Дело № 2-2647/2024
УИД 77RS0002-02-2024-012716-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"05" ноября 2024 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Е.А.,
с участием:
помощника Минераловодского межрегионального транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Савельева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО РЖД в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,
установил:
Минераловодский межрайонный транспортный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Басманный районный суд г. Москвы суд с иском к ОАО РЖД в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, указав, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой осуществлены надзорные мероприятия по вопросам исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожных мостах (далее - ж/д мосты) Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 10.01.2023 № 17-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» ж/д мосты, состоящие на балансе субъекта транспортной инфраструктуры - Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - СП - филиала ОАО «РЖД», являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Положениями ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено требование, согласно которому перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе безопасность перевозок пассажиров.
В силу вышеуказанных требований действующего законодательства ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры, являясь владельцем объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона 16-ФЗ следует, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, в том числе не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение положений Закона 16-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования № 1635).
На основании решений Росжелдора 2 ж/д моста, состоящие на балансе Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры, находящиеся в границах в границах городского округа города - курорта Ессентуки, включены в раздел № 2 реестра объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. объектов, не подлежащих категорированию.
В отношении указанных ж/д мостов в 2023 году разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - паспорта ОТБ).
В соответствии с пп. «е» п. 5 Требований № 1635 в отношении данных ж/д мостов субъект транспортной инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортами объектов, в течение одного года со дня вступлению в силу указанных требований.
Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что до настоящего времени в отношении 2 ж/д мостов - ЖМН406062, ЖМН406063, расположенных в границах городского округа города - курорта Ессентуки, не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортами ОТБ, а именно: оснащение ж/д мостов инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности - системами и средствами сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также ограждением, предназначенным для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры.
С целью устранения выявленных нарушений 05.12.2023 заместителем Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в адрес начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое было рассмотрено, однако вышеуказанные мероприятия, предусмотренные паспортами ОТБ, по оснащению объектов транспортной инфраструктуры до настоящего времени не выполнены.
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры данных требований влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к защищенности транспортных средств, создает угрозы к невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь создает угрозу неустойчивого функционирования и безопасности транспортных средств в целом, неопределенного круга граждан, перевозка которых осуществляется железнодорожным транспортом.
Непринятие достаточных и необходимых мер к реализации паспортов обеспечения безопасности свидетельствует об уклонении ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров и работников.
На основании вышеизложенного, просит суд обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала Центральной дирекции инфраструктуры в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных мостов ЖМН406062, ЖМН406063, расположенных в границах городского округа города - курорта Ессентуки, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортами ОТБ, а именно: оснастить ж/д мосты инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности - системами и средствами сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также ограждением, предназначенным для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры.
Определением Басманного районного суда г.Москвы от 15 августа 2024 года гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Ессентукский городской суд.
В судебном заседании помощник Минераловодского межрегионального транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Савельев С.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика - ОАО РЖД в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
До начала судебного заседания в приемную судьи поступил звонок от представителя ответчика, в ходе которого представитель ОАО "РЖД" просил отложить судебное разбирательство в связи с нахождением в отпуске и сообщил, что в суд направлено соответствующее письменное ходатайство.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд, с учетом мнения прокурора, считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку приведенные в ходатайстве обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя общества. Явка представителя ответчика обязательной не признана, обстоятельства, изложенные в ходатайстве об отложении рассмотрения дела ввиду нахождения представителя юридического лица в отпуске, не являются безусловным основанием для отложения рассмотрения дела.
В связи с этим, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица - Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой осуществлены надзорные мероприятия по вопросам исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры - железнодорожных мостах Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, являются одними из основных принципов противодействия терроризму.
Согласно пп. 1, 10 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон 16-ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, под которыми понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.09.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности; порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение положений Закона 16-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Как следует из материалов дела, на основании решений Росжелдора 2 ж/д моста, состоящие на балансе Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры, находящиеся в границах городского округа города - курорта Ессентуки, включены в раздел № 2 реестра объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, т.е. объектов, не подлежащих категорированию.
В отношении указанных ж/д мостов в 2023 году разработаны и утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.
В соответствии с пп. «е» п. 5 Требований № 1635 в отношении ж/д мостов субъект транспортной инфраструктуры в лице ОАО «РЖД» обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортами объектов, в течение одного года со дня вступлению в силу указанных требований.
Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что до настоящего времени в отношении 2-х ж/д мостов - ЖМН406062, ЖМН406063, расположенных в границах городского округа города - курорта Ессентуки, не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортами ОТБ, а именно: оснащение ж/д мостов инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности - системами и средствами сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также ограждением, предназначенным для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры.
С целью устранения выявленных нарушений 05.12.2023 года заместителем Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в адрес начальника Ростовской дистанции инженерных сооружений внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое было рассмотрено, однако вышеуказанные мероприятия, предусмотренные паспортами ОТБ, по оснащению объектов транспортной инфраструктуры до настоящего времени не выполнены.
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры данных требований влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к защищенности транспортных средств, создает угрозу невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь создает угрозу неустойчивого функционирования и безопасности транспортных средств в целом, неопределенного круга граждан, перевозка которых осуществляется железнодорожным транспортом.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 10.01.2023 № 17-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» ж/д мосты, состоящие на балансе субъекта транспортной инфраструктуры - Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - СП - филиала ОАО «РЖД», являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Положениями ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено требование, согласно которому перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе безопасность перевозок пассажиров.
В силу вышеуказанных требований действующего законодательства ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры, являясь владельцем объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона 16-ФЗ следует, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, в том числе не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Испрашиваемый срок исполнения мероприятий по оснащению оснастить ж/д мостов инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности представляется разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО РЖД в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – филиала Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, – удовлетворить.
Обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - филиала Центральной дирекции инфраструктуры в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных мостов ЖМН406062, ЖМН406063, расположенных в границах городского округа города - курорта Ессентуки, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортами ОТБ, а именно:
- оснастить ж/д мосты инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности - системами и средствами сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, а также ограждением, предназначенным для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2024 года.
Председательствующий Е.В. Иванова