дело 2а-88/2020
32RS0№-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> «16» октября 2020 г.
Трубчевский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Балыко А.Н.,
при секретаре Лупекиной О.М.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> Демьяновой Е.В., представителя административного ответчика - администрации Трубчевского муниципального района <адрес> ФИО6, представителя административного ответчика – администрации Усохского сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> –ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Усохского сельского поселения Трубчевского муниципального района <адрес>, администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> и <адрес> о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Усохского сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия по не разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия –«<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на административного ответчика разработать проект зоны охраны указанного объекта культурного наследия. В поданном административном иске прокурор, ссылаясь на Федеральный закон от 25.06.2002 № «Об объектах культурного наследия» и Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», указывает, что данный объект культурного наследия находится на территории Усохского сельского поселения <адрес>, проект зоны охраны этого объекта не разработан, мер к разработке не принято, считает, что именно администрация Усохского сельского поселения обязана разработать проект зоны охраны этого объекта.
В ходе рассмотрения дела с согласия сторон по делу были привлечены в качестве соответчиков администрация Трубчевского муниципального района и <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора <адрес> ФИО7. поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, указанным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Усохского сельского поселения ФИО5 административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного соответчика – администрации <данные изъяты> муниципального района ФИО6 административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного соответчика - <адрес>, привлеченный по делу по инициативе суда, в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на административный иск.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п. 1 ст. 33).
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима (подп. 6 п. 2 ст. 33).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение п. 4 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Положение), согласно п. 7 которого разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О взятии памятников истории и культуры области, имеющих историческую и художественную ценность, под государственную охрану», вышеуказанный памятник является объектом культурного наследия, принятым под государственную охрану.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р указанный объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия регионального значения памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером: №, и изготовлен паспорт данного объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что указанный объект культурного наследия расположен на территории Усохского сельского поселения <адрес>, проект зоны охраны объекта по настоящее время не разработан.
Данный объект культурного наследия был безвозмездно передан в собственность в муниципальное образование «Усохское сельское поселение» из муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З и акта приема – передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Из положений пункта 4 части 1 статьи 9.2 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
В статье 9.3 Закона № 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления поселений п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу пункта 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно статье 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что именно администрация Усохского сельского поселения, как орган местного самоуправления, на территории которой расположен данный объект, и собственником которого она (администрация) является, должна разработать проект зоны охраны этого объекта, следовательно, указанные доводы представителя административного ответчика являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией Усохского сельского поселения допускается бездействие в области соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия в части не разработки проекта зоны охраны объекта культурного наследия, в связи с чем заявленные административные исковые требования прокурора <адрес> к административному ответчику – администрации Усохского сельского поселения подлежат удовлетворению, а в удовлетворении административных исковых требований к администрации Трубчевского муниципального района и <адрес> следует отказать.
Принимая во внимание, что разработка проекта зоны охраны объекта культурного наследия требует длительного времени и значительных финансовых затрат, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, которого по мнению суда достаточно для исполнения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Усохского сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Усохского сельского поселения <данные изъяты> муниципального района <адрес> по не разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия – ««<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Усохского сельского поселения <данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, а в удовлетворении административного иска к администрации Трубчевского муниципального района <адрес> и <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Балыко