Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2024 года.
Дело № 2а-4027/2024 Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Мининой Е.Н.,
с участием представителя ответчика – Лисовской Е.В.,
при секретаре Соколовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Урмановой Л. А. и Васильева В. С. к Администрации Выборгского района города Санкт-Петербурга об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л :
Урманова Л. А. и Васильев В. С. обратился в Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга с исковым заявлением, в котором просили признать незаконным распоряжение Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 16.11.2023 №-р о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются нанимателем по договору социального найма комнаты № 7 площадью 15,8 кв.м в коммунальной квартире по адресу: <адрес> 12.10.2023 истцы обратились Жилищный комитет города Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении государственной услуги по осуществлению отдельных функций по предоставлению мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельны категориям граждан установленным Правительством Санкт-Петербурга в части предоставления государственной услуги в виде предоставления социальной выплаты на строительство или приобретения жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, являющимся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или собственников) комнат (долей) в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению, предусмотренный ст. 17-2 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". По результатам рассмотрения которого, получен отказ в предоставлении указанной социальной выплаты, поскольку истцы не стоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, при этом а истцы с 2008 года находились на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Истцы полагают оспариваемое распоряжение незаконным, нарушающим их законные права и интересы в связи с чем, обратились в суд с указанными требованиями.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, полагал оспариваемое решение законным и обоснованным.
Истцы в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и возражений суду не представил, руководствуясь положения ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ гарантировано право каждого на жилище и установлено, что никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из положений ст.ст. 72, 76 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Частью 7 ст. 52 ЖК РФ определено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2. Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербург.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с данным Законом Санкт-Петербурга.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениям ЖК РФ, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, определенных указанным Законом Санкт-Петербурга.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности ст. 50 (ч. 4, 5) ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, составляющая 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что 21.02.2002 между ГУ "Жилищное агентство Выборгского района г. Санкт-Петербурга" (наймодатель) и Урмановой Л.А. (наниматель) на основании ордера на жилое помещение № серии АВ от 21.07.1997 заключен договор социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга № 809 жилого помещения (комната площадью 15,8 кв.м. в трехкомнатной квартире) расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 13-14).
Согласно сведениям СПб ГКУ "Жилищное агентство Выборгского района г. Санкт-Петербурга" на 24.01.2022 в вышеуказанном жилом помещении Урманова Л.А. с 23.06.1992 зарегистрирована в качестве нанимателя, с 18.06.2002 – Васильев В.С. (сын нанимателя), с 16.06.2014 – Урманова В.В. (мать нанимателя) (л.д. 15); Урманова В.С. снята с регистрационного учета по личному заявлению 02.12.2023 (л.д. 39).
Урманова Л.А. совместно с сыном Васильевым В.С. с 2008 года состояли на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как занимающие комнату № 7, площадью 15,8 кв.м. в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес> обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы.
Согласно представленной справке о регистрации по адресу: <адрес>, Урмановой В.В. (матери Урмановой Л.А.) на основании договора купли-продажи от 28.09.2021 принадлежит 22/54 доли (комната № 6) в общей долевой собственностиплоащадью 21,9 кв.м (л.д. 40).
В октябре 2023 года истцы обратились в Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, являющимся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателя и (или) собственников) комнат (долей) в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению, предусмотренный в ст. 17-2 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".
Согласно выписки из распоряжения администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга от 16.11.2023 № 1040 Урманова Л.А. с семьей из 2х человек (сын Васильев В.С.) сняты с учета согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований стоять на учете (л.д. 43). Из выписки из протокола заседания районной жилищной комиссии от 03.11.2023 следует, что Урманова Л.А. с сыном занимают две комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире, общая площадь 46,9 кв.м., жилищная обеспеченность 15,6 кв.м. на каждого члена семьи, по данным ЕГРН другой собственности не выявлено (л.д. 44).
По результату рассмотрения заявления истцов о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки, Жилищным комитетом в адрес истцов направлено уведомление от 16.11.2023 об отказе в предоставлении государственной услуги в части предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с п. 2.10.1 Административного регламента Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 20.09.2022 № 790-р, в связи с чем, что Урманова Л.А. и Васильев В.С. не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (л.д. 12).
20.11.2023 в адрес истцов Жилищным отделом Администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга направлено уведомление № Н-28/23 о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из которого следует, что распоряжением администрации от 16.11.2023 № 1040-р истцы сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (л.д. 11, 42).
27.11.2023 в адрес Урмановой Л.А. направлено уведомление № 24-Н о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, из которого следует, что распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 16.11.2023 № 1040-р принято решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с членами семьи: Васильев В.С. на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (утрата оснований состоять на учете) (л.д. 10).
11.12.2023 Урманова О.Н. обратился в Жилищный отдел Администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурга с заявлением о восстановлении ее и сына на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении коммунальной квартиры в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии со ст. 17-2 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (л.д. 35-37).
22.12.2023 на основании решения, оформленного протоколом № б/н заседания районной жилищной комиссии Урмановой Л.А. в составе семьи 3 человека (она, сын 2001 г.р. и мать) отказано в восстановлении на жилищный учет (л.д. 34).
Согласно письму Жилищного отдела администрации Выборгского района от 25.12.2023 № 658-кн/2 следует, что по факту рассмотрения обращения по вопросу восстановления Урмановой Л.А. с сыном на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях сообщено, что семья заявителя состоит из трех человек (заявитель, сын и мать), которая занимает две комнаты площадью 37,7 кв.м (15,8+21,9) кв.м в коммунальной трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>; комнату площадью 15,8 кв.м. занимает заявитель с сыном на основании Договора социальной найма от 21.02.2005, мать – Урманова В.В., зарегистрирована в указанном помещении с 16.06.2014 в качестве члена семьи. 28.09.2021 Урманова В.В. приобрела комнату 21,9 кв.м по договору купли-продажи от 28.09.2021. На момент актуализации учетного дела № жилищная обеспеченность семьи заявителя составляет 15,6 кв.м на человека, что является превышением учетного норматива для признания нуждающимися в жилых помещениях, в связи с чем, Распоряжением администрации от 16.11.2023 № 1040-р были сняты с жилищного учета согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. На основании изложенного, по рекомендации районной жилищной комиссии от 22.12.2023 отказано в восстановлении на жилищном учете и в постановке на жилищный учет (л.д. 32-33).
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
При проведении актуализации данных, администрацией Выборгского района г. Санкт-Петербурга была выявлена в собственности матери нанимателя доля в размере 22/54 в праве общей долевой собственности в коммунальной квартире общей площадью 67,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 28.09.2021, право собственности на которую зарегистрировано в ЕГРН 01.10.2021 и которая ранее не учитывалась при постановке на учет Урмановой Л.А. и Васильева В.С. в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении совокупной жилищной обеспеченности истца и членов его семьи подлежит учету, в том числе вышеуказанное жилое помещение принадлежащее матери нанимателя – Урмановой В.В.
Уровень обеспеченности жилой площадью истцов и членов семьи превышает учетную норму с учетом приобретенной матерью истца Урмановой Л.А. комнаты, которая на каждого члена семьи составляет 15,63 кв.м (67,10 / 53,9 * (15,80 + 21,90)) / 3).
Таким образом, учитывая, что истцы и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения в размере более 15 кв.м, иных обстоятельств, дающих основание считать их нуждающимися в жилом помещении по делу не усматривается, суд расценивает решение Администрации от 16.11.2023 № 1040-р о снятии с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ законным и обоснованным, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░