Дело № 2а-87/2020,
№ 88а-7891/2020
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Владивосток 18 ноября 2020 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 ноября 2020 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А., Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Приозёрного сельсовета Ивановского района Амурской области на решение Ивановского районного суда Амурской области от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановского района Амурской области Колесникова Е.А. в интересах неопределённого круга лиц к администрации Приозёрного сельсовета Ивановского района Амурской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав возражения на доводы кассационной жалобы начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шиловой Я.В., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Е.А., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Ивановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Приозёрного сельсовета Ивановского района Амурской области (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоздании специализированной службы по похоронному делу и о возложении обязанности по созданию такой службы.
В обоснование заявленных требований заместителем прокурора указывалось, что в нарушение требований действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, а также о погребении и похоронном деле на территории муниципального образования Приозёрный сельсовет Ивановского района Амурской области до настоящего времени не создана специализированная служба по похоронному делу, которая осуществляла бы погребение тел умерших безвозмездно в соответствии с гарантированным перечнем услуг, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц
По фактам выявленных нарушений в апреле 2019 года в адрес главы Администрации прокуратурой района вносилось представление с требованием устранить указанные нарушения, однако по состоянию на декабрь 2019 года соответствующая специализированная служба Администрацией создана не была.
В ходе рассмотрения административного дела прокурор уточнил заявленные требования: просил суд признать бездействие Администрации по несозданию специализированной службы по похоронному делу незаконным, возложив на административного ответчика обязанность создать специализированную службу по похоронному делу в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 3 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 июня 2020 года, административные исковые требования заместителя прокурора Ивановского района Амурской области удовлетворены: признано незаконным бездействие Администрации в части несоздания специализированной службы по вопросам похоронного дела; на Администрацию возложена обязанность в срок до 1 июля 2020 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, сообщив об исполнении данной обязанности в суд и прокурору в срок до 1 августа 2020 года.
25 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 17 августа 2020 года через Ивановский районный суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель Администрации, извещённой о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ивановского районного суда Амурской области от 3 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 июня 2020 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Создание специализированных служб по вопросам похоронного дела предусмотрено положениями статей 9, 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ), Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001) в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным Федеральным законом реализуются путём организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности; организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления; погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Подпунктами 1-4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счёт супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ).
Из содержания пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ следует, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с пунктом 22 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения закреплены за сельскими поселениями Амурской области.
Частью 1, пунктом 2 части 9 статьи 37 Устава Приозёрного сельсовета Ивановского района Амурской области, принятого решением Приозёрного сельского Совета народных депутатов от 26 декабря 2004 года № 16, предусмотрено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом, обеспечивающим исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, законами Амурской области, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, постановлениями или распоряжениями главы Приозёрного сельсовета.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, в 2019 году прокуратурой Ивановского района Амурской области была проведена проверка исполнения федерального законодательства о похоронном деле, в результате которой установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Приозёрный сельсовета Ивановского района Амурской области в нарушение требований действующего законодательства создана не была. 10 апреля 2019 года по фактам выявленных нарушений в адрес главы Администрации заместителем прокурора района вносилось представление с требованием принять меры к устранению допущенных нарушений: создать специализированную службу по похоронному делу, оказывающую гарантированный перечень услуг по погребению. Между тем соответствующая служба Администрацией создана не была.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, пришёл к обоснованному выводу о том, что отсутствие на территории муниципального образования Приозёрный сельсовет Ивановского района Амурской области специализированной службы по похоронному делу нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ. Как верно указали нижестоящие суды, заключение Администрацией 24 мая 2019 года договора об оказании услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории муниципального образования Приозёрный сельсовет Ивановского района Амурской области, с индивидуальным предпринимателем Захарченко Т.Ю. не свидетельствует о создании административным ответчиком такой специализированной службы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на приведённых положениях действующего законодательства. Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, нижестоящими судами не допущено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, передача по договору об оказании услуг индивидуальному предпринимателю Захарченко Т.Ю. полномочий по осуществлению гарантированного перечня услуг по погребению не может свидетельствовать о создании Администрацией специализированной службы по вопросам похоронного дела, тогда как в силу прямого указания пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ гарантируемые услуги по погребению, предусмотренные пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ, должны оказываться на безвозмездной основе именно специализированной службой по вопросам похоронного дела, которая должна создаваться органами местного самоуправления.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, по существу эти доводы повторяют позицию административного ответчика, которая излагалась в суде первой и апелляционной инстанций и нашла правильную правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
В свою очередь суд кассационной инстанции в соответствии со своей компетенцией, определённой положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки установленных по делу обстоятельств и доказательств он не наделён.
Таким образом, при разрешении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Ивановского районного суда Амурской области от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Приозёрного сельсовета Ивановского района Амурской области – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи