Дело №3а-47/2018г Решение изготовлено 19.03.2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2018 года Мурманский областной суд в составе: Председательствующего, судьи Пырч Н.В.при секретаре Лащенко И.В.
с участием прокурора Попко А.Н.
с участием административного истца Ваталина Ю.В. и представителя административного ответчика Избирательной комиссии Мурманской области по доверенности Дышина О.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске
Административное дело по административному исковому заявлению доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации П.Н. Грудинина - Ваталина Юрия Викторовича к Избирательной комиссии Мурманской области о нарушении избирательного законодательства
Установил:
На 18 марта 2018 года назначены выборы Президента Российской Федерации.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 февраля 2018 года № 143/1176-7 « О доверенных лицах кандидата на должность Президента Российской Федерации Павла Николаевича Грудинина» были зарегистрированы доверенные лица кандидата на должность Президента Российской Федерации Павла Николаевича Грудинина в количестве 130 человек, в число которых зарегистрированным доверенным лицом является Ваталин Юрий Викторович.
Доверенное лицо кандидата на должность Президента Российской Федерации П.Н. Грудинина - Ваталин Ю.В. обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Мурманской области о нарушении избирательного законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что 18 марта 2018 года в день голосования на избирательном участке № 56 в г. Мурманске было обнаружено на информационном стенде избирательного участка наличие наклейки под сведениями о зарегистрированном кандидате на должность Президента РФ - П.Н. Грудинине, что является нарушением действующего избирательного законодательства.
Данная наклейка содержит дополнительные установленные ФНС России факты недостоверности сведений, представленных П.Н. Грудининым, которая была направлена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее ЦИК РФ) письмом от 07 марта 2018 года № 12-12/6207 за подписью секретаря ЦИК РФ для председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Поскольку указанная наклейка размещена на всех участках избирательных комиссий Мурманской области, то Избирательной комиссией Мурманской области было распространено полученное письмо ЦИК РФ от 07.03.2018 года среди всех избирательных комиссий области, которое не является нормативно-правовым актом и не является составной частью официального информационного плаката. В данном случае информационный плакат о кандидатах в Президенты Российской Федерации, размещаемый на всех избирательных участка, официально утвержден постановлением ЦИК РФ от 22.11.2017 № 111/914-7, не содержит вклеиваемых фрагментов.
Поэтому действиями административного ответчика допущены нарушения п.6 ст. 12, п.п. 12 и 24 ст. 19, п.3 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Полагает, что размещение такого материала на территории избирательных участков, содержащего недостоверную и непроверенную информацию, носит агитационный характер, и является нарушением п.1 и п.6 ч. 1 ст.49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Данные сведения способствуют формированию отрицательного мнение избирателей в отношении кандидата на должность Президента Российской Федерации Грудинина П.Н., что может повлиять на волеизъявление граждан.
Просит незамедлительно устранить нарушения избирательного законодательства, удалив незаконные наклейки с официальных стендов и информационных плакатов на всех избирательных участках Мурманской области; привести сводный информационный плакат в строгом соответствии с утвержденным и опубликованным ЦИК РФ оригинал-макетом; изъять данные вклейки как незаконный агитационный материал, исключив дальнейшее использование их в день голосования.
В судебном заседании административный истец Ваталин Ю.В. заявленные требования поддержал, указав, что избирательная комиссия Мурманской области принимала активное участие в изготовлении макета, распространила письмо ЦИК РФ от 07.03.2018 года среди всех избирательных комиссий Мурманской области по изготовлению незаконной вклейки, чем нарушила требования избирательного законодательства.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии Мурманской области по доверенности Дышин О.А. административный иск не признал, указав на отсутствие нарушений действующего избирательного законодательства. Избирательная комиссия Мурманской области не готовила макет, не вносила в него никаких изменений. Все сведения на информационном плакате в отношении всех зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации были размещены на основании решений и указаний Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Письмо ЦИК РФ от 07.03.2018 № 12-12/6207 было доведено до всех территориальных, участковых избирательных комиссий области непосредственно через Государственную автоматическую систему Российской Федерации « Выборы».
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Мурманской области Попко А.Н., полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 83 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Как установлено, судом, Ваталин Ю.В. является доверенным лицом зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации П.Н. Грудинина и вправе оспорить действия избирательной комиссии в случае нарушения прав и законных интересов кандидата.
Статья 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии, полномочия и порядок деятельности которых по выборам Президента Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (п.1 и п.2).
В силу пункта 3 статьи 12 названного Федерального закона решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые ею в пределах своей компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании( п.6 стать12).
В статье 19 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» определены полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которые включают: организацию подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, руководство деятельностью избирательных комиссий (п.1); оказание правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям (п.4); осуществление руководства деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию ГАС «Выборы», ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов (п.5).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации обеспечивает для всех кандидатов, политических партий соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности; обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании (пункты 12 и 24 статьи 19).
В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» избирательные комиссии доводят до сведения граждан информацию об итогах регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, иные сведения о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату и результаты выборов Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 вышеуказанного Федерального закона в помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень: биографические данные кандидатов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень (пп.1); сведения о доходах и об имуществе кандидатов и их супругов в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пп.5); информацию о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 6 и пунктом 7 статьи 34, подпунктами 1 и 3 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется (пп.6).
Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации (пункт 8 статьи 66).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии № 56 города Мурманска был размещен информационный стенд, который содержал оригинал-макет официального информационного плаката, утвержденного ЦИК РФ, и вклеенную дополнительную информацию о кандидате на должность Президента Российской Федерации П.Н. Грудинина, касающуюся фактов недостоверности, представленных им сведений, но установленных ФНС России.
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 07 марта 2018 года направил письмо № 12-12/6207 председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Одновременно было направлено два оригинала-макета дополнительного текста к информационному плакату «Кандидаты на должность Президента Российской Федерации. Сведения о доходах и об имуществе кандидатов на должность Президента Российской Федерации и их супругов и информация о фактах недостоверности представленных сведений» для использования в работе.
17 марта 2018 года секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации направил письмо № 12-16/9344 председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в котором было разъяснено, что основанием для размещения в информационном плакате дополнительного текста является вышеуказанное письмо, а дополнительный текст к указанному информационному плакату, направленный 07 марта 2018 года, является его неотъемлемой частью.
Избирательная комиссия Мурманской области, получив приведенные письма вышестоящей избирательной комиссии, довела их до сведения территориальных и участковых избирательных комиссий Мурманской области путем электронных средств связи - системы ГАС «Выборы».
Непосредственно избирательная комиссия Мурманской области решения о внесении изменений в оригинал-макет информационного плаката не принимала и никаких указаний территориальным и участковым избирательным комиссиям Мурманской области по этому вопросу не давало.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, подтвержденные собранными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не допущено нарушений действующего избирательного законодательства, в том числе положений Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации». Поскольку решения вышестоящей избирательной комиссии являются обязательными для нижестоящих избирательных комиссий, то направление избирательной комиссией Мурманской области для сведения территориальным и участковым избирательным комиссиям области писем ЦИК РФ, нельзя признать незаконными.
Ссылки административного истца о том, что письма секретаря ЦИК РФ не могут иметь приоритет над требованиями закона, основаны на неправильном применении действующего избирательного законодательства, в том числе положений Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации».
Вклейка с дополнительным текстом на информационном плакате, представленного административным истцом, соответствует оригиналу -макета дополнительного текста, направленного письмом ЦИК РФ от 07.03.2018, что не отрицалось лицами, участвующими в деле.
Самостоятельных действий по внесению изменений в дополнительный текст информационного плаката административным ответчиком не допускалось и решений должностными лицами избирательной комиссии Мурманской области в этой части не принималось.
Нарушений законодательства о выборах и нарушений прав, свобод и законных интересов кандидата на должность Президента Российской Федерации П.Н. Грудинина не имеется.
Разрешая административное дело по предмету заявленных требований и приведенных административным истцом оснований, суд, исходя из части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказывает административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
руководствуясь статьями 174, 175, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мурманский областной суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации Павла Николаевича Грудинина - Ваталина Юрия Викторовича к Избирательной комиссии Мурманской области о нарушении избирательного законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в административном деле, может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий, судья: Н.В. Пырч