Решение по делу № 2а-1018/2021 от 26.02.2021

31RS0002-01-2021-000885-38 Дело № 2а-1018/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белгород 26 марта 2021 года

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Кирилловой Е.И.

при секретаре Коротких М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу исполнителю Белгородского районного отделения судебных приставов УФССП России по Белгородской области Папуша Кристине Юрьевне, УФССП России по Белгородской области, Белгородскому РОСП УФССП России по Белгородской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным и устранении допущенных нарушений,

установил:

ООО «СААБ» обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Белгородского РОСП УФССП России по Белгородской области Папуша К.Ю., выраженное в непринятии достаточных мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, предусмотренных ст.68 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В целях восстановления нарушенных прав административного истца, просили обязать начальника Белгородского РОСП УФССП России по Белгородской области запросить у взыскателя исполнительный документ, отменить постановление об окончании исполнительного производства (номер обезличен) в отношении должника Тарасовой Д.Д., для осуществления комплекса мер, направленных на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

В обоснование требований административный истец указал, что 30.12.2020 года судебным приставом-исполнителем Белгородского РОСП УФССП России по Белгородской области Папуша К.Ю. в соответствии с п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству (номер обезличен), возбужденному на основании исполнительного документа серии (номер обезличен), выданного 01.11.2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Белгородского района Белгородской области в отношении должника Тарасовой Д.Д., взыскатель - ООО «СААБ».

В соответствии с ч.6 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ с копией постановления об окончании исполнительного производства направляются взыскателю не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

В нарушение указанной нормы, информация об окончании исполнительного производства получена административным истцом 12.02.2021 года. Заявитель считает действия судебного пристава-исполнителя по прекращению исполнительного производства преждевременными, нарушающими права взыскателя, так как в полной мере не предприняты все меры принудительного взыскания, предусмотренные ст.68 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Стороны, извещенные о судебном разбирательстве дела своевременно и надлежащим образом посредством информации о движении дела, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заинтересованное лицо Тарасова Д.Д., извещенная судебной повесткой, направленной заказной корреспонденцией, в судебное заседание не явились.

Административный истец и представитель административных ответчиков ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

С учетом изложенного, в соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ст.ст.218, 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). А бремя доказывания наличия самого факта незаконного решения, действия или бездействия, а также нарушения ими прав и свобод возложена на заявителя (ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ).

Судом на основании материалов дела установлено, что мировым судьей судебного участка № 1 Белгородского района Белгородской области 01.11.2016 года выдан исполнительный лист на основании решения по гражданскому делу (номер обезличен) о взыскании с Тарасовой Д.Д. в пользу ООО «СААБ» задолженности.

16.12.2019 года судебным приставом-исполнителем Белгородского РОСП УФССП России по Белгородской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства (номер обезличен) в отношении должника Тарасовой Д.Д., остаток задолженности – 29184,70 руб.

В рамках исполнительного производства сделаны запросы в соответствующие регистрирующие, кредитные и иные организации в целях розыска имущества должника, что подтверждается представленными суду материалами исполнительного производства.

30.12.2020 года судебным приставом-исполнителем Белгородского РОСП Папуша К.Ю. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю, ввиду того, что невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.

Согласно реестру почтовых отправлений от 30.12.2020 года, указанное постановление и исполнительный документ были направлены взыскателю заказной корреспонденцией (ШПИ (номер обезличен)) и получены адресатом 27.01.2021 года.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на бездействие судебного пристава Белгородского РОСП выразившееся в несвоевременном направлении взыскателю копии постановления об окончании исполнительного производства с оригиналом исполнительного документа, отсутствие которого нарушает права взыскателя, а так же невыполнение всех мер принудительного взыскания, предусмотренных действующим законодательством об исполнительном производстве.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

При этом из системного анализа указанных норм следует, что основанием для возбуждения исполнительного производства является предъявление именно оригинала исполнительного листа в службу судебных приставов.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона    «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу части 8 названной статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно ст.21 Федерального закона    «Об исполнительном производстве», срок предъявления исполнительного документа к исполнению, в том числе судебного приказа, составляет три года.

В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (ч.3 ст.22 Федерального закона).

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия, в том числе, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение.

В силу ч.ч. 1, 2, п. 5 ч. 3 ст. 68 названного Федерального закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства.

Как следует из материалов исполнительного производства, постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.12.2019 года возбуждено исполнительное производство, в отношении Тарасовой Д.Д. о взыскании денежных средств в размере 29184,70 руб. в пользу ООО «СААБ», которое постановлением от 30.12.2020 окончено, исполнительный документ (судебный приказ) возвращен в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию оказались безрезультатными.

Постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный документ получены взыскателем посредством заказной корреспонденции. Доказательств обратного суду не представлено.

Акт о вскрытии конверта, представленный административным истцом в подтверждение соблюдения срока на обращение с административным иском в суд, не может быть принят в качестве достоверного доказательства, так как составлен в одностороннем порядке, датирован 12.02.2021 года, что не соответствует официальной информации сайта «Почты России». Кроме того, сам конверт с почтовыми штемпелями и треком ШПИ суду не представлен.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец, ссылаясь на нарушение своих прав, не приводит доводы о том, каким образом он видит возможность их восстановления при том условии, что на момент рассмотрения дела оригинал исполнительного документа возвращен взыскателю и ООО «СААБ» не лишено возможности вновь обратить его к исполнению с учетом положений ст.22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем, при рассмотрении дел в порядке главы 22 КАС РФ следует учитывать следующее.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет судебной коллегии сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением ст. 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением ч. 1 ст. 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в данном случае на момент рассмотрения административного иска исполнительное производство не может быть возбуждено без предъявления исполнительного документа либо его дубликата, поэтому не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку это не приведен к восстановлению его прав.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Указанные в административном иске нарушения в бездействии судебного пристава-исполнителя не нашли своего подтверждения при рассмотрении административного иска, и опровергаются материалами исполнительного производства, в котором содержатся сведения о совершении фактических действий, направленных на исполнение судебного акта.

С учетом изложенного, оснований для признания бездействия судебного пристава – исполнителя, выразившегося в несвоевременном направлении исполнительного документа и неприменении в полном объеме мер принудительного исполнения, у суда не имеется.

Кроме того административным истцом пропущен срок обращения в суд с заявленными требованиями.

Нормы действующего законодательства, предоставляя возможность гражданину оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора.

Согласно ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Аналогичные положения содержит и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФЫ).

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17. 11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ст. 122 Закона №229-ФЗ).

О нарушении своих прав в связи с прекращением исполнительного производства административный истец узнал 27.01.2021 года, что подтверждено сведениями о получении заказной почтовой корреспонденции РОСП УФССП России по Белгородской области.

Однако в суд с данным иском обратился лишь20.02.2021 года, то есть с пропуском установленного действующим законодательством процессуального срока.

Каких-либо допустимых доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно оспорить бездействие должностного лица службы судебных приставов, истцом не представлено.

Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований, в том числе и в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу исполнителю Белгородского районного отделения судебных приставов УФССП России по Белгородской области Папуша Кристине Юрьевне, УФССП России по Белгородской области, Белгородскому РОСП УФССП России по Белгородской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным и устранении допущенных нарушений, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.

Судья Е.И. Кириллова

Мотивированный текст решения изготовлен 02.04.2021 года.

2а-1018/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "СААБ"
Ответчики
УФССП России по Белгородской области
СПИ Белгородского РОСП УФССП России по Белгородской области Папуша К.Ю.
Старший СП Белгородского РОСП УФССП России по Белгородской области Терес А.Я.
Другие
Тарасова Дарья Дмитриевна
Суд
Белгородский районный суд Белгородской области
Судья
Кириллова Елена Ивановна
Дело на странице суда
belgorodsky.blg.sudrf.ru
26.02.2021Регистрация административного искового заявления
26.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Подготовка дела (собеседование)
18.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021Дело оформлено
26.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее