Судья Нелина Е.Н. Дело № 33а-6657/2020
УИД 22RS0012-01-2020-000755-10
номер дела в суде 1 инстанции 2а-533/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 сентября 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Зацепина Е.М., Соболевой С.Л.,
с участием прокурора Текутьевой Я.В.,
при секретаре Нечай А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Слесаренко И. П. на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 4 сентября 2020 года по делу по административному иску
Слесаренко И. П. к Д. В. Д. и к Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края о признании незаконной и отмене регистрации кандидата в депутаты, признании действий (бездействия) избирательной комиссии незаконными
заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
решением Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края от 16 июня 2020 года № 23 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края седьмого созыва.
ДД.ММ.ГГ Славгородской городской территориальной избирательной комиссией Алтайского края принято решение *** о регистрации кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края седьмого созыва по одномандатному избирательному округу *** Д. В.Д., в порядке самовыдвижения.
Решением Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Слесаренко И.П., выдвинутая Славгородским местным отделением Алтайского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирована кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 20.
Слесаренко И.П. ДД.ММ.ГГ обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата Д. В.Д., ссылаясь на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГ кандидатом Д. В.Д. были предоставлены в Славгородскую городскую территориальную избирательную комиссию Алтайского края документы, необходимые для уведомления комиссии о своем выдвижении.
ДД.ММ.ГГ кандидат Д. В.Д. предоставил документы для своей регистрации, в том числе необходимое количество собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей.
Решением от ДД.ММ.ГГ *** Славгородская городская территориальная комиссия Алтайского края отказала в регистрации кандидату в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края Д. В.Д., в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
ДД.ММ.ГГ, Д. В.Д. уведомил комиссию о своем выдвижении повторно.
По мнению административного истца, Славгородская городская территориальная избирательная комиссия Алтайского края, зарегистрировав кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края по одномандатному избирательному округу *** Д. В.Д., допустила существенные нарушения ее прав.
Кандидат в депутаты по одномандатному избирательному округу *** Д. В.Д. уведомил Славгородскую ТИК о своем выдвижении - ДД.ММ.ГГ, в тот же день ДД.ММ.ГГ предоставил подписные листы о поддержке своей кандидатуры избирателями 20 округа - вне периода сбора подписей, что является незаконным.
При указанных обстоятельствах, Славгородская городская территориальная избирательная комиссия Алтайского края должна была отказать в регистрации кандидату в депутаты Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края седьмого созыва Д. В.Д. по указанному избирательному округу, однако во время проверки подписных листов территориальной избирательной комиссией не установлено, что подписные листы собраны вне периода сбора подписей в поддержку кандидата, в связи с чем решение Славгородской городской территориальной избирательной комиссии о регистрации Д. В.Д. кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края по одномандатному избирательному округу *** является незаконным.
Действия (бездействия) Славгородской ТИК привели к существенным нарушениям выборного законодательства и нарушили принцип равенства кандидатов.
Решением Славгородского городского суда от 4 сентября 2020 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Слесаренко И.П. просит отменить решение суда, продолжая настаивать на том, что Д. В.Д. уведомил Славгородскую ТИК о своем выдвижении - ДД.ММ.ГГ, и в тот же день ДД.ММ.ГГ предоставил подписные листы о самовыдвижении своей кандидатуры кандидатом в депутаты по 20 избирательному округу - вне периода сбора подписей, чему суд не дал должной оценки.
Кроме того, приведены следующие доводы в обоснование жалобы. В выданном кандидату подтверждении (в порядке п.6 ст.48 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве, принятого постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 03 июля 2003 года № 232 (далее Кодекса Алтайского края) о приеме документов (подписных листов с подписями в поддержку кандидата) отсутствует подпись Д. В.Д. Копия протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата не содержит наименования муниципального образования, на территории которого собраны подписи и не содержит информации о том, каким работником Славгородской ТИК заверен данный протокол. Ведомость проверки подписных листов не содержит порядкового номера, подпись председателя городской ТИК <данные изъяты> не соответствует ее подписям в других материалах дела. В материалах дела отсутствует договор на изготовление подписных листов, их изготовление не оплачено за счет средств специального избирательного счета. Копия итогового протокола проверки подписных листов о достоверности 14 подписей избирателей противоречит ведомости проверки указанных подписных листов. Подтверждение получения документов, представленных Д. В.Д. для уведомления о самовыдвижении кандидата содержит запись об окончании приема документов ДД.ММ.ГГ, начало приема которого указано ДД.ММ.ГГ. При таких действиях Славгородской ТИК, Слесаренко И.П. полагает возможным оспаривать решение избирательной комиссии за пределами 10-дневного срока. Кроме того, истец указал, что административный ответчик не имел права лично заверять свои подписные листы.
Славгородским межрайонным прокурором, представлены письменные возражения с просьбой отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ввиду принятия судом законного и обоснованного решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав заключение прокурора Текутьевой Я.В. о законности и обоснованности решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
При вынесении решения суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд и невозможности его восстановления по требованию об отмене решения о регистрации кандидата.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ).
Суждение суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд по требованию об обжаловании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в соответствии с которыми решение о регистрации кандидата принято ДД.ММ.ГГ, а в суд административный истец обратился только ДД.ММ.ГГ, то есть по истечении десяти дней.
При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд правомерно со ссылкой на это обстоятельство отказал в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации Д. В.Д. кандидатом в депутаты. Кроме того, суд указал на то, что основания, предусмотренных в ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ для отмены регистрации кандидата Слесаренко И.П. в административном иске не указаны.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при указанных административным истцом действиях ТИК возможно оспаривать решение комиссии за пределами 10-ти дневного срока, судебная коллегия полагает основанными на ошибочном толковании норм права.
При вынесении решения по требованию о признании незаконными действий (бездействия) Славгородской городской ТИК Алтайского края суд обоснованно исходил из положений статей 33, 38, Федерального закона № 67-ФЗ, статей 47, 48, 49, 161 Кодекса Алтайского края о выборах.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края № 23 от 16 июня 2020 года назначены выборы депутатов Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва на 13 сентября 2020 года.
Д. В.Д. ДД.ММ.ГГ обратился в Славгородскую городскую территориальную избирательную комиссию с заявлением, в котором выразил согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу ***.
Из представленных Д. В.Д. подписных листов следует, что подписи избирателей (граждан) были отобраны и представлены в Славгородскую городскую территориальную избирательную комиссию Алтайского края ДД.ММ.ГГ, т.е. со дня, следующего за днем уведомления, и не позднее чем за 40 дней до дня голосования, в соответствии с положениями ст.161 Кодекса Алтайского края о выборах.
Согласно подтверждению Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края (л.д.44), Д. В.Д. ДД.ММ.ГГ в 15 часов 05 минут представлены подписные листы на 3 листах с общим числом заявленных подписей – 14. Отсутствие подписи Д. В.Д. в данном документе не ставит под сомнение его содержания, поскольку он подписан принимающей подтверждение стороной.
Проверка подписей осуществлялась с 1 по ДД.ММ.ГГ членами Славгородской городской территориальной избирательной комиссией Алтайского края в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона и пунктом 3 статьи 49 Кодекса. К указанной проверке были привлечены эксперты из числа специалистов органов внутренних дел и органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Алтайского края.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГ был составлен и подписан итоговый протокол, копия которого передана кандидату лично ДД.ММ.ГГ.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов 14 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, признаны действительными. То обстоятельство, что ведомость проверки подписных листов противоречит итоговому протоколу проверки подписных листов по указанному количеству достоверных подписей, соответственно 13 и 14 подписей, не влияет на законность регистрации, при достаточном для регистрации кандидата 10 подписей в соответствии с п.1 ст.161 Кодекса Алтайского края о выборах и решения Славгородской городской ТИК Алтайского края от 18 июля 2020 года №64/174 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах депутатов Славгородского городского собрания депутатов по одномандатным избирательным округам № 1-21, назначенных на 13 сентября 2020 года.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии со ст.47 Кодекса Алтайского края, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Поскольку Д. В.Д. лично собирал подписи, он вправе был их заверить.
Подписные листы были оплачены за средства избирательного счета кандидата в депутаты, что подтверждено материалами дела: принятым Филиалом ПАО Сбербанк заявлением от Д. В.Д. на открытие специального избирательного счета, разрешением на открытие специального избирательного счета, расходным кассовым ордером (л.д.112-115).
В ходе проверки Славгородской городской ТИК представленных кандидатом Д. В.Д. документов на выдвижение и регистрацию в качестве кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов седьмого созыва, в том числе, в процессе сбора подписей в поддержку самовыдвижения Д. В.Д., нарушений Федерального закона, Кодекса, влекущих отказ в регистрации, не установлено.
Решением Славгородской городской территориальной избирательной комиссии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Д. В.Д. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***.
Заявление от Д. В.Д. о выдвижении кандидатом в депутаты поступило в Славгородскую ТИК ДД.ММ.ГГ, а сбор подписей осуществлялся ДД.ММ.ГГ, что подтверждается копиями из журнала входящей корреспонденции Славгородской ТИК, иными документами, пояснениями свидетеля Плитникаса А.И.
Тот факт, что, на сайте избирательной комиссии Алтайского края указано, что Д. В.Д. ДД.ММ.ГГ представил в избирательную комиссию подписные листы, не является основанием для удовлетворения иска, поскольку противоречит иным доказательствам.
Решение по существу было принято избирательной комиссией правильное и без существенных нарушений требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, поэтому оно не могло быть признано судом незаконным и отменено.
Кроме того, в части 6 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплены положения о том, что апелляционная жалоба на решение суда по административному делу об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившая в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования.
Поскольку голосование назначено на 13 сентября 2020 года, на дату рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы Слесаренко И.П. принятие решения об отмене регистрации кандидата невозможно еще и в силу в силу прямого запрета закона.
По изложенным основаниям судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не могут служить основанием для отмены этого решения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Славгородского городского суда Алтайского края от 4 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Слесаренко И. П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи: