Решение по делу № 33-1881/2022 от 22.04.2022

Дело №33-1881/2022 год Докладчик Сергеева С.М.

Дело №2-22/2022 (1 инст.) Судья Соловьева Е.А.

УИД ****

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.

и судей Сергеевой С.М. и Афанасьевой К.Е.

при секретаре Зориной Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в **** 19 мая 2022 г. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования **** на решение Гусь- Хрустального городского суда **** от 25 января 2022 г., которым постановлено:

Исковые требования Седов А.С. к администрации МО **** об обязании предоставить земельный участок- удовлетворить.

Обязать администрацию МО **** в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу предоставить Седов А.С. меру социальной поддержки в виде сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка в собственность бесплатно, расположенного в границах МО ****, обеспеченного инженерной (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктурой, площадью, согласно предельных размеров, установленных действующим законодательством, с видом разрешенного использования, предполагающего возможность осуществления строительства на нем жилого дома.

Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., возражения на жалобу истца Седов А.С. и третьего лица Седова Ю.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Седов А.С. обратился с иском к администрации МО **** об обязании предоставить земельный участок.

В обоснование иска указал, что у него с супругой Седова Ю.В. имеется трое детей: ФИО- **** г.р., ФИО- **** г.р., ФИО1- **** г.р. Вся семья зарегистрирована по адресу: ****. Его семье присвоен статус многодетной со сроком действия до 01.11.2029. 15.10.2020 он обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка многодетной семье. Распоряжением главы муниципального образования **** от 30.10.2020 ****-р семья была поставлена на очередь на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства под номером 25. На тот момент в администрации пояснили, что земельного участка на территории муниципального образования Гусь-Хрустальный не имеется. По истечении шести месяцев 11.05.2021 он обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка. Согласно ответу администрации от 24.05.2021 земельный участок для ИЖС его семье выделен не был. 20.05.2021 на сайте администрации был опубликован перечень земельных участков для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования ****. Было сформировано 24 участка. Постановлениями администрации МО **** от 12.04.2021 **** и от 14.05.2021 **** утвержден перечень земельных участков для бесплатного предоставления многодетным семьям, состоящий из 24 объектов. С апреля 2021 года очередь так и не сдвинулась. Семьям, стоящим перед ним в очереди земельные участки не предоставлялись. Позиция администрации о непредставлении земельных участков, в связи с не обеспечением земельных участков инфраструктурой, не основана на законе.

Просил обязать администрацию МО **** в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу предоставить ему меру социальной поддержки в виде сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка в собственность бесплатно, расположенного в границах МО ****, обеспеченного инженерной (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктурой, площадью, согласно предельных размеров, установленных действующим законодательством, с видом разрешенного использования, предполагающего возможность осуществления строительства на нем жилого дома (л.д.105-106).

Истец Седов А.С. в судебном заседании поддержал иск по изложенным основаниям. Пояснил, что он не просит предоставлять участок вне очереди. Ответчиком нарушен срок предоставления земельного участка. Земельный участок ему необходим для строительства жилого дома, поскольку он с семьей живет в квартире тещи.

Представитель ответчика- администрации МО **** в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в отзыве на иск (л.д. 38-39) возражал против удовлетворения иска, польку предусмотрена очередность предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, кроме того не определен предмет спора- конкретный земельный участок.

Третье лицо Седова Ю.В. полагала исковые требования обоснованными.

Представитель третьего лица- МКУ «СЕЗ» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.

Представитель третьего лица- Управления образования администрации МО **** в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение.

Администрацией МО **** принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда. Указано, что судом неправильно применены нормы материально права, регулирующие данные правоотношения. Земельные участки данной категории граждан предоставляются в порядке очередности. Предоставление истцу вне очереди земельного участка нарушает права других граждан, стоящих в очереди перед ним. Внеочередное предоставление земельных участков законодательством не предусмотрено. Кроме того, суд не конкретизировал земельный участок по виду разрешенного использования как для индивидуального жилищного строительства.

