Дело № 2-713/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.
с участием прокурора Музыканта Д.Ю.
при секретаре Сараевой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 28 марта 2017 года гражданское дело по заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к АО «Коми тепловая компания» возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства, указывая, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды предприятиями, оказывающим услуги населению по тепло, и водоснабжению на территории МО МР «Печора» РК. В ходе данной проверки установлено, что АО «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала осуществляет использование водных объектов – **** для целей сброса сточных (дренажных) вод в условиях отсутствия решений о предоставлении водных объектов в пользование; разработанных и утвержденных проектов нормативно-допустимых сбросов, а также полученных в установленном порядке разрешений на сбросы сточных (дренажных) вод в указанные водные объекты. Согласно ст. 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе – нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. В соответствии с требованиями п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются только на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды. Как следует из положений Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ №... от **.**.** выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными подразделениями.
Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты, при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств может служить условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания. Самовольное использование объекта, в свою очередь, ведет также к нарушению интересов РФ. Печорский межрайонный прокурор просит возложить обязанность на ответчика в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу получить в Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК решения о предоставлении в пользование вышеуказанных водных объектов; в срок до **.**.** разработать и направить на утверждение в Отдел водных ресурсов по РК Двинско-Печорского бассейнового водного управления проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в вышеуказанные водные объекты; в срок до **.**.** получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в вышеуказанные водные объекты.
В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривалось в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Коми, представителя третьего лица Отдела водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского Бассейнового водного управления, представителя третьего лица Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы на 1 полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды предприятиями, оказывающим услуги населению по тепло, и водоснабжению на территории МО МР «Печора» РК. В ходе данной проверки установлено, что АО «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала осуществляет использование водных объектов – **** для целей сброса сточных (дренажных) вод в условиях отсутствия решений о предоставлении водных объектов в пользование; разработанных и утвержденных проектов нормативно-допустимых сбросов, а также полученных в установленном порядке разрешений на сбросы сточных (дренажных) вод в указанные водные объекты.
Сброс сточных (дренажных) вод осуществляется ответчиком в границах МО СП «Каджером» МР «Печора» в следующих точках:
****
****
****
Из пояснений прокурора, а также из представленных материалов следует, что ответчиком за 4 квартал 2016 года в указанные водные объекты осуществлен сброс сточных (дренажных) вод в следующих объемах:**** При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся загрязняющие вещества –взвешенные вещества, БПК, ионы аммония, нитрит-ионы, нитрат-ионы, хлориды, фосфаты, железо, сульфаты, медь, нефтепродукты, спав, цинк.
Ответчиком в настоящее время не получены решения о предоставлении указанных водных объектов в пользование, не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в названный водный объект, не получено разрешение на сброс сточных вод, что подтверждается информацией от Печорского филиала АО «Коми тепловая компания».
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц.
В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Пунктом 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 844, установлено, что предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 пункта 11 Положения о Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 28.12.2016 № 615, Министерство осуществляет государственную функцию по предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Коми, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством Российской Федерации.
****
В соответствии с требованиями ст.ст. 22 и 23 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе – нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Как следует из п. 1 Постановления Правительства РФ № 469 от 23.07.2007 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.
Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 333 от 17.12.2007. Согласно п. 12 указанной Методики, величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектируемых, так и для действующих организаций – водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией-водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией. Каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено.
Пункт 14.1 Методики содержит требования к составу проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, который должен содержать, в том числе, ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, план территории предприятия с указанием мест размещения очистных сооружений, их характеристики, сведения об эффективности очистки сбрасываемого стока, водохозяйственный баланс водопользователя, гидрологическую характеристику используемого водного объекта, а также иные сведения, в том числе расчет нормативов допустимых сбросов, выполненный в соответствии с рассматриваемой Методикой, и его результаты.
Таким образом, водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ в водные объекты.
Кроме того, в соответствии с требованиями п. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются только на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из положений Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №2 от 09.01.2013 г., выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных) и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными подразделениями.
Для получения разрешения на сбросы в соответствии с п.п. 16, 18 Приказа, хозяйствующий субъект подает заявление, содержащее полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации юридического лица и почтовый адрес его местонахождения – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись предоставляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, а также указывает реквизиты документов (или предоставляет их копии). Заявление и опись прилагаемых материалов предоставляются в двух экземплярах. Выдача разрешения на сбросы осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.
Согласно п. 13 указанного Приказа, разрешениями на сбросы для хозяйствующих субъектов устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством условий, показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ на период действия разрешения с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод отдельно по каждому выпуску в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты и в пределах лимитов на сбросы.
В нарушение вышеназванных требований закона, сброс сточных вод в водные объекты –**********) в настоящее время осуществляется Печорским филиалом АО «Коми тепловая компания» в условиях отсутствия оформленных решений о предоставлении перечисленных водных объектов в пользование, при этом не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в названные водные объекты, не получены разрешения на сброс в них сточных (дренажных) вод.
**.**.** заместителем Печорского природоохранного межрайонного прокурора в адрес ответчика было направлено требование в порядке ст. 6,22 ФЗ «О прокуратуре РФ» о предоставлении в срок не позднее **.**.** документов, в соответствии с которым предприятие эксплуатирует источники сбросов в водные объекты.
Из сообщения АО «Коми тепловая компания» от **.**.** следует, что оформление документации на решения о предоставлении водного объектов в пользование планируется во втором квартале 2017 года.
При таких обстоятельствах, требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
При удовлетворении заявленных требований с АО «Коми тепловая компания» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в размере **** (ст. 103 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать АО «Коми тепловая компания» в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу получить в Министерстве промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми решения о предоставлении в пользование водных объектов - ****
Обязать АО «Коми тепловая компания» срок до **.**.** разработать и направить на утверждение в Отдел водных ресурсов по Республике Коми Двинско - Печорского бассейнового водного управления проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты - ****
Обязать АО «Коми тепловая компания» в срок до **.**.** с получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты -****
Взыскать с АО «Коми тепловая компания» в доход бюджета муниципального района «Печора» государственную пошлину в размере 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Г. Порохина