка: с кадастровым номером №, площадью 822 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (далее также - земельный участок 1); с кадастровым номером №, площадью 23 720 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> (далее также – земельный участок 2); с кадастровым номером №, площадью 1 225 кв.м, местоположение которого установлено относительно <адрес> (далее также – земельный участок 3). Кадастровая стоимость земельного участка 1 установлена в размере 3 517 666 руб. 80 коп., земельного участка 2 – в размере 13 131 154 руб. 80 коп., земельного участка 3 в размере – 712 239 руб. 50 коп. Однако, рыночная стоимость земельного участка 1 определена в размере 1 908 000 руб., земельного участка 2 – в размере 3 491 000 руб., земельного участка 3 – в размере 200 000 руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает права АО «Плесецкое дорожное управление» как налогоплательщика, административный истец просит установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительство Архангельской области, в качестве заинтересованных лиц ГБУ АО «АрхОблКадастр», администрация муниципального образования «Город Архангельск», администрация муниципального образования «Плесецкий район», администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район».
АО «Плесецкое дорожное управление» о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Представитель Министерства имущественных отношений Архангельской области Фокин С. С. с заявленными требованиями не согласился, результаты выполненной по делу судебной экспертизы не оспаривал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 245 КАС РФ, ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон №237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что АО «Плесецкое дорожное управление» на праве собственности принадлежат три земельных участка:
- с кадастровым номером №, площадью 822 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации административного здания, расположенный по адресу: <адрес>
- с кадастровым номером №, площадью 23 720 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей, местоположение <адрес>
- с кадастровым номером №, площадью 1225 +/- 12 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственной деятельности, местоположение которого установлено <адрес>
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
По смыслу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 131 ГК РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно подпунктам 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Областного закона от 21.01.2009 № 655-33-ОЗ «О регулировании отдельных земельных отношений», на основании постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области от 16.04.2018 №1-п на территории Архангельской области в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области утверждены постановлением Министерства имущественных отношений Архангельской области от 21.11.2019 № 16-п, в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка 1 в размере 3 517 666 руб. 80 коп., земельного участка 2 – в размере 13 131 154 руб. 80 коп., земельного участка 3 – 712 239 руб. 50 коп., о чем 01.02.2020, 31.01.2020 и 28.01.2020 в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие записи.
В силу частей 1, 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно отчетам ООО «Респект» № 1822/20, 1851/20 по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость земельного участка 1 составляет 1 908 000 руб., земельного участка 2 составляет 3 491 000 руб., земельного участка 3 – 200 000 руб.
В рамках рассмотрения настоящего административного дела по ходатайству административного истца и административного ответчика Министерства имущественных отношений Архангельской области назначена судебная экспертиза по вопросу соответствия выполненных отчетов Закону № 135-ФЗ, определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению судебной экспертизы, выполненной ООО ЭА «Формула Оценки», №28-Э/2021 от 23.04.2021:
- отчет об оценке №1822/20 от 09.07.2020, составленный ООО «Респект», не соответствует требованиям Закона № 135-ФЗ, рыночная стоимость земельного участка 1 составляет 2 485 000 руб.;
- отчет об оценке №1851/20 от 11.07.2020, составленный ООО «Респект», не соответствует требованиям Закона № 135-ФЗ, рыночная стоимость земельного участка 2 составляет 8 327 000 руб., рыночная стоимость земельного участка 3 составляет 644 000 руб.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу, что оно соответствует действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверно подтверждает рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2019. Выводы эксперта ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Заключение эксперта ООО ЭА «Формула Оценки» №28-Э/2021 от 23.04.2021 содержит все необходимые реквизиты, в том числе: отметку о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; основания для проведения экспертизы; вопросы, поставленные перед экспертом; данные о нормативном обосновании и методологии проводимого исследования; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценку результатов исследований; обоснование и формулировку выводов по поставленным вопросам. Экспертиза проведена экспертом Молодцовой В.Н., имеющей соответствующие образование, квалификацию и стаж в области экспертных исследований. Основания к признанию заключения судебной экспертизы недопустимым доказательством отсутствуют.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении объектов недвижимого имущества, собственником которых является административный истец, установлена их рыночная стоимость, величина которой отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права административного истца, как плательщика налога на имущество организации, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
До обращения в суд с настоящим административным иском административный истец 30.09.2020 обращался с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости спорных земельных участков в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области при Министерстве имущественных отношений Архангельской области. Решениями комиссии от 22.10.2020 №№26, 27, 28 заявления АО «Плесецкое дорожное управление» отклонены.
Учитывая изложенное, датой подачи заявления является 30.09.2020.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов в связи с проведением по административному делу судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. При этом к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1 статьи 106 Кодекса).
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом того, что главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.07.2017 № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождения с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей – вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, – к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка 1 была определена в размере 3 517 666 руб. 80 коп., земельного участка 2 - в размере 13 131 154 руб. 80 коп., земельного участка 3 – 712 239 руб. 50 коп. по состоянию на 01.01.2019, внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области от 21.11.2019 № 16-п.
Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка 1 в размере его рыночной стоимости – 2 485 000 руб., земельного участка 2 – 8 327 000 руб., земельного участка 3 – 644 000 руб.
Разница между определенной на основании постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области кадастровой стоимостью земельного участка 1 и его рыночной стоимостью, определенной судом, составила 1 032 666 руб. 80 коп. (3 517 666,80 – 2 485 000), что в процентном отношении к оспоренной кадастровой стоимости составляет 30 % (1 032 666, 80 / 3 517 666,80 * 100), то есть менее половины (50%), в кратном отношении разница составляет 1,4 раза (3 517 666,8/2 485 000), не является значительной, не свидетельствует с очевидностью об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.
Разница между определенной на основании постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области кадастровой стоимостью земельного участка 2 и его рыночной стоимостью, определенной судом, составила 4 804 154 руб. 80 коп. (13 131 154,80 – 8 327 000), что в процентном отношении к оспоренной кадастровой стоимости составляет 37 % (4 804 154,80 / 13 131 154,80 * 100), то есть менее половины (50%), в кратном отношении разница составляет 1,6 раза (13 131 154,80/ 8 327 000), не является значительной, не свидетельствует с очевидностью об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.
Разница между определенной на основании постановления Министерства имущественных отношений Архангельской области кадастровой стоимостью земельного участка 3 и его рыночной стоимостью, определенной судом, составила 68 239 руб. 50 коп. (712 239,50 – 644 000), что в процентном отношении к оспоренной кадастровой стоимости составляет 9,5 % (68 239,5 / 712 239,5 * 100), то есть менее половины (50%), в кратном отношении разница составляет 1,1 раза (712 239,5/ 644 000), не является значительной, не свидетельствует с очевидностью об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.
Учитывая изложенные обстоятельства, с учетом правовых позиций, закрепленных в приведенных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 20-П и Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, поскольку установленная судом кадастровая стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости отличается от определенной в результате государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости менее чем в половину, что укладывается в приемлемый диапазон отклонений существующего стандарта государственной кадастровой оценки и не свидетельствует об ошибке, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, то понесенные экспертной организацией расходы на проведение судебной оценочной экспертизы, за исключением денежных средств, внесенных для оплаты стоимости экспертизы АО «Плесецкое дорожное управление» (в размере 15 000 руб.) и Министерством имущественных отношений Архангельской области (в размере 15 000 руб.) на банковский счет Архангельского областного суда, подлежат взысканию с административного истца.
Согласно счету на оплату услуг №28 от 23.04.2021 расходы эксперта на проведение судебной оценочной экспертизы составили 75 000 руб.
Таким образом, с АО «Плесецкое дорожное управление» в пользу ООО ЭА «Формула Оценки» подлежат взысканию расходы на проведение судебной экспертизы в размере 45 000 руб. (75 000 руб. – 15 000 руб. – 15 000 руб.).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Плесецкое дорожное управление» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 822 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 2 485 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 23 720 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8 327 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 225 +/-12 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир контора (участок №), почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 644 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.
Датой подачи заявления считать 30 сентября 2020 года.
Взыскать с акционерного общества «Плесецкое дорожное управление» в пользу общества с ограниченной ответственностью Экспертное агентство «Формула Оценки» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 45 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий И. В. Рогова
Решение в окончательной форме вынесено судом 18.05.2021
Судья: И. В. Рогова