В суд апелляционной инстанции представитель ответчика- администрации МО ****, представители третьих лиц- органа опеки и попечительства Управления образования администрации МО **** и МКУ «Служба единого заказчика», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. От представителя органа опеки и попечительства Управления образования администрации МО **** поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение спора оставили на усмотрение суда.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Седов А.С. состоит в браке с Седова Ю.В., от брака имеют троих детей: ФИО **** г.р., ФИО **** г.р., ФИО1 **** г.р. (л.д.7-16). Вся семья Седовых зарегистрирована по месту жительства по адресу: ****.

08.10.2020 Седов А.С. от администрации МО **** было выдано уведомление о принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, для последующего включения в список граждан, претендующих на предоставление земельного участка и имеющих трех и более детей под номером 411 ( л.д.17).

15.10.2020 Седов А.С. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности (л.д.41).

23.10.2020 на обращение Седов А.С. был дан ответ о том, что Седов А.С. поставлен на очередь под **** на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время земельных участков на территории МО **** для предоставления бесплатно в собственность многодетным семьям в целях индивидуального жилищного строительства не имеется (л.д. 18).

24.05.2021 Седов А.С. в ответе на его обращение о предоставлении земельного участка в собственность многодетной семье для ИЖС, администрацией МО **** указано, что перечень земельных участков опубликован на сайте администрации МО ****. Выдача земельных участков не представляется возможным (л.д. 19-20).

В соответствии с выписками из ЕГРН в собственности у Седова Ю.В., несовершеннолетних ФИО, ФИО и ФИО1 недвижимого имущества не имеется (л.д.33-34). В собственности Седов А.С. имеется гараж и земельный участок под гаражом (л.д.35-36)

В соответствии с распоряжением администрации МО **** ****-р от 30.10.2020 «Об очередности граждан на бесплатное предоставление земельных участков для ИЖС на территории муниципального образования ****», утвержден Перечень очередности граждан на бесплатное предоставление земельных участков для ИЖС на территории муниципального образования ****, в соответствии с которым семья Седов А.С., стоит под номером 25 (л.д.44-46).

В соответствии с распоряжением администрации МО **** ****-р от 07.10.2021 внесены изменения в распоряжение администрации МО **** от 30.10.2020, в соответствии с которым семья Седов А.С. стоит под номером 24 (л.д.47-51).

Постановлением администрации МО **** **** от 14.05.2021 утвержден перечень участков для бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования ****. Всего 24 участка (л.д.52-57). Указанный перечень опубликован на официальном сайте администрации МО ****, что не отрицалось сторонами (л.д.58-59,75-78) и в газете «Гусевские Вести» от 20.05.2021 (л.д.63).

В соответствии с распоряжением администрации МО **** ****-р от 03.12.2021 внесены изменения в распоряжение администрации от 30.10.2021. Семья Седова числится под номером 22 в Перечне очередности граждан на бесплатное предоставление земельных участков для ИЖС на территории муниципального образования ****.

29.06.2021 Гусь-Хрустальным межрайонным прокурором в адрес Главы муниципального образования **** вынесено представление об устранении нарушения земельного законодательства. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на 29.05.2021 на учете в администрации МО **** состоят 34 многодетных семьи. (Седов А.С. под номером 25). Указано, что с момента обращения семей, состоящих под порядковыми номерами 1-8, прошло более 2х лет, под ****- более года, под ****- более полугода. Указано, что в силу бездействия со стороны органа местного самоуправления нарушаются права незащищенных категорий граждан- многодетных семей на получение государственной поддержки, а также на принятие ими мер по улучшению своих жилищных условий, поскольку без предоставления земельных участков с подведенными к границам объектов инженерной инфраструктуры осуществить ИЖС, а также проживать в возведенном строении (доме) не представляется возможным (л.д. 117-127).

В ответ на представление прокурора администрацией МО **** дан ответ о том, что ведутся работы по образованию еще 9 земельных участков, а также в ближайшее время будет разработана проектная документация строительства инженерной и транспортной инфраструктуры (л.д.128-129).

В соответствии с распоряжением администрации МО **** ****-р от 29.12.2021 внесены изменения в распоряжение администрации от 30.10.2021. Семья Седова числится под номером 16 в Перечне очередности граждан на бесплатное предоставление земельных участков для ИЖС на территории муниципального образования **** (л.д.138, 139-140). Также распоряжением ****-р от 03.12.2021 внесены изменения в перечень земельных участок для бесплатного предоставления многодетным семьям для ИЖС (л.д.138,141-143.144-147,148).

Удовлетворяя исковые требования Седов А.С., суд первой инстанции исходил из того, что с момента постановки истца 15.10.2020 на учет до момента его обращения в суд прошло более 11 месяцев, что противоречит требованиям законодательства. Кроме того, суд не согласился с доводами ответчика о том, что предоставление Седов А.С. во внеочередном порядке земельного участка в силу решения суда приведет к получению им необоснованного преимущества относительно других граждан, поскольку, как пояснил Седов А.С. в судебном заседании, он не просит предоставить земельный участок во внеочередном порядке, или конкретный земельный участок. Он просит получить меру социальной поддержки в соответствии с законодательством. Земельный участок ему необходим для строительства жилого дома. Также, учитывая, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, то, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что в данном случае истец не просит предоставить ему земельный участок во внеочередном порядке.

Согласно ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу пп.6, 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подп. 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 данного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 данного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (п. 1 ст. 39.19 Земельного кодекс Российской Федерации).

В соответствии с п.2 ст.39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в вышеприведенном подп. 6 и 7 ст. 39.5 данного Кодекса, а также порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

**** указанные отношения регулируются Законом от 25 февраля 2015 г. ****-ОЗ "О регулировании земельных отношений во ****" (далее- **** от 25.02.2015 ****-ОЗ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. **** от 25.02.2015 ****-ОЗ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно осуществляется однократно в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов по месту жительства гражданам, независимо от их имущественного положения и обеспеченности жилыми помещениями, постоянно проживающим на территории **** не менее трех лет и имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.

В соответствии с п.10 ст.**** от 25.02.2015 ****-ОЗ (в ред. **** от 10.04.2019 ****-ОЗ) земельные участки предоставляются по выбору заявителя из утвержденных перечней (в зависимости от категории граждан, к которой относится заявитель) в порядке очередности регистрации заявлений об их предоставлении.

Право на получение земельного участка в собственность бесплатно имеют в равной степени все лица, относящиеся к категории многодетных семей и обратившиеся с заявлением о предоставлении земельного участка, внеочередное или первоочередное обеспечение земельными участками кого-либо из этой категории граждан закон не предусматривает.

Возложение судом первой инстанции на ответчика обязанности по предоставлению истцу меры социальной поддержки в виде земельного участка в собственность бесплатно не связывается с необходимостью соблюдения очередности, что говорит о внеочередном порядке получения такой меры социальной поддержки, что противоречит положениям п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ и п.10 ст.**** от 25.02.2015 ****-ОЗ.

При таких обстоятельствах решение суда признать законным нельзя, поскольку оно противоречит нормам права, регулирующим данные правоотношения, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Гусь-Хрустального городского суда **** от 25 января 2022 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Седов А.С. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования **** об обязании в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу предоставить ему меру социальной поддержки в виде сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка в собственность бесплатно, расположенного в границах МО ****, обеспеченного инженерной (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, водоотведение) и транспортной инфраструктурой, площадью, согласно предельных размеров, установленных действующим законодательством, с видом разрешенного использования, предполагающего возможность осуществления строительства на нем жилого дома,- отказать.

Председательствующий П.Н. Никулин

Судьи С.М. Сергеева

К.Е. Афанасьева

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.05.2022.

Судья С.М. Сергеева

33-1881/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Седов Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация МО г. Гусь-Хрустальный
Другие
Орган опеки и попечительства Управления образования администрации МО город Гусь-Хрустальный
МКУ Служба Единого Заказчика
Седова Юлия Владимировна
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Сергеева Светлана Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
25.04.2022Передача дела судье
19.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2022Передано в экспедицию
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее