2-5695/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кузьминой А.В.
при секретаре Новиковой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Бойко Елене Валерьевне об истребовании земельных участков из незаконного владения, признании недействительной постановку земельных участков на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в суд с иском к ответчику и просили об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 1 670 кв.м с К№, расположенного по адресу: АДРЕС ГП, и земельного участка 351кв.м., К№, расположенного по адресу: АДРЕС ГП и признании недействительной постановку на кадастровый учет указанных земельных участков, исключении сведений из ЕГРН. Свои требования мотивировали тем, что в лесоустроительных материалах (копия планшета лесоустройства Подушкинского участкового лесничества, копия таксационного описания) оспариваемый земельный участок полностью включен в АДРЕС, площадь наложения составляет 1670,11 кв.м.(1670кв.м.) и 350, 66 кв.м.(351кв.м.), что подтверждается сведениями, представленными Комитетом Лесного хозяйства Московской области (письмами от 27.03.2018г. №, и от 22.03.2018г. №). Истец считает, что спорный земельный участок в части пересечений с землями лесною фонда и особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) незаконно находится в собственности ответчика, так как из лесного фонда не исключались, ограничены в обороте, из земель лесного фонда в другую категорию земель не переводились.
В судебное заседание представитель истца по доверенности - Афанасьева А.В. явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Бойко Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена, о причинах неявки суду не сообщила. Представитель ответчика по доверенности – Аристархова М.К. в судебное заседание явилась, возражал против удовлетворения иска, ранее поданные возражения поддержала (т2 л.д. 34-42). В обосновании возражений пояснила, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, что подтверждается данными ЕГРН. Участок находился в частной собственности и был зарегистрированы в ЕГРН до вступления в законную силу Лесного кодекса и до начала ведения Государственного лесного реестра (далее- ГЛР). Включение в ГЛР сведений о спорных участках незаконно, так как в соответствии с п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201 –ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» информация о границах лесных участков и правах на них вноситься в ГЛР на основании сведений ЕГРН. Также заявлено о пропуске срока исковой давности.
Представитель третьего лица Администрации Одинцовского муниципального района МО - Шмитов И.С. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, что подтверждается данными ЕГРН, а также Решением Совета Депутатов Одинцовского муниципального р-на МО от 23.05.2018г. №.
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности Етеревская И.Н. иск поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности Хохлов В.В. – в судебное заседание явился, требования истца поддержал в полном объеме.
Третьи лица - представители ТУ ФАУГИ по МО, Управления Росреестра по МО, ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО, не явились, извещены в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
Суд с учетом требований ст.ст.12, 167 ГПК РФ, мнения явившихся участников процесса, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 302 ГК РФ, спорный земельный участок может быть истребован у ответчика в независимости от того является или нет ответчик добросовестным приобретателем.
В силу системного толкования действующего законодательства (ст. ст. 6, 8 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 7, 101 Земельного кодекса РФ), земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу статьи 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.
В случае если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 11 ноября 2011 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, одним из доказательств, подтверждающих отнесение земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра с картой-схемой расположения лесного участка, составленной с использованием фрагментов картографических материалов лесоустройства: планшетов, планов лесных насаждений, карты-схемы лесничества или лесопарка.
Согласно материалам дела, в том числе исходя из копии регистрационных и землеустроительных дел, представленных по запросу суду, ответчик владеет спорными земельными участками с К№, расположенным по адресу: АДРЕС, ГП и К№, расположенным по адресу: АДРЕС ГП, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 29.03.2018г., заключенного между ФИО1 и Бойко Е.В.(т.1 л.д.59-214, 222-230). Земельный участок прошел кадастровый учет 21.01.2013г., и его границы установлены в соответствии с действующим законодательством и сведения о границах внесены в ГКН 02.11.1994г., границы согласованы предыдущими собственниками. Сведений о пересечении границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, или расположение спорного участка в ООПТ – природного рекреационного комплекса (ПРК) «ПОДУШКИНСКИЙ ЛЕС» ЕГРН не содержит.
Согласно пункту 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.
Генеральным планом сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района от 15.12.2011г. № «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» и Правилами землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района от 28.12.2011г. № «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области земельные участок ответчиков входят в зону индивидуальной застройки, что в полной мере соответствует категории и виду разрешенного использования.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обосновании свой позиции истец Федеральное агентство лесного хозяйства представил следующие документы:
1. Приказ Федеральное агентство лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ) от 12.01.2009г. № «Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ», в соответствии со ст. 81 ЛК РФ, пунктом 5.13.3 Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 16.06.2004г. № и в целях формирования на землях лесного фонда в Московской области территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов приказано в п. 2 - Установить границы лесничеств согласно приложению.
2. Сообщение Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.03.2018г. № Леса – № о направлении перечня кадастровых номеров земельных участков расположенных в границах указанной особо охраняемой природной территории «Подушкинский лес» и имеющих пересечения с землями государственного лесного фонда. В данный перечень включены земельные участки с К№ и К№.
3. Сообщение ФГБУ «Рослесинфорг» от 17.05.2018г. о том, что пересечение иных земельных участков с К№ и К№ с материалами лесоустройства выявлено при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда.
4. Планшет № Лесоустройства Звенигородское лесничество Подушкинское участковое лесничество.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о выполнении истцом своего же Приказа от 12.01.2009г. № о постановке земель лесного фонда на кадастровый учет с установлением границ земельных участков лесничеств, согласно приложения, согласования данных границ со всеми смежными землепользователями; и таких доказательств представленные истцом документы не содержат.
Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» вступил в действие 11.08.2017 (далее - Федеральный закон № 280-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона №280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004г. № 172-ФЗ (далее - Федеральный закон №172-ФЗ), согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».
Вместе с тем в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 280-ФЗ положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий. Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № утвержден паспорт особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции.
Решением Московского областного суда от 06.09.2017г. решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 01.07.2016г. № «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции - отменено.
Согласно сообщению Администрации Одинцовского муниципального района МО от 10.07.2018г. №, спорные земельные участки с К№ и К№ в соответствии с решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района № от 23.05.2018г. исключен из границ ООПТ местного значения природной рекреационной комплекс «Подушкинский лес».
В материалы дела стороной ответчика были предоставлены заключения кадастрового инженера ФИО2 от 25.07.2018г., в котором было установлено, что границы спорных земельных участков с К№ и К№, исключены из земель ООТП. В ходе производства работ по данным ГКН смоделированы чертежи спорных земельных участков с К№ и К№ и ООПТ местного значения Природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес». Таким образом кадастровый инженер не выявил пересечений границ земельных участков с К№ и К№ и ООПТ местного значения Природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес».
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
Систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
У суда не имеется оснований не доверять заключению кадастрового инженера Романова А.Ю., поскольку заключение не оспаривалось лицами, участвующими в деле, а также не опровергнуто иными доказательствами.
Таким образом, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ, как того требует часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации не представлено выписок из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах по состоянию на день разрешения данного спора свидетельствующих о том, что Российская Федерация является правообладателем лесного участка с назначением: земли лесного фонда, целевое назначение - лесозащитные леса, в который входят АДРЕС в части расположения на нем земельного участка ответчикам. Суду так же не представлен Каталог границ земельного участка лесного фонда, и что данные границы согласованы со всеми смежными землепользователями, в том числе и местной администрацией. Не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих об отмене или изменении генерального плана сельского поселения ....., в части исключения из сельского поселения земель лесного фонда.
Таким образом, истец не доказал, что земельные участки ответчика с К№ и К№, расположенные по адресу: АДРЕС ГП, пересекают земли лесного фонда и земель ООПТ местного значения Природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес». Судом бесспорно установлено, что спорные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, в связи с чем мог быть предоставлен ответчику и ее правопредшественникам в частную собственность.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен, быть не может.
Суд полагает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суд полагает обоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в силу положений ст.ст.196, 200 ГК РФ. Специальный срок для виндикационного иска законом не установлен. Право собственности на спорные земельные участки первоначально оформлено еще в 1992г. и 1994г. свидетельствами о праве собственности на землю, потом неоднократно был осуществлен переход права собственности по сделке купли-продажи, а затем в порядке наследования. Ответчик является собственником с 2018г. Никаких требований ни к ответчику с момента оформления ею участка в собственность, ни кее правопредшественникам уполномоченными органами не предъявлялось. При этом довод представителя истца о том, что о нарушении прав и требований закона истцу стало известно лишь в 2018г. суд полагает несостоятельным и не влияющим на суть возникших правоотношений, поскольку одним из приоритетных принципов гражданского судопроизводства является добросовестность использования процессуальных прав и обязанностей, гражданских прав и недопущение злоупотребления правом(ст.10 ГК РФ).
При указанных обстоятельствах суд полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Иные требования истца о признании недействительной постановку спорного земельного участка на кадастровый учет и исключении сведений о нем из ЕГРН производны от первоначального требований, нарушений порядка постановки на кадастровый учет и гос. Регистрации допущено не было, а потому требования также не подлежат удовлетворению.
Определением Одинцовского городского суда МО от 20.06.2018г. по делу были приняты обеспечительные меры в виде наложения запрета Управлению Росреестра по МО осуществлять регистрационные действия, в том числе регистрировать право собственности, переход права, любые сделки, обременения в отношении третьих лиц, в отношении земельного участкас К№, расположенного по адресу: АДРЕС, ГП, и земельного участка с К№ расположенного по адресу: АДРЕС ГП. Представителем ответчика подано ходатайство об отмене мер по обеспечению иска, которое суд полагает возможным рассмотреть одновременно с принятием решения и удовлетворить.
В соответствии со ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц участвующих в деле либо по инициативе судьи или суда.
В соответствии с ч. 3 ст.144 ГПК РФ, в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Бойко Елене Валерьевне е об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 1670кв.м. с К№, расположенного по адресу: АДРЕС ГП и земельного участка площадью 351 кв.м. с К№, расположенного по адресу: АДРЕС, ГП, признании недействительной постановку на кадастровый учет указанных земельных участков и исключении сведений из ЕГРН – отказать.
Отменить меры по обеспечению иска, принятые определением Одинцовского городского суда от 20 июня 2018 года: снять запрет Управлению Росреестра по МО осуществлять регистрационные действия, в том числе регистрировать право собственности, переход права, любые сделки, обременения в отношении земельного участка площадью 1 670кв.м. с К№, расположенного по адресу: АДРЕС, и земельного участка площадью 351 кв.м. с К№, расположенного по адресу: АДРЕС, ГП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дняпринятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2018 года