Решение по делу № 33-2221/2018 от 09.04.2018

Судья ФИО3 Дело № 33-2221/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.

судей Жуковской С.В. и Костенко Е.Л.

при секретаре Буткиной А.В.

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрела в судебном заседании 16 апреля 2018 года дело по апелляционной жалобе Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 30 января 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара удовлетворить.

Обязать администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: пять лестниц в районе ..., в районе домов по ... и в районе <Адрес обезличен>.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя Администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Брызгуновой О.Ф., заключение прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества: пять лестниц в районе ...», в районе домов по ... и в районе <Адрес обезличен>. В обоснование требований указано, что на лестницах в районе ..., в районе домов по ... и в районе <Адрес обезличен>, установлены ненормативные перила или отсутствуют вовсе, на лестнице (...) отсутствует разделительный поручень, чем нарушены требования п. 6.211 «СП 59.13330.2012. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». Указанные лестницы в реестре муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» не значатся, следовательно, отсутствуют законные основания для приведения вышеуказанных лестниц в нормативное состояние. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Ответчик не принимает мер к признанию вышеуказанных лестниц бесхозными, в связи с чем, затрагиваются права инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории Эжвинского района, г. Сыктывкара, которые в полной мере не могут воспользоваться своими правами.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Коми республиканскую организацию «Всероссийское общество инвалидов»; на стороне ответчика - АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ЭМУП «Жилкомхоз».

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Представитель ЭМУП «Жилкомхоз» в судебном заседании самостоятельной позиции по спору не высказал.

Представитель АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» с иском не согласился.

Представитель Коми республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело без его участия.

Суд удовлетворил требования прокурора.

В апелляционной жалобе Администрация Эжвинского района АМО ГО «Сыктывкар» решение суда просит отменить, указывая на отсутствие правовых и фактических обстоятельств для отнесения спорного имущества к категории бесхозяйного.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительности причин неявки.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара совместно с представителем Коми республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка соблюдения требований законодательства по обеспечению доступности инвалидов и других малобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на территории Эжвинского района г. Сыктывкара, о чем составлен акт осмотра от 22.06.2017г. (л.д. 9-11).

В ходе проверки было установлено, что на лестницах перепада рельефа местности в районе ...», домов по ... и в районе ..., установлены ненормативные перила или отсутствуют вовсе, на лестнице (в ...) отсутствует разделительный поручень, чем нарушены требования п. 6.211 «СП 59.13330.2012. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Функции по управлению вышеуказанными многоквартирными домами, осуществляются управляющей организацией ЭМУП «Жилкомхоз».

Все вышеуказанные лестницы являются объектами благоустройства Эжвинского района г. Сыктывкара и входят в состав активно используемых общественных пространств на территории жилого назначения.

По данным Росреестра право собственности на спорные объекты недвижимости ни за кем не зарегистрировано. Спорные сооружения не поставлены на кадастровый учет, кадастровые номера им как самостоятельным объектам недвижимости не присвоены, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о данных объектах и зарегистрированных правах на них отсутствуют.

По данным ЕГРН вышеуказанные объекты имущества, расположены на следующих земельных участках:

- лестница, ведущая к спорткомплексу ...», расположена на земельном участке по адресу: <Адрес обезличен> кадастровым номером ... который относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и в соответствии с договором аренды земельного участка от 25.05.2016г. <Номер обезличен> предоставлен администрацией МО ГО «Сыктывкар» в аренду АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» для эксплуатации дворца спорта со стадионом, находящихся в собственности АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» сроком до 25.05.2026г.

- лестница в районе <Адрес обезличен>, расположена на земельных участках по адресам: <Адрес обезличен> кадастровыми номерами ... соответственно;

- лестница в районе <Адрес обезличен>, расположена на земельных участках по адресам: <Адрес обезличен> кадастровыми номерами ... соответственно;

- лестница в районе <Адрес обезличен>, расположена на земельных участках по адресам: <Адрес обезличен> кадастровыми номерами 11... соответственно;

- лестница в районе <Адрес обезличен>, расположена на земельном участке по адресу: <Адрес обезличен> кадастровым номером ....

Земельные участки, на которых расположены многоквартирные ... и <Адрес обезличен> хотя и поставлены на кадастровый учет, однако их границы в установленном земельным законодательством порядке, не определены. Земельный участок для обслуживания жилого <Адрес обезличен> со встроенными нежилыми помещениями по <Адрес обезличен> сформирован, границы установлены.

