Решение по делу № 33-632/2017 от 27.01.2017

Судья Милошенко Н.В. Дело № 33-632/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    06 марта 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,

Судей Володиной Л.В., Лядовой Т.Р..

При секретаре Б.О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционным жалобам Л.Е.Д., Л.В.А. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

Правительство Севастополя обратилось в суд с иском к Л.Е.Д.., Л.В.А.., 3-и лица Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя об истребовании из незаконного владения Л.В.А. в собственность города Севастополя земельного участка площадью 790,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона ЮБК, ; признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок серии от 05 марта 2009 года.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании решения Севастопольского городского Совета от 10 апреля 2007 года № 1805 между Севастопольским городским Советом и Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» заключен договор аренды земли, в соответствии с которым кооперативу в срочное платное пользование передан земельный участок общей площадью 4,5106 га в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ (в последующем присвоен адрес: Севастопольская зона ЮБК, № - № ), с отнесением земельного участка к категории земель жилой и общественной застройки.

17 декабря 2008 году Севастопольским городским Советом принято решение № 5945 «О прекращении права аренды на часть земельного участка ОК «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» и передаче в собственность гр. Л.Е.Д. земельного участка площадью 0,0790 га, расположенного по адресу: Севастопольская зона ЮБК № для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», на основании которого Л.Е.Д. был получен государственный акт на спорный земельный участок. В последующем Л.Е.Д. продала данный объект недвижимости Л.В.А.

Также истец указал, что земельный участок площадью 4,5106 га, переданный Кооперативу на основании распоряжения Севастопольского городского Совета, в состав которого входит и спорный, относится к землям лесного фонда и на момент его передачи находился в составе земель Орлиновского участкового лесничества. Данное обстоятельство указывает на то, что Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться указанным земельным участком, поскольку такими полномочиями согласно действующему на момент возникновения спорных отношений законодательству, обладал Кабинет Министров Украины в сфере лесных отношений. Кроме того, истец указал, что решение о передаче Кооперативу земельного участка площадью 4,5106 га, расположенного в Севастопольской зоне ЮБК, принято в отсутствие соответствующего решения об изъятии земли у постоянного пользователя - Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2016 года исковые требования Правительства Севастополя удовлетворены частично. Истребован из незаконного владения Л.В.А. земельный участок площадью 790 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, Севастопольская зона ЮБК, в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя. В удовлетворении остальной части иска отказано. Судом также разрешен вопрос о судебных расходах.

В апелляционных жалобах Л.В.А.., Л.Е.Д. просят об отмене данного решения суда, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, что подтверждается, по мнению апеллянтов, представленными в дело доказательствами. Также апеллянты указали и на добросовестность Л.В.А.., который выступал в данном случае покупателем земельного участка. Помимо прочего указано и на ненадлежащий способ защиты своего права, а также и на пропуск срока исковой давности.

    В судебном заседании Л.Е.Д.., ее представитель, действующий по доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.

    Л.В.А.., его представитель, действующий по доверенности, в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали, просили ее удовлетворить.

    Представитель Правительства Севастополя, действующий по доверенности, считал апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.

    Другие лиц, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

    Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене решения.

    Из материалов дела следует, что от 10 апреля 2007 года Севастопольским городским Советом принято решение № 1805 «О передаче в аренду ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ».

Указанным решением Обслуживающему кооперативу жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 4,5106 га в районе Севастопольского ГЛОХ для жилищного строительства, а также утвержден представленный ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» проект землеустройства по отводу земельного участка в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ общей площадью 4,5106 га для жилищного строительства.

    ОК «ЖСКИЗ «Орлиное 1» передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 4,5106 га, в том числе, участок № 1 площадью 0,5653 га, участок № 2 площадью 1,7094 га, участок № 3 площадью 0,8071 га, участок № 4 площадью 1,4288 га, для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ с отнесение этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.

    Из письма Управления городского строительства и архитектуры от 23 января 2008 года следует, что земельному участку, используемому ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» для жилищного строительства на основании решения СГС № 1805 от 10 апреля 2007 года и договора аренды земельного участка, присвоен новый адрес – Севастопольская зона ЮБК, № - № .

    Л.Е.Д. в соответствии с решением общего собрания членов ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» от 30 июня 2007 года являлась членом данного Товарищества.

    10 апреля 2008 года Л.Е.Д. обратилась к Председателю Балаклавского районного в г. Севастополе Совета о передаче ей бесплатно в частную собственность земельного участка площадью 0,0790 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного в границах землепользования ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», по адресу: Севастопольская зона ЮБК, № .

    Решением Севастопольского городского совета от 17 декабря 2008 года № 5945 прекращено ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» право пользование земельным участком площадью 0,0790 га по адресу: Севастопольская зона ЮБК, № путем внесения изменений в договор аренды земельного участка от 03 сентября 2007 года. Л.Е.Д. передан в собственность земельный участок площадью 0,0790 га, расположенный по адресу: Севастопольская зона ЮБК, № для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

    05 марта 2009 года Л.Е.Д. был получен государственный акт на право собственности на указанный земельный участок.

    По договору купли-продажи от 15 сентября 2015 года Л.Е.Д. продала Л.В.А. принадлежащий ей земельный участок.

    24 сентября 2015 года Л.В.А. получено свидетельство о государственной регистрации права на спорный земельный участок.

    Как указывалось выше, истец обосновывал свои требования тем, что земельный участок, переданный ОК «ЖСКИЗ «Орлиное 1» на основании решения СГС № 1805 общей площадью 4,5106 га в районе Севастопольской зоны ЮБК, в состав которого входит и спорный, относится к землям лесного фонда, в связи с чем такое решение принято неуполномоченным на то лицом. Также истец ссылался на то, что данный земельный участок передан в нарушение земельного и лесного законодательства Украины, действовавшего на момент его передачи.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины.

    В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины) земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в частности, на земли лесного фонда.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 ЗК Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК Украины).

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ЗК Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

Исходя из положений ст.ст. 56,57 ЗК Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 164 ЗК Украины охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.

Таким образом, земли лесного фонда, используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.

Исходя из положений ст. 7 Лесного кодекса Украины (далее – ЛК Украины) леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.

В силу ст. 8 ЛК Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу ст. 13 ЗК Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям ст. 84 ЗК Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. к землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пп. «г» ч. 4 ст. 84 ЗК Украины).

В соответствии с ч. 1 ст.56 ЗК Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.

В силу ч. 1 ст. 57 ЗК Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.

Согласно ст. 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.

Как установлено судебной коллегией, в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 29 июля 2014 года № 164 земельный участок площадью 34,322 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за ГКУС «Севастопольское лесничество».

Заключением эксперта ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от 14 октября 2015 года установлено, что земельный участок ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», в состав которого входит и спорный, расположен в квартале 15, выделы 6, 14-23, 25-27, в квартале 12, выделы 18,19 Орлиновского участкового лесничества.

На момент передачи ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка площадью 4,5106 га в аренду на основании решения Севастопольского городского Совета, указанный земельный участок находился в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Указанный земельный участок площадью 4,5106 га являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, и не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий.

В силу положений части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

При этом, процедура изъятия земельного участка у постоянного пользователя не осуществлялась. ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего разрешения на изъятие земельного участка, а также на изменение его целевого назначения не давало. В виду чего незаконное владение ответчиками спорного земельного участка, затрагивает права и интересы третьих лиц.

ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» не являлся государственным или коммунальным предприятием, учреждением или организацией, чья деятельность направлена на ведение лесного хозяйства.

Следовательно, земельный участок общей площадью 4,5106 га, в состав которого входит и спорный, исходя из положений ст. 27 ЛК Украины не мог быть ему передан на основании решения Севастопольского городского Совета, с отнесением данных земель к категории земель жилой и общественной застройки.

Полномочиями по принятию решения о передаче в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка площадью 4,5106 га, расположенного в Севастопольской зоне ЮБК, располагал исключительно Кабинет Министров Украины, поскольку бесспорно установлено, что данный земельный участок, в том числе, и спорный, относится к землям лесного фонда.

Однако, решением Севастопольского городского Совета от 10 апреля 2007 года № 1805, а также решение Севастопольского городского совета от 17 декабря 2008 года № 5945 фактически изменено целевое назначение указанных земель.

При таком положении, судебная коллегия находит обоснованными выводы первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части истребования спорного земельного участка площадью 790 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, .

Доводы апелляционных жалоб о том, что земельный участок не относится к землям лесного фонта, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку данному доводу дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции с учетом положений Земельного и Лесного кодексов Украины, не согласится с которой, у судебной коллегии оснований нет.

Доводы жалобы о том, что земельный участок площадью 4,5106 га, расположенный в Севастопольской зоне ЮБК, был передан в срочное пользование, в связи с чем, решение о передаче земельного участка принято уполномоченным на то органом – Севастопольским городским Советом, судебная коллегия не учитывает в виду установленных обстоятельств дела, а также с учетом отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.

Доводы об избрании истцом неверного способа защиты права являются несостоятельными, направлены на ошибочное понимание закона.

    Доводы апелляционных жалоб о том, что Л.В.А. является добросовестным приобретателем, в данном случае правового значения не имеют, поскольку установлено, что право собственности на спорный земельный участок возникло у первоначального собственника в отсутствие на то законных оснований, данный объект недвижимости фактически не мог быть передан в частную собственность.

    Доводы апеллянтов о пропуске истцом срока исковой давности, судебной коллегией не учитываются, поскольку в соответствии с ФКЗ № 6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Решением Севастопольского городского совета от 17.03.2014 года № 1756 «О статусе города-героя Севастополя», Законом города Севастополя от 23.04.2014 года «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя от 25.07.2014г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Законом города Севастополя от 30.04.2014г. №5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Правительство Севастополя является вновь созданным федеральным органом государственной власти и не является правопреемником государственный органов Украины, действовавших на территории города Севастополя в момент возникновения спорных отношений.

Иные доводы апеллянтов не содержат фактов и обстоятельств, которые бы не были проверены и не учтены судом при разрешении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Нарушений норм материального и/или процессуального права судом при разрешении дела допущено не было.

    Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Л.Е.Д., Л.В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-632/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Жиляева Ольга Ивановна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
06.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее