Дело № 2а-189/2022
УИД 13RS0025-01-2021-004799-40
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Саранск 26 января 2022 года
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Куриновой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Терехиной А.В.,
с участием в деле:
административного истца – Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска,
административного ответчика – Коршуновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к Коршуновой Наталье Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 2 414 руб. 06 коп.,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска (далее – ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска) обратилась в суд к Коршуновой Н.А. о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 2 414 руб. 06 коп.
В обоснование административного иска указано, что Коршунова Н.А. в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога, поскольку согласно сведениям, предоставленных органами осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, на нее зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, - автомобиль «ВАЗ 21060», г.р.з. <..>, 75 л.с.
Также в соответствии со статьями 400,401 НК Российской Федерации Коршунова Н.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности объект налогообложения: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Налогоплательщик не уплатил налог на имущество физических лиц за 2016 год и транспортный налог за 2015, 2016 гг.
В связи с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налога налоговым органом на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.
ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска административному ответчику направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 4333 от 06 февраля 2018 года, № 14178 от 22 сентября 2017 года, № 15329 от 16 декабря 2016 года, в которых предложено добровольно уплатить сумму задолженности. Однако требования исполнены не были.
В связи с этим, ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по обязательном платежам и пени в отношении Коршуновой Н.А.
30 октября 2018 года мировым судьей судебного участка №2 Октябрьского района г.Саранска вынесен судебный приказ о взыскании с Коршуновой Н.А. недоимки по обязательным платежам и санкциям, который определением мирового судьи от 13 апреля 2021 года на основании возражений административного ответчика был отменен.
До настоящего времени за административным ответчиком числится недоимка по налогу на имущество, транспортному налогу и пени.
По данным основаниям административный истец просит суд взыскать с Коршуновой Н.А. недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016 гг. в размере 2 250 руб. (1125 руб. за каждый год) руб., соответствующие пени в размере 124 руб. 39 коп., недоимку по налогу на имущество за 2016 год в размере 39 руб., соответствующие пени в размере 67 коп., а всего задолженность в размере 2 414 руб. 06 коп.
В судебное заседание представитель административного истца – ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление начальника правового отдела ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска Лапшиной Е.В. о рассмотрении дела без участия представителя инспекции.
В судебное заседание административный истец Коршунова Н.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 35, части 1 и 3 статьи 36) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (в частности, постановление от 31 мая 2005 г. N 6-П, определение от 16 апреля 2009 г. N 495-О-О), право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На территории Республики Мордовия транспортный налог вводит Закон Республики Мордовия от 17.10.2002 N 46-З "О транспортном налоге", который устанавливает налоговые ставки, порядок уплаты его налогоплательщиками-организациями, а также налоговые льготы по данному налогу, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансовых платежей определяются в соответствии с главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу требований статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино - место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
По пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговый период 2015, 2016 гг. Коршунова Н.А. являлась плательщиком транспортного налога, поскольку согласно сведениям, предоставленных органами осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, на нее зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, - автомобиль «ВАЗ 21060», г.р.з. <..>, 75 л.с.
Также в соответствии со статьями 400, 401 НК Российской Федерации Коршунова Н.А. в налоговый период 2016 года являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имела в собственности объект налогообложения: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Налогоплательщик Коршунова Н.А. не уплатила налог на имущество физических лиц за 2016 год и транспортный налог за 2015, 2016 гг.
В связи с нарушением налогоплательщиком срока уплаты налога налоговым органом на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.
В соответствии с пунктами 2-3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление направляется плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а так же срок уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщику Коршуновой Н.А. в установленные налоговым законодательством сроки направлялись налоговые уведомления № 89800522 от 12 сентября 2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 1 125 руб., № 55032703 от 20 сентября 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 1 125 руб., налога на имущество за 2016 год в размере 39 руб.
Судом установлено, что в установленный срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, налог на имущество и транспортный налог Коршуновой Н.А. уплачен не был.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неуплатой обязательных платежей и санкций Коршуновой Н.А. в установленные сроки направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 4333 от 06 февраля 2018 года, № 14178 от 22 сентября 2017 года, № 15329 от 16 декабря 2016 года, в которых предложено добровольно уплатить сумму задолженности. Однако требования исполнены не были.
Установив, что Коршунова Н.А. не исполнила в добровольном порядке обязанность по уплате недоимки по обязательным платежам и санкциям, ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
30 октября 2018 года мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия вынесен судебный приказ о взыскании с Коршуновой Н.А. недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016 гг., по налогу на имущество за 2016 год и соответствующие пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия от 13 апреля 2021 года судебный приказ от 30 октября 2018 года отменен, в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
До настоящего времени за административным ответчиком Коршуновой Н.А. числится недоимка по транспортному налогу за 2015, 2016 гг. в размере 2 250 руб. руб., соответствующие пени в размере 124 руб. 39 коп., недоимка по налогу на имущество за 2016 год в размере 39 руб., соответствующие пени в размере 67 коп., а всего задолженность в размере 2 414 руб. 06 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Расчет недоимки по налогу на имущество и транспортного налога, представленный административным истцом, проверен судом и является верным.
Представленный административным истцом расчет пени судом также проверен, который является верным, соответствует периодам, суммам и видам недоимки, произведен на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Все суммы пени включены в требования, их начисление подтверждается представленными доказательствами – требованиями, карточкой «Расчета с бюджетом».
При таких обстоятельствах, административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 2 414 руб. 06 коп. является законным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок – 30 октября 2018 года, обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Коршуновой Н.А. недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и пени.
30 октября 2018 года мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия вынесен судебный приказ о взыскании с Коршуновой Н.А. недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016 гг., по налогу на имущество за 2016 год и соответствующие пени.
13 апреля 2021 года судебный приказ отменен на основании возражений Коршуновой Н.А., то есть обратиться в суд с административным иском налоговый орган был вправе до 13 октября 2021 года.
В суд ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска обратилась с административным иском 07 декабря 2021 года.
Таким образом, учитывая положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 КАС Российской Федерации, административным истцом пропущен предусмотренный законом срок для обращения в суд.
На основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 КАС Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, в обоснование указано о том, что копия определения об отмене судебного приказа от 13 апреля 2021 года инспекцией получена лишь 08 сентября 2021 года.
Согласно материалам дела, копия определения мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского района г.Саранска от 13 апреля 2021 года действительно получена представителем ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска 08 сентября 2021 года, о чем свидетельствует сопроводительное письмо о направлении копии определения об отмене судебного приказа, на котором имеется штамп входящей корреспонденции ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска.
Иного документа, подтверждающего получение ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска копии определения мирового судьи ранее указанной даты, материалы дела не содержат.
Кроме того, 10 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка № 2 Октябрьского района г.Саранска вынесено определение об исправлении описки в определении мирового судьи от 13 апреля 2021 года, которое получено представителем налоговой инспекции 07 октября 2021 года.
По смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа, при этом, сведения о том, когда налоговый орган узнал о наличии определения мирового судьи об отмене судебного приказа, сами по себе, не изменяют порядок начала исчисления названного срока. Между тем, несвоевременное получение копии указанного определения, может служить основанием для восстановления пропущенного срока на обращение в суд в случае наличия соответствующего ходатайства.
Учитывая, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск, принимая во внимание несовременность получения копии определения об отмене судебного приказа, а также фактические обстоятельства дела, приведенные налоговым органом документальные доказательства, обосновывающие пропуск срока, суд считает, что ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления подлежит удовлетворению, в связи с чем, восстанавливает ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранска срок на обращение в суд с административным иском.
При таких обстоятельствах, административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций является законным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец, освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика Коршуновой Н.А. в доход бюджета городского округа Саранск в соответствии с требованиями продпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к Коршуновой Наталье Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 2 414 руб. 06 коп. - удовлетворить.
Взыскать с Коршуновой Натальи Александровны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета Республики Мордовия недоимку по транспортному налогу за 2015, 2016 гг. в размере 2 250 руб., соответствующие пени в размере 124 руб. 39 коп., недоимку по налогу на имущество за 2016 год в размере 39 руб., соответствующие пени в размере 67 коп., а всего задолженность в размере 2 414 (две тысячи четыреста четырнадцать) руб. 06 коп.
Взыскать с Коршуновой Натальи Александровны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ю.Куринова
Мотивированное решение суда
составлено 27 января 2022 года.
Судья Л.Ю.Куринова