Из акта обследования объекта строительства от 11.01.2018г., составленного инженерами ПТО ЭМУП «Жилкомхоз» следует, что спорные лестницы были возведены на территории жилого назначения при застройке 5-го мкр. Эжвинского района для удобного, безопасного и беспрепятственного перехода с одного уровня рельефа на другой. Рельеф местности микрорайона от ул. Мира в сторону ул. Слободской имеет склон. Уклон склона составляет – 32 %. Открытые лестницы, в количестве 5-ти штук, расположены непосредственно на склоне для сопряжения поверхностей. Данные объекты строительства используются неограниченным кругом лиц: не только жителями близлежайших домов, а также и другими жителями района в целях досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого назначения – остановочных пунктов по ул. Мира, объектов социального назначения, предприятий торговли, мест проживания, в т.ч. и по Набережному проезду, и мест труда. Расстояние от многоквартирных домов по крайней ступени сооружений: <Адрес обезличен> - 6,7 м.: <Адрес обезличен> – 4,8 м.; <Адрес обезличен> – 2,5 м.; <Адрес обезличен> -17,1 м.; <Адрес обезличен>11,7 м. Лестницы выполнены в бетонном (железобетонном) исполнении и состоят из двух маршей, соединенных между собой промежуточной площадкой. Наличие арматурных стержней говорит об имеющихся в теле сооружения арматурной сетки либо арматурного каркаса. Учитывая габариты сооружений, данные лестницы не являются элементом типового заводского производства. Все лестницы расположены между боковыми подпорными стенками, которые имеют заглубление в склон. Строительным материалом для боковых ограничений является бетон. В местах соединения лестниц с подпорными стенками имеются отпечатки досок опалубки от заливки с бетоном. Специалисты в акте также указывают, что входы в подъезды многоквартирных домов по адресу: <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен>, а также дворовые подъезды находятся в верхней точке склона, необходимости в наличии сооружений – лестниц для обслуживания и эксплуатации данных жилых домов не имеется. В акте также содержится заключение, согласно которому лестницы, расположенные на территории 5 –го микрорайона, в границах <Адрес обезличен>, являются объектом капитального строительства, имеют неразрывную связь с землей путем укрепления сооружений на склоне с помощью заглубленного фундамента. Сооружение не является сборной конструкцией. Конструкции выполнены в месте их проектного положения, непосредственно на строительном объекте в виде единого целого (монолита) и перенос их в пространстве без причинения ущерба их назначению невозможен.

Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что данные лестницы относятся к недвижимому имуществу, так как отвечают требованиям, установленным ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не имеют собственника.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей определен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Доводы ответчика в судеб первой инстанции и в апелляционной жалобе о том, что лестницы в районе домов <Адрес обезличен> и домов <Адрес обезличен> по <Адрес обезличен> не обладают признаками бесхозяйных вещей, а принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирных домов, поскольку расположены в границах земельных участках, на которых расположены МКД, являются несостоятельными.

Как правильно указал суд первой инстанции, сославшись на п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», разъяснения, содержащихся в абзаце третьем пункта 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», земельные участки под многоквартирными домами были сформированы и поставлены на кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по данным технических паспортов на вышеуказанные жилые дома и планов земельных участков к ним – спорные лестницы в границы придомовой территории не входят, не включены в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных жилых домов, следовательно, не являются элементами для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов.

То обстоятельство, что спорные лестницы находятся в воображаемых границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не свидетельствует о возникновении у собственников помещений в многоквартирном доме права общедолевой собственности на эти объекты недвижимого имущества, поскольку они предназначены для обслуживания, эксплуатации и благоустройства более чем одного многоквартирного дома, используются неограниченным кругом лиц, следовательно, не могут быть отнесены к общему имуществу какого-либо конкретного дома.

Лестница, ведущая к спорткомплексу «Бумажник», не может являться собственностью АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», поскольку располагается в границах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного в аренду обществу для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности общества.

Указанная лестница по адресу: <Адрес обезличен> на балансе АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» не состоит, что подтверждается техническими паспортами спортивного комплекса «Бумажник» и стадиона. Наличие договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, само по себе не означает возникновения у общества права собственности на объекты, находящиеся на арендованном земельном участке.

При таких обстоятельствах, в силу п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных лестниц суд правомерно возложил на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», которая не исполняет возложенных на нее обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы полностью соответствуют позиции ответчика в судебном заседании первой инстанции, были проверены судом и обоснованно признаны несостоятельными, основанными на ошибочном толковании номр материального права и иной оценке доказательств.

При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены решения суда по мотивам, изложенным в жалобе, не усматривает.

Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 30 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Эжвинского района АМО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2221/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Эжвинского района
Ответчики
Администрация Эжвинского района
Другие
АО Монди СЛПК
КРО Всероссийское общество инвалидов
ЭМУП ЖИЛКОМХОЗ
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Иванова Е А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
16.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее