Дело № 2-690/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2017 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Зениной Г.В.,
при секретаре ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Петрвой Н.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Воронежский государственный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Петрова Н.В. обратилась с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области ( далее ТУФАУГИ в Воронежской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Воронежский государственный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» ( далее ФГБУ « Воронежский государственный заповедник») просит суд признать за ней право собственности на квартиру, расположенную <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование заявленного искового требования истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она и её отец ФИО1 на основании ордера № ..... были вселены в квартиру расположенную по <адрес> В данной квартире истец проживает и зарегистрирована по месту жительства. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец решила оформить квартиру в собственность в порядке приватизации. Руководством ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник» было отказано в приватизации квартиры со ссылкой на то, что учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Управление жилищного фонда департамента муниципальной собственности администрации г.о.г. Воронежа в свою очередь отказало в приватизации квартиры, ссылаясь на то, что квартира не значится в реестре муниципального имущества. ТУФАУГИ в Воронежской области сообщило, что квартира учитывается в реестре федерального имущества, недвижимое имущество государственного природного заповедника полностью изымает из оборота, поэтому управление не имеет возможности передать в собственность в порядке приватизации квартиру. Истец считает, отказ в приватизации неправомерным и нарушающим её права на приватизацию жилья на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР, который действовал на момент возникновения правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Согласно ст. 50 ЖК РСФСР Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР.
Истец проживает в спорной квартире, поддерживает заповедный режим. На территории заповедника расположены жилые дома, большая часть квартир в которых уже приватизированы. Спора между членами семьи по поводу приватизации квартиры нет. Истец вселилась в квартиру на законных основаниях, требований о выселении её из квартиры не предъявлялось. Жилое помещение, в котором истец проживает, является изолированным. Истец производит плату за найм жилого помещения, за коммунальные услуги на счет ФГУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», который предоставляет услуги по водоснабжению, водоотведению, вывозу мусора. Ранее истец правом участия в приватизации жилых помещений не пользовались.
В судебном заседании истец Петрова Н.В. исковые требования поддержала, просит суд признать за ней право собственности на квартиру, расположенную <адрес> в порядке приватизации.
Представитель ответчика ТУФАУГИ в Воронежской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, о чём в деле имеется расписка, о причине неявки представителя не сообщил, о рассмотрении делав отсутствие представителя не просил.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ТУФАУГИ в Воронежской области надлежаще извещенного о слушании дела.
Представитель ответчика ФГБУ « Воронежский государственный заповедник» Пастревич И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просит в иске отказать, суду пояснила, что ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» является федеральным государственным бюджетным учреждением.
Согласно п.1 ст. 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из п. 3 ст. 298 ГК РФ, бюджетное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ РФ № 33-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота.
Согласно п. 13 Устава ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник им.В.М. Пескова», земельные участки в границах заповедника, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 11 Положения о федеральном государственном учреждении «Воронежский государственный природный биосферный заповедник», имущество заповедника является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закреплены за заповедником на праве оперативного управления... природные ресурсы и недвижимое имущество заповедника полностью изымаются из оборота ( не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Согласно ст. 1 ФЗ РФ № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Таким образом, приватизация предполагает отчуждение государственного имущества в частную собственность, что в случае с недвижимым имуществом ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» прямо запрещено законом и учредительными документами юридического лица.
Выслушав истца, представителя ответчика ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 года N 8-П, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно положениям указанного закона особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ст. 6 Федерального Закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.
Ограничение законодателем права граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 25-П, от 24 октября 2000 года N 13-П и от 15 июня 2006 года N 6-П, Определение от 2 ноября 2000 года N 220-О). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении вопроса о законности и обоснованности приватизации такого жилого помещения, судам надлежит устанавливать как правовой режим конкретного жилого помещения, заявленного к приватизации, так и наличие у такого правового режима особенностей, обусловленных необходимостью выполнения задач, определенных Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
Суд руководствуется правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении № 1419-О-О от 5 октября 2011 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власова Якова Константиновича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» заключающейся в том, что « отсутствие у граждан права на приватизацию жилых помещений, правовой режим которых предопределен его взаимосвязью с задачами особой охраны ценных для государства природных территорий, определенными в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях», оправдано с точки зрения необходимости защиты государственных природных заповедников как объектов национального достояния, а установленные законодателем в этих целях ограничения в приватизации жилья соответствуют конституционным гарантиям и обязательствам, предусмотренным статьями 9, 42 и 58 Конституции Российской Федерации».
Судом установлено, что на основании контрольного талона к ордеру на жилое помещение № ..... серия ......... Администрации Железнодорожного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ истцу и её отцу- ФИО1 была предоставлена квартира расположенная <адрес> ( л.д. 10).
Согласно справке БТИ Железнодорожного района г. Воронежа № ..... от ......... общей площадью 83,4 кв.м., квартира № ..... состоит из 2 комнат общей площадью 39,0 кв.м., в том числе 27,0 кв.м.( л.д.20-21).
В спорной квартире истец проживает и зарегистрирована по месту жительства, что подтверждается отметкой в её паспорте и выпиской из домовой книги (по квартирной карточки) ( л.д. 11,19).
Согласно свидетельству о смерти, выданному специализированным отделом ЗАГС г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. умер ДД.ММ.ГГГГ.( л.д. 12).
Согласно письму ответчика ФГБУ «Воронежский государственный биосферный заповедник» № ....., 660 от ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась по вопросу оформления спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, но ей было отказано, так как учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником ( л.д.17-18).
Из письма Управления жилищного фонда департамента муниципальной собственности администрации городского округа г. Воронежа № ..... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в передаче спорной квартиру в собственность в порядке приватизации истцу отказано, так как квартира не значится в реестре муниципального имущества ( л.д.14).
Согласно письму ТУФАУГИ в Воронежской области № ..... от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира учитывается в реестре федерального имущества, закрепленная на праве оперативного управления за ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник». Согласно ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года недвижимое имущество государственного природного заповедника полностью изымает из оборота ( не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). В связи с чем, управление не имеет возможности передать в собственность в порядке приватизации квартиру ( л.д.13).
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3 ст. 92 ЖК РФ).
Исходя из положений п. 41 Положения о государственной лесной охране СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.03.1950 N 1181, а также п. 22 Положения о государственной лесной охране РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.07.1998 N 850, лесникам на время работы в лесной охране предоставляются в бесплатное пользование жилые помещения с надворными постройками в лесу (кордон). Понятие «кордон» в общем смысле означает пост лесной стражи, то есть временный или постоянный пост лесной стражи или охраны заповедников.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.1995 г. № 161 «Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации», утверждён Перечень категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда. В данный перечень входят: - директор, заместитель директора лесхоза, национального природного парка, государственного заповедника, учебного лесного хозяйства, опытного лесного хозяйства; - главный лесничий лесхоза, национального природного парка, государственного заповедника, учебного лесного хозяйства, опытного лесного хозяйства; - лесничий; - помощник лесничего; - мастер леса; - лесник, егерь; - государственный инспектор по охране леса; - специалисты, ведающие вопросами лесопользования, охраны и защиты леса, лесовосстановления, защитного лесоразведения, охотничьего хозяйства и работающие в лесхоза, национального природного парка, государственного заповедника, учебного лесного хозяйства, опытного лесного хозяйства.
Таким образом, на момент передачи жилого помещения истцу в связи с работой в системе лесной охраны спорный объект в силу прямого указания закона относился к категории служебных жилых помещений.
Указанные обстоятельства означают отсутствие правоотношений, основанных на договоре социального найма и исключают возможность передачи квартиры, расположенной <адрес>, в собственность Петровой Н.В. в порядке приватизации.
То обстоятельство, что истец ранее не принимала участие в приватизации жилых помещений, не свидетельствует о наличии у него права на приватизацию спорного жилого помещения.
Истец не представил доказательств, что спорный жилой дом никогда не имел статуса служебного жилого помещения либо, что он был в установленном порядке переведен из категории служебного жилья в иную категорию жилых помещений, и как следствие передаваться в собственность в порядке приватизации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец проживает в специализированном жилом фонде, занимаемое истцом жилое помещение, в силу действующего законодательства, не подлежит приватизации. При таких обстоятельствах, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований о признании за ним права собственности в порядке приватизации на жилой дом.
Кроме того, поскольку, в силу ст. 6 Федерального Закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников, в том числе и жилые помещения, расположенные в них, полностью изымаются из оборота, а поэтому не могут отчуждаться, переходить от одного лица к другому лицу, в том числе и в порядке приватизации.
Отсутствие у истца права на приватизацию жилого помещения, правовой режим которого, определен в вышеуказанном Федеральном законе, является оправданной мерой государства по необходимости защиты государственных природных заповедником как объектов национального достояния, и конституционных прав истца не нарушает.
Довод истца о том, отказ в приватизации нарушает конституционные права истца, является не состоятельным.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере служит Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». При этом право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года № 25-П, от 24 октября 2000 года № 13-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, Определение от 2 ноября 2000 года № 220-О).
Кроме того, на момент рассмотрения дела Петрова Н.В. не является работником ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», но она продолжает пользоваться спорным жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Петровой Н.В. в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Воронежский государственный биосферный заповедник им. В.М. Пескова» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации на жилое помещение квартиры № ....., расположенной <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежский областной суд в течение месяца через районный суд.
Председательствующий Г.В. Зенина