Решение по делу № 8Г-4985/2021 [88-5640/2021] от 02.03.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-5640/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                               18 мая 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Богдевич Н.В., Гусева Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-180/2020 по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах Маленко Евгения Анатольевича к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», Министерству социальной защиты Алтайского края о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг

по кассационным жалобам краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», Министерства социальной защиты Алтайского края на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 29 сентября 2020 г., апелляционное определение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2020 г.,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В., объяснения процессуального истца в лице прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В., полагавшей кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

           Прокурор Немецкого национального района Алтайского края (далее- прокурор, процессуальный истец) обратился в суд с иском в интересах Маленко Евгения Анатольевича (далее-Маленко Е.А., истец) к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» (далее - КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», ответчик), Министерству социальной защиты Алтайского края (далее-ответчик), просил признать незаконным распоряжение от 27.02.2019 о прекращении выплаты Маленко Е.А. с 01.03.2019 компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, возложить на ответчиков обязанность в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу выплатить истцу компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01.03.2019 по 01.02.2020 в размере 24 080 руб., ссылаясь на то, что Маленко Е.А. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, которому с 01.03.2019 ответчиком КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» прекращена выплата указанной компенсации без законных оснований.

           Решением Районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 29.09.2020 исковые требования удовлетворены частично, постановлено: признать распоряжение КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» от 27.02.2019 незаконным.

          Возложить на КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» обязанность выплатить Маленко Е.А. компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 22 080 руб.

           В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

           В удовлетворении требований, предъявленных к Министерству социальной защиты Алтайского края, отказать в полном объеме.

           Взыскать с КГКУ «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району» в бюджет муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края государственную пошлину в размере 862,40 руб.

            Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

          В кассационных жалобах ответчиков, поступивших в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, как незаконных.

          Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец, ответчики, о причинах неявки не сообщили.

          Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.

          В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

          Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалоб не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.

          Как установлено судом и следует из материалов дела, Маленко Е.А. как педагогический работник, проживающий в сельской местности, является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.10.2014 в соответствии с решением управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края.

         С заявлением в Управление социальной защиты населения Маленко Е.А. предоставлена копия паспорта с местом регистрации по <адрес>, справка администрации Николаевского сельсовета о месте регистрации и составе семьи, справка о работе в МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» в качестве тренера-преподавателя с 01.09.2014, свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом по <адрес>, справка об отсутствии задолженности по оплате за электроэнергию.

         В соответствии с ответом МО МВД России «Славгородский» от 10.09.2020 Маленко Е.А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 08.02.1996 по 27.02.2019.

          С 27.02.2019 по настоящее время Маленко Е.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

           Распоряжением от 27.02.2019 Маленко Е.А. прекращена выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.03.2019 в связи с изменением адреса в пределах района.

            Решением от 12.02.2020 Маленко Е.А. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.02.2020, с периодом доплаты с 01.02.2020 по 29.02.2020 в размере 2 080 руб., и с 01.03.2020 пожизненно в размере 2 080 руб. 11.03.2020 Маленко Е.А. обратился к начальнику Управления социальной защиты населения через МФЦ с заявлением, в котором просил предоставить компенсацию расходов по оплате помещения, отопления и освещения ему как педагогическому работнику с 01.02.2019 по 01.02.2020.

             Согласно уведомлению от 16.03.2020 правовых оснований для предоставления компенсации по оплате помещения, отопления и освещения Маленко Е.А. с 01.02.2019 по 01.02.2020 не имеется.

              Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку, несмотря на изменение места жительства, Маленко Е.А. не утратил право на получение спорной компенсации.

             Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права.

     С выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу п. 1 чт. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2013 № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно пунктам 1, 2, 3 названных Правил определен порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах/ рабочих поселках (поселках городского типа). Ежемесячная компенсация осуществляется на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. Ежемесячная компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Согласно ст. 1 названного Закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края 30.03.2017 № 103, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

В силу абз. 1 п. 5 названных Правил от 30.03.2017 компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Пунктом 6 Правил от 30.03.2017 предусмотрено, что компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.

Как следует из п. 25 Правил от 30.03.2017, при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абз. 2 п. 5 Правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.

В п. 27 Правил от 30.03.2017 указано, что выплата компенсации приостанавливается по решению управления-социальной защиты населения с месяца, следующего за месяцем вынесения такого решения при неисполнении педагогическим работником требований, предусмотренных п.25 настоящих Правил.

Пунктом 28 Правил от 30.03.2017 установлено, что выплата компенсации возобновляется по решению управления социальной защиты населения с месяца приостановления при представлении педагогическим работником документов, подтверждающих наступление обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления компенсации, в соответствии с п. 25 настоящих Правил.

В силу пунктов 29, 30 Правил от 30.03.2017 предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, переводом на должность, не дающую право на получение компенсации, изменением места жительства (пребывания), а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

При смене места жительства в пределах Алтайского края педагогический работник имеет право обратиться за назначением компенсации в управление социальной защиты населения по новому месту жительства (пребывания) в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Педагогическим работникам, изменившим место жительства (пребывания) в пределах Алтайского края или прибывшим из-за пределов Алтайского края и обратившимся за назначением компенсации в месяце прибытия, компенсация назначается с месяца, следующего за месяцем обращения, но не ранее месяца, следующего за месяцем поступления педагогического работника на работу, дающую право на компенсацию (п. 13 Правил от 30.03.2017).

В силу п. 9 Правил документы, необходимые для назначения меры социальной поддержки, запрашиваются управлением социальной защиты населения либо МФЦ у соответствующего органа, располагающего такими документами (сведениями), в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня обращения педагогического работника за назначением компенсации.

Педагогический работник вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.

Исходя из системного толкования приведенных норм права в их взаимосвязи с Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам, проживающим на территории Алтайского края по месту жительства (пребывания), а также педагогическим работникам, которые изменили место жительства (пребывания) в пределах территории Алтайского края, либо прибывшим из-за пределов Алтайского края и зарегистрировавшихся по месту жительства (пребывания) в Алтайском крае.

Как установлено судом первой инстанции, Маленко Е.А. постоянно работал с 1.01.2014 и работает в настоящее время тренером-преподавателем в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Немецкого национального района Алтайского края, то есть по своему статусу в спорный период являлся педагогом, работающим в сельской местности.

Адреса проживания Маленко Е.А.: <адрес> относятся к сельской местности, находящейся в пределах одного муниципального района, одного населенного пункта.

Судом установлено обстоятельство фактического проживания Маленко Е.А. в доме по адресу предыдущей регистрации до момента продажи данного дома в октябре 2019 года.

Суд апелляционной инстанции признал обоснованным вывод суда первой инстанции, что в спорный период Маленко Е.А. не утратил право на компенсацию, несмотря на то обстоятельство, что он своевременно не сообщил об изменении места жительства, которое также относится к сельской местности.

Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.

Доводы кассационных жалоб ответчиков аналогичны доводам возражений в суде первой инстанции и доводам апелляционных жалоб, которым судами дана надлежащая оценка в обжалуемых постановлениях.

Судебные инстанции, установив, что Маленко Е.А. изменил место жительства в пределах одного муниципального района, являлась и является педагогическим работником муниципального дошкольного образовательного учреждения, то есть по своему статусу в спорный период являлась педагогом, работающим в сельской местности, пришли к правильному выводу о том, что оснований для удержания ежемесячной выплаты с Маленко Е.А. не имелось.

Адреса проживания Маленко Е.А. относятся к сельской местности, находящейся в пределах одного населенного пункта. Изменение места жительства, площадь жилых помещений не влияют на размер компенсации, которая выплачивается в твердой денежной сумме.

Суды пришли к правильному выводу, что в спорный период Маленко Е.А. не утратил право на компенсацию, несмотря на то обстоятельство, что она своевременно не сообщила об изменении места жительства, которое также относится к сельской местности.

В свою очередь, никаких доводов, направленных на опровержение выводов судов первой и апелляционной инстанции по существу спора, в том числе о неправильном применении норм материального права или о процессуальных нарушениях, повлиявших на итоговые судебные постановления, в кассационных жалобах не содержится.

Указанные выводы основаны на правильной квалификации отношений сторон, правильном определении юридически значимых обстоятельств и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, отвечающей требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Таким образом, доводы кассационных жалоб не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ.

          Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.

           Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 29 сентября 2020 г., апелляционное определение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району», Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-4985/2021 [88-5640/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Немецкого национального района Алтайского края Тимофеев А.А.
Восьмой отдел (кассационный) (с дислокацией в г.Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Маленко Евгений Анатольевич
Ответчики
Министерство социальной защиты Алтайского края
КГКУ "Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району"
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Богдевич Н.В.- Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
18.05.2021Судебное заседание
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее