Дело № 5-1066/2020
73RS0004-01-2020-004883-64
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 октября 2020 года город Ульяновск
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Усова В.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Спиридоновой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Акционерного общества «Тандер», юридический адрес: г.Краснодар, ул.им.Леваневского, 185,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из протокола об административном правонарушении № МБУ 0838-2020 от 26.08.2020 года, 28 июля 2020 в 09 часов 53 минуты, в АО «Тандер», расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Димитрова, 16 (Магазин Магнит) администрация магазина в нарушение подпункта 10.1 пункта 10 Указа Губернатора Ульяновской области № 19 от 12.03.2020 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», не предлагала покупателям средства индивидуальной защиты органов дыхания, защитные перчатки и средства для обработки рук, продавцы на момент проверки были без защитных масок, журналы обработки помещений и учета температуры тела сотрудников заполнялись не системно, покупатели обслуживались без средств индивидуальной защиты органов дыхания, тем самым не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Тандер» Юсипов В.Н. в судебном заседании с протоколом был не согласен, и пояснил, что в гипермаркете «Магнит» все предписанные Законом требования, направленные на сдерживание коронавирусной инфекции, выполняются в полном объеме. У входа в торговый зал расположена стойка, на которой размещены средства индивидуальной защиты органов дыхания, защитные перчатки и средство для обработки рук; работники магазина обязывают посетителей использовать маски и перчатки при приобретении товаров. Сами работники обеспечены данными средствами в полном объеме. Журналом осмотра сотрудников подтверждается, что каждому работнику регулярно измеряется температура. Помещения магазина обрабатывается ежедневно, что видно из Журнала профилактической дезинфекции. 28.07.2020 года никто из проверяющих не обращался к администрации магазина с требованием предъявить для проверки данные Журналы. О проведенной проверке стало известно только при составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, действие пункта Указа Губернатора Ульяновской области, на который должностное лицо ссылается в протоколе об административном правонарушении, не распространяется на предприятия торговли. Просил производство по делу прекратить.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель начальника МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» Лепешкин В.В. в судебном заседании полагал, что протокол об административном правонарушении составлен обоснованно. Пояснил, что проверку проводили работники Администрации Заволжского района г.Ульяновска. В дальнейшем они представили материал проверки. В Акте проверки было указано только одно нарушение: покупатели магазина «Магнит» без масок, об остальных нарушениях они рассказали ему устно, поэтому все нарушения и были включены в протокол об административном правонарушении
Выслушав пояснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Тандер» Юсипова В.Н. должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - заместителя начальника МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска» Лепешкина В.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Так, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно пункту 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Ульяновской области № 19 от 12.03.2020 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», в связи с угрозой распространения в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности.
Согласно пунктам 10, 10.1 Указа Губернатора Ульяновской области № 19 от 12.03.2020 (в редакции Указа Губернатора Ульяновской области № 125 от 24.07.2020) работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям), деятельность которых не ограничена настоящим указом, рекомендовано обеспечить соблюдение методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), изданных Министерством здравоохранения Российской Федерации, Роспотребнадзором, а также Стандарта безопасности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19). (Приложение № 4 к настоящему Указу).
В соответствии с пунктом 2.1.4 Стандарта безопасности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Приложение № 4 к Указу Губернатора Ульяновской области № 19 от 12.03.2020) работодатель обязан перед началом рабочего дня организовать ежедневный визуальный осмотр и опрос работников на предмет наличия симптомов гриппа и ОРВИ, обеспечить измерение температуры тела работников. При температуре 37 градусов и выше либо при других явных признаках гриппа и ОРВИ работник должен быть отстранён от работы. Каждое измерение температуры должно регистрироваться в журнале регистрации температуры работников; обеспечить работников запасом гигиенических масок для использования их при работе, дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами. Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлажнённых масок не допускается.( пункт 2.1.5).
Вместе с тем, доказательств того, что 28.07.2020 года в 09 часов 53 минуты в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Димитрова, 16 продавцы на момент проверки были без защитных масок, журналы обработки помещений и учета температуры тела сотрудников заполнялись не системно, материалы дела не содержат.
Из показаний допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО6 и ФИО7 следует, что они проводили проверку в магазине «Магнит» по жалобе гражданина ФИО8 и выявили ряд нарушений. По итогам проверки они составили Акт осмотра, в котором зафиксировали только то, что покупатели магазина были без масок. Остальные нарушения никак не фиксировали, поскольку в жалобе заявитель на данные нарушения не ссылался. Об этих нарушениях они доложили устно. Сам Акт осмотра составили на рабочем месте, после проверки, без участия представителей администрации магазина. Кто из сотрудников магазина показывал им Журналы фиксации температуры и обработки помещений они сказать не могут, так как данные этого лица не записывали, копию журналов не делали, кто из продавцов был без защитных масок также пояснить не могут.
Более того, из пояснений в судебном заседании должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, следует, что все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, кроме отсутствия масок у покупателей вменены только со слов проверяющих.
Таким образом, вывод должностного лица, изложенный в протоколе об административном правонарушении о том, что продавцы магазина на момент проверки были без защитных масок, журналы обработки помещений и учета температуры тела сотрудников заполнялись не системно, нарушая п.п. 10.1 п.10 Указа Губернатора Ульяновской области № 19 от 12.03.2020 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», является преждевременным и не подтвержден никаким доказательствами.
Кроме того, АО «Тандер» вменяется в вину то, что 28 июля 2020 в 09 часов 53 минуты, в АО «Тандер», расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул.Димитрова, 16 (Магазин Магнит) администрация магазина в нарушение подпункта 10.1 пункта 10 Указа Губернатора Ульяновской области № 19 от 12.03.2020 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», не предлагала покупателям средства индивидуальной защиты органов дыхания, защитные перчатки и средства для обработки рук, покупатели обслуживались без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Действительно, организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющим деятельность в области торговли обязаны обеспечить условия для обработки рук посетителей специальным раствором для дезинфекции (или дезинфицирующей салфеткой) в специально отведённом для этого месте. При входе в объекты, указанные в настоящем пункте, организовать работу, при которой ответственный работник должен требовать от посетителей осуществить обработку рук специальным раствором для дезинфекции (или дезинфицирующей салфеткой) и надеть средства индивидуальной защиты органов дыхания. При посещении объектов торговли посетители также обязаны использовать перчатки. В случае отсутствия у посетителя средств (средства) индивидуальной защиты, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, ответственный работник не вправе допускать посетителя. Ответственный работник вправе предоставить посетителю средства индивидуальной защиты на платной или бесплатной основе.
Однако, данные требования регламентированы пунктом 11.2 Указа Губернатора Ульяновской области № 19 от 12.03.2020 (в редакции № 125 от 24.07.2020 года) и зафиксированы в Приложении 6 к данному Указу. Но нарушения данных пунктов Указа АО «Тандер» не вменяется.
В силу положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Согласно разъяснению, данному Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, наличие состава административного правонарушения в действиях АО «Тандер» нельзя признать доказанным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях АО «Тандер» не усматривается, производство по данному делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л :
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░░░░░░░░░, 185, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.