УИД: 59RS0004-01-2021-005999-89 <данные изъяты>
Дело № 2-4292/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Черепановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Семакиной Елены Валерьевны к администрации г. Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
истец обратилась в суд с иском к администрации города Перми о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. В обоснование требований указала, что являлась собственником жилого помещения – <Адрес>, расположенной в указанном доме, право собственности приобретено на основании договора купли-продажи от 16.05.2014. Сведения о проведении в многоквартирном доме за период его эксплуатации капитального ремонта отсутствуют. Многоквартирный дом, 1954 года постройки, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем между муниципальным образованием город Пермь и истцом 05.03.2021 заключен договор об изъятии жилого помещения. Размер возмещения определен сторонами, который не включал компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт. Вместе с тем капитальный ремонт в многоквартирном доме не производился, в связи с чем за наймодателем сохраняется обязанность по проведению капитального ремонта в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии с положениями ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная стоимость изымаемого жилого помещения должна включать также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Истец просила взыскать в свою пользу компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в размере 623 234,00 руб. на основании Отчета об оценке №8783 от 29.07.2021, выполненного <данные изъяты>, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по оплате оценки в размере 15 000,00 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель истца также просила о проведении судебного заседания в своё отсутствие, на удовлетворении требований настаивала.
Администрация г. Перми о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представитель Королёва О.А. направила заявление о проведении судебного заседания в отсутствие представителя администрации г. Перми, в котором также выразила несогласие с заявленными требованиями истца, поскольку между сторонами заключен договор об изъятии, в соответствии с п. 1.5 которого размер возмещения за жилое помещение является окончательным и пересмотру не подлежит. Администрацией г. Перми оплата по договору произведена в полном объеме, в связи с чем договор считается исполненным и изменению не подлежит. Истец договор об изъятии жилого помещения подписывала добровольно, с условиями договора согласилась.
Суд, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища, что предусмотрено частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Положениями ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи комнаты от 16.05.2014 и договора дарения комнат от 27.01.2020 Семакина Е.В. приобрела в собственность квартиру, общей площадью 82,4 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес> (л.д. 7-16). Продавцу и Дарителю (ФИО1) комнаты, составляющие квартиру №№, принадлежали на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от 02.11.2001, о чем указано в договорах купли-продажи и дарения комнат.
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации Орджоникидзевского района г. Перми от 18.05.2018 №5/95 выявлены основания для признания <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 119-120).
Многоквартирный жилой дом включен Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018 №217-п в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2023 годы.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 03.07.2018 №СЭД-059-11-01-04-97 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, земельный участок под многоквартирным домом изъят для муниципальных нужд распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 12.08.2021 №21-01-03-912
Между муниципальным образованием город Пермь в лице управления жилищных отношений администрации г. Перми и Семакиной Е.В. 05.03.2021 заключен Договор №33-УЖО-БИ об изъятии жилого помещения (л.д. 5-6), в котором размер возмещения за изымаемое жилое помещение определен сторонами на основании отчета об оценке ООО <данные изъяты> от 12.02.2021 в размере 3 771 384,00 руб., включающий в себя рыночную стоимость жилого помещения 3 729 900,00 руб., убытки: услуги по изготовлению отчета 10 000,00 руб., услуги риелтора, грузоперевозки и грузчики, оплата госпошлины при покупке нового жилого помещения – 31 484,70 руб.
Согласно п. 1.5 Договора возмещение за жилое помещение является окончательным и пересмотру не подлежит.
Факт аварийности многоквартирного дома также подтверждается Заключением по результатам технического обследования строительных конструкций жилого дома, выполненным ООО «ПК Каллистрат» 16.04.2018 (л.д. 74-118), в котором указано, что по сведениям жильцов (технический паспорт на дом отсутствует) дом построен в начале 50х годов, физический износ здания составляет 75%, несущие и ограждающие конструкции фундамент, перекрытия, конструкции крыши и кровли находятся в аварийном состоянии, наружные и внутренние стены – в ограниченно-работоспособном состоянии, проведение капитального ремонта не целесообразно. Техническое заключение не содержит в себе сведений о ранее проведенных капитальных ремонтах здания.
Согласно справке ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 30.09.2021 сведениями о проведении капитального ремонта здания по адресу: <Адрес>, ГБУ ЦТИ ПК не располагает (л.д. 72).
В подтверждение размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт истцом к исковому заявлению приложен Отчет об оценке №, выполненный <данные изъяты> (л.д. 28-58), в котором размер компенсации определен 623 234,00 руб. пропорционально площади всей трехкомнатной квартиры.
Факт необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирном доме в период его эксплуатации ответчиком не оспаривался, доказательств того, что капитальный ремонт в доме проводился ответчиком в материалы дела не представлено, вместе с тем из имеющихся в материалах дела доказательств усматривается, что капитальный ремонт в доме не проводился, в связи с чем обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя до приватизации жилых помещений в доме, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размер возмещения за изымаемое жилое помещение даже при выплате собственникам возмещения в соответствии с договором об изъятии жилого помещения.
Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома способствовало разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его сноса, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственнику право на получение дополнительной компенсации в виде стоимости непроизведенного капитального ремонта.
Основание приобретения жилого помещения истцом – договор купли-продажи комнаты от 2014 года и договор дарения комнат от 2020 года, в данном случае не лишает права истца требовать компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, поскольку жилое помещение дарителем и продавцом (ФИО1) было приобретено в результате заключения договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан и на основании сделок передано в собственность истцу.
Заключение договора об изъятии жилого помещения также не лишает права истца требовать выплаты компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, поскольку вопрос о выплате компенсации заключенным договором не определялся сторонами, данный договор не содержит соглашение сторон относительно указанной компенсации. Вместе с тем сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт при наличии правовых оснований к её выплате в пользу собственника является самостоятельной выплатой, включаемой в состав возмещения, подлежащего выплате при изъятии жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, подлежащим сносу.
Поскольку жилой дом в результате ненадлежащего содержания пришел в аварийное состояние, в том числе по причине не проведения своевременных капитальных ремонтов, при изъятии такого помещения истцу подлежит выплате компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, которая договором об изъятии не была определена. Факт выплаты компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в пользу предыдущего собственника квартиры, приобретшего право собственности ещё в 2001 году, ответчиком не подтвержден, как и факт проведения капитального ремонта многоквартирного дома.
В целях определения размера компенсации суд полагает возможным принять во внимание Отчет №, за исключением из расчета, приведенного на стр. 43 Отчета, суммы на ремонт стен и перегородок, перекрытия, полов, прочих работ,, поскольку указанные виды работ не предусмотрены положениями ст. 166 ЖК РФ. Размер возмещения составит (82,4 кв.м. / 1365,1 х (10 324 954 – 1 686 034,00 – 2 312 276,00 – 642 299,00 – 602 155,00)) = 306 770,00 руб. (округленно).
Ответчиком возражения относительно размера компенсации с приложением доказательств не представлены, ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.
Таким образом, с администрации г. Перми в пользу истца подлежит взысканию компенсация за непроизведенный капитальный ремонт в размере 306 770,00 руб., в остальной части в удовлетворении требований о взыскании компенсации следует отказать.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что требований о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт являются требованиями имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку вытекают из защиты жилищных прав собственника при изъятии аварийного жилого помещения в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то правила пропорционального взыскания судебных расходов при взыскании компенсации в ином размере нежели заявлено истцом, не применяются.
Истцом при подаче иска понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., что подтверждается чеком- ордером от 24.08.2021 (л.д. 2), а также по оплате оценки в размере 15 000,00 руб., что подтверждается копией квитанции к приходном кассовому ордеру (л.д. 17), копией договора №8783-21 на оказание услуг по проведению оценки от 29.07.2021 (л.д. 18-21), копией акта №8783 от 30.07.2021 на выполнение услуг (л.д. 22), Отчетом об оценке №8783.
Таким образом, с администрации г. Перми в пользу Семакиной Е.В. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по оплате оценки в размере 15000,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с администрации г. Перми в пользу Семакиной Елены Валерьевны компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт в размере 306 770,00 руб., в удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с администрации г. Перми в пользу Семакиной Елены Валерьевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб., по оплате оценки в размере 15 000,00 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>