судья: Корпачева Л.В. |
дело № 33а-276/2019 (33а-10709/2018) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 14 января 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В.,
судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л-А.В.,
при секретаре Колесник Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НПО Атлас-Инвест» к Администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованные лица: Вашуркина Нина Николаевна, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным бездействия,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «НПО Атлас-Инвест» на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 сентября 2018 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
общество с ограниченной ответственностью «НПО Атлас-Инвест» (далее ООО «НПО Атлас-Инвест») обратилось в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просило признать бездействие Администрации г. Ялты Республик Крым, выразившееся в не проведении проверки в отношении объекта незавершённого строительства с кадастровым номером № и не предоставлении полных и достоверных сведений с учётом обращения ООО «НПО Атлас-Инвест» от 16 ноября 2017г.
Требования мотивированы тем, что 16 ноября 2017 г. ООО «НПО Атлас-Инвест» направило письменное обращение главе Администрации города Ялты Республики Крым, в котором сообщало о нарушениях действующего законодательства, в том числе на отсутствие разрешения на строительство объекта незавершённого строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в связи с чем просило в судебном порядке признать указанный объект незавершённого строительства самовольной постройкой в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и признать незаконной государственную регистрацию указанного объекта. Полученный 1 июня 2018 г. на указанное обращение ответ Администрации города Ялты Республики Крым административный ответчик считает бездействием в отношении его сообщения о нарушении законодательства.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 сентября 2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО «НПО Атлас-Инвест» подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение постановлено с нарушением норм материального права, судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ООО «НПО Атлас-Инвест», Администрации города Ялты Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, а также Вашуркина Н.Н. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направляли.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 16 ноября 2017 г. за исх. № 10/17 ООО «НПО Атлас-Инвест» направило главе Администрации города Ялты Республики Крым письменное обращение, в котором указало, что по адресу: <адрес>, зарегистрирован на праве собственности объект незавершённого строительства с кадастровым номером № который расположен на участке с кадастровым номером №. В соответствии со сведениями, указанными в публичной кадастровой карте, объект недвижимости был постановлен на кадастровый учёт 6 апреля 2015 г. На заявленную дату действовала редакция Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в пункте 2 статьи 25 которой указано, что право собственности на объект незавершённого строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершённого строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения. Для строительства объекта недвижимости по адресу: <адрес>, на земельный участок с кадастровым номером № разрешение на строительство не выдавалось.
В связи с указанным, в приведённом обращении ООО «НПО Атлас-Инвест» просило в судебном порядке признать объект незавершённого строительства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, самовольной постройкой в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; а также в судебном порядке признать незаконной государственную регистрацию объекта недвижимости с кадастровым номером №
На указанное обращение Администрацией города Ялты Республики Крым за подписью заместителя главы Администрации города Ялты Республики Крым Шимановского К.В. был направлен ответ от 22 декабря 2017 г. за № 02.1-25/10492, в котором указано, что в ходе проведённого обследования специалистами управления земельного и градостроительного муниципального контроля администрации города Ялты установлено, что по адресу: <адрес>, расположен земельный участок, площадью 2295 кв.м, для строительства и обслуживания жилого дома, арендатором которого на основании договора аренды является физическое лицо. На земельном участке расположен капитальный двухэтажный объект незавершённого строительства, который согласно договору купли-продажи находится в собственности. В отношении объекта недвижимости произведён кадастровый учёт, присвоены кадастровые номера. Земельный участок по периметру огорожен металлическим и частично деревянным забором. Собственник данного участка или лица, имеющие какое-либо отношение к участку (охрана и т.д.), на момент осмотра на месте отсутствовали. Строительная техника и строительные материалы на участке не обнаружены. Поскольку собственником представлены правоустанавливающие документы на вышеуказанные объекты недвижимого имущества у Администрации города Ялты Республики Крым отсутствуют правовые основания для признания вышеуказанного объекта незавершённого строительства самовольной постройкой.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из того, что доводы административного истца о не проведении административным ответчиком проверки по его обращению являются его предположением, сводятся к несогласию с результатами проверки, изложенными в ответе Администрации города Ялты Республики Крым от 22 декабря 2017 г. Также судом первой инстанции указано, что административным истцом не доказан факт нарушения его прав в связи с действиями ответчика при проведении проверки в отношении объекта незавершённого строительства, принадлежащего Вашуркиной Н.Н.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного закона.
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ.
При этом, пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ в случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Порядок рассмотрения обращения установлен статьёй 10 поименованного закона, согласно которой государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; обеспечивает; даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункты 1, 4 части 1).
В соответствии с частью 3 названной статьи ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно части 2 статьи 26 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 г. № 1, обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Как уже указывалось, на письменное обращение ООО «НПО Атлас-Инвест» Администрацией города Ялты Республики Крым дан письменный ответ от 22 декабря 2017 г., в котором указано, что собственником представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>
При этом, в материалах дела находится выписка из Единого государственного реестра недвижимости из которой следует, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №, является Вашуркина Н.Н.
Также в материалах дела имеется договор аренды земельного участка, общей площадью 0,2295 гектар, расположенного по адресу: <адрес> 6 декабря 2005 г. между Алупкинским городским советом (арендодатель) и Вашуркиной Н.Н. (арендатор) сроком на 49 лет.
В связи с указанным, судебная коллегия считает обоснованным ответ административного ответчика об отсутствии у Администрации города Ялты Республики Крым правовых оснований для признания вышеуказанного объекта незавершённого строительства самовольной постройкой, поскольку собственником представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>
С учётом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что административный ответчик при рассмотрении обращения ООО «НПО Атлас-Инвест» обеспечил объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в пределах представленных полномочий, его действия соответствуют приведённым выше положениям нормативных правовых актов, регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан.
Несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии какого-либо бездействия со стороны Администрации города Ялты Республики Крым в отношении ООО «НПО Атлас-Инвест» относительно поданного им обращения от 16 ноября 2017 г.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
В рассматриваемом споре судебной коллегией не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием административного ответчика, в связи с чем, с учётом избранного административным истцом способа защиты, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ООО «НПО Атлас-Инвест» о признании незаконным бездействия Администрации города Ялты Республики Крым.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 сентября 2018г. по административному делу № 2а-2183/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПО Атлас-Инвест» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова