Дело 2-294/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Далматово Курганской области 08 июля 2015 года
Далматовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Соколовой Е.В.,
при секретаре Порошиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Далматовскому РО СП УФССП России по Курганской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Далматовскому РО СП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в исковом заявлении, что решением Далматовского районного суда от **.**.**** на Управление имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района возложена обязанность по предоставлению Кузнецовой Валентине Владимировне по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения на территории г. Далматово, общей площадью не менее 15 кв. метров, на Правительство Курганской области возложена обязанность профинансировать приобретение жилого помещения. **.**.**** судебным приставом – исполнителем Далматовского РО СП УФССП России по Курганской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №*. Ссылаясь на ст.112 Федерального Закона от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», истец указывает, что Управление не имело возможности исполнить требование исполнительного документа в 5-ти дневной срок, так как выделенных из областного бюджета в 2014 году денежных средств было достаточно только для приобретения 11 жилых помещений, при этом Кузнецова В.В. находилась на 19 месте по дате вступления в силу аналогичных решений суда. По состоянию на **.**.**** имеется 14 судебных решения по обязанию предоставить жилые помещения по договорам специализированного найма указанной категории граждан. Кузнецова В.В. находится в строке под № 8. Решением Далматовской районной Думы от **.**.**** №* «О районном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» в бюджете Далматовского района предусмотрены ассигнования по статьям «Предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа по договорам специализированных жилых помещений» и «Исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений» за счет средств областного бюджета в сумме 6689 тыс. рублей. Поступление денежных средств, предусмотренных на указанные цели, планируется на 3 квартал 2015 года. На основании Постановления Правительства Курганской области от 24.12.2007 года № 633 квартиры приобретаются исходя из общей площади жилого помещения не менее 28 кв.м. и не более 33 кв.м., стоимостью 1 кв.м. общей площади жилья не более 30664 рублей. Следовательно, выделенных средств из областного бюджета 6689 тыс.руб. достаточно для приобретения лишь 7 квартир. В целях исполнения судебных актов управлением объявлен аукцион на покупку 7 жилых помещений, что не позволяет исполнить все решения суда. Для исполнения решений суда управление ежеквартально направляет в Главное управления образования Курганской области отчеты со списком детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области с указанием на имеющиеся судебные акты. Управление имеет возможность приобрести квартиры для обеспечения жильем детей-сирот, но из-за недостаточного финансирования сделать этого не может. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что решение суда не было исполнено добровольно в связи с обстоятельствами, не зависящими от Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района.
Определением Далматовского районного суда от **.**.**** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Администрация Далматовского района Курганской области и Кузнецова В.В.
В судебном заседании представитель истца Ильиных А.В., действующий на основании доверенности №* от **.**.**** года, на удовлетворении заявленных требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что в 2015 г. Кузнецовой В.В. будет предоставлено жилое помещение, в настоящее время подготовлен муниципальный контракт на приобретение жилых помещения в Адрес Обезличен.
Представители ответчиков - Далматовского районного отдела УФССП России по Курганской области, УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.
Представитель третьих лиц - Управления федерального казначейства по Курганской области и Министерства финансов Российской Федерации Саукова Е.А., действующая на основании доверенности №* от **.**.**** от имени Управления Федерального казначейства по Курганской области, и на основании доверенности №* от **.**.**** от имени Министерства финансов РФ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя, представила письменный отзыв на иск, указав, что оставляет решение вопроса об удовлетворении исковых требований Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района к УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Правительства Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Администрации Далматовского района в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо – Кузнецова В.В. в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, пришел к выводу, что исковые требования Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района подлежат удовлетворению.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от **.**.**** Администрация Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района обязана предоставить Кузнецовой В.В. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Далматово, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м. Правительство Курганской области обязано профинансировать предоставление Кузнецовой В.В. Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Апелляционным определением Курганского областного суда от **.**.**** решение Далматовского районного суда от **.**.**** оставлено без изменения.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Далматовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области ФИО5 от **.**.**** на основании исполнительного листа, выданного по решению Далматовского районного суда, вступившему в законную силу **.**.**** года, было возбуждено исполнительное производство №* в отношении должника- Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района о предоставлении жилого помещения Кузнецовой В.В., должнику установлен срок для добровольного исполнения требований - 5 дней.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Далматовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области от **.**.**** с должника - Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Из копии справки финансового управления Администрации Далматовского района от **.**.**** №* следует, что в 2015 г. в областном бюджете предусмотрено субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 12100 тыс. руб. Поступление денежных средств, предусмотренных на вышеуказанные цели, планируется на 3 квартал 2015 г.
Согласно справке финансового управления Администрации Далматовского района от **.**.**** №* в бюджете Далматовского района на 2014год предусмотрены бюджетные ассигнования из областного бюджета: субвенции на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета в сумме 9669,45 тыс. рублей. В 2014 году средства субвенций на указанные цели освоены в полном объеме. В бюджете Далматовского района на 2015 год предусмотрены бюджетные ассигнования из областного бюджета: субвенции на обеспечение предоставления жилых помещений указанной категории лиц за счет средств областного бюджета в сумме 2945 тыс. рублей. Межбюджетные трансферты на исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма, а также по выплате денежной компенсации в счет предоставления указанных жилых помещений за счет средств областного бюджета в сумме 897 тыс. руб.
По состоянию на **.**.**** закрыты бюджетные ассигнования из областного бюджета: субвенции на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета в сумме 2847 тыс. руб. - уведомление №* Главного управления образования Курганской области от **.**.**** года.
Межбюджетные трансферты на исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма, а также по выплате денежной компенсации в счет предоставления указанных жилых помещений за счет средств областного бюджета в сумме 897 тыс. руб. - уведомление № 227 Главного управления образования Курганской области от **.**.****. По состоянию на **.**.**** дополнительно открыты бюджетные ассигнования из областного бюджета: субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета в сумме 4000тыс. руб. - уведомление №* Главного управления образования Курганской области от **.**.**** года. Субвенции на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета в сумме 5155 тыс. руб. -уведомление №* Главного управления образования Курганской области от **.**.****г. По состоянию на **.**.**** денежные средства по данным целевым направлениям расходов из областного бюджета не поступали.
Согласно информации Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области №* от **.**.**** г., направленной в адрес Далматовского районного отдела судебных приставов, поступление запланированных денежных средств из бюджета Курганской области в бюджет Далматовского района не поступили, планируемый срок поступления -3 квартал 2015 года. Имеется 14 вступивших в законную силу решений суда об обеспечении жилыми помещениями данной категории граждан. Очередность предоставления соответствует дате вступления решения суда в законную силу, Кузнецова В.В. находится на 9 позиции на предоставление жилого помещения. Исходя из этого вопрос об ее обеспечении жилым помещением в 2015 году будет решаться в случае внесения изменения в областной бюджет об увеличении размера соответствующей субвенции администрации Далматовского района.
Из переписки Администрации Далматовского района с Главным Управлением образования Курганской области усматривается, что Администрация Далматовского района просила рассмотреть вопрос о дополнительном выделении средств для покупки квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как приобретение 11 квартир в рамках предусмотренного бюджетного финансирования не обеспечит потребности по принятым судебным решениям о предоставлении жилья.
Суду представлены также письма УДОКМС Администрации Далматовского района, адресованные руководителю Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района ФИО6, от **.**.**** №* и от **.**.**** № 470, из которых следует, что в связи с осуществлением полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на районном уровне УДОКМС Далматовского района, исполняющее полномочия опеки и попечительства, просит Управление имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района осуществить необходимые мероприятия по обеспечению жильем лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения. Кузнецова В.В. в указанных письмах не значится.
Из сообщения Администрации Далматовского района в Департамент строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Правительства Курганской области от **.**.**** усматривается, что недостаток средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, составляет 15714,1 тыс. руб. Имеется 23 судебных решения, еще 7 дел находится в производстве суда. Передача по договорам специализированного найма 11 квартир не решит проблему обеспечения жилыми помещениями по принятым судебным решениям. На конец 2014 года не менее 19 судебных решений останутся неисполненными.
Из представленных Управлением по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения по судебным решениям: на **.**.**** в списке значилось 25 человек, Кузнецова (Туганова) В.В. в данном списке находится под № 21; на **.**.**** в списке значится 20 человек, Кузнецова (Туганова) В.В. под № 10.
Из информации Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района от **.**.**** №* усматривается, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями был заключен муниципальный контракт от **.**.**** на участие в долевом строительстве 11 жилых помещений на сумму 9669416,60рублей. Денежные средства на данные цели поступили **.**.**** и **.**.**** г., которые **.**.**** и **.**.**** были перечислены на счет подрядчика, заключено 11 договоров найма специализированных жилых помещений. **.**.**** заключен муниципальный контракт на сумму 6212526,4 рублей на приобретение 7 квартир. Денежные средства на данные цели на расчетный счет Управления имущественных и земельных отношений до настоящего времени не поступили.
Так же представлено письмо Правительства Курганской области от **.**.**** №* в адрес Главы Далматовского района по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ч.1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с положениями ч.11,12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. При этом данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу ч. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Частью 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Для взыскания исполнительского сбора должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора являются два условия: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, которое до настоящего времени не имеет возможности в полном объеме исполнить свои обязательства перед взыскателем.
Судом установлено, что Управлением имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, не имеющим собственных свободных средств для исполнения решений суда, предпринимались все необходимые и зависящие от него меры для исполнения решения суда, сообщалось Правительству Курганской области о недостаточности бюджетного финансирования для приобретения квартир по состоявшимся судебным решениям с просьбой выделения дополнительных средств, направлялись отчеты и заявки с приложением списка указанной категории лиц. Возможность исполнения решения суда Управлением имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района находится в прямой зависимости от перечисления субвенций из областного бюджета, так как обязанность предоставления жилья неразрывно связана с надлежащим исполнением финансового обязательства Правительством Курганской области по финансированию. Виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Исполнение решения истцом по делу возможно только после выделения необходимых денежных средств из бюджета на приобретение жилых помещений. Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района и вина должника в исполнительном производстве как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует. При данных обстоятельствах непредоставление жилого помещения Кузнецовой (Тугановой) В.В. в установленный судебным-приставом исполнителем срок нельзя считать уклонением Управления имущественных и земельных Администрации Далматовского района от исполнения решения суда. Вины Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района в неисполнении исполнительного документа не усматривается, в связи с чем, истец подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ **.**.**** ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №*.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 14 ░░░░ 2015 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░