Дело №а-617/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года г.Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волошина И. П., Волошиной Г. Ф. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным,
установил:
Волошин И.П., Волошина Г.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просили признать незаконным отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-44/22 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также возложить на административного ответчика обязанность предоставить Волошину И.П., Волошиной Г.Ф. государственную услугу о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 647 кв.м.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что они является собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>. Истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором находится принадлежащий им на праве собственности жилой дом, однако административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует действующей градостроительной документации. Истцы полагают, что указанные ответчиком основания для отказа являются незаконными, нарушающими их право на земельный участок под принадлежащим ему объектом недвижимости, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что Волошину И.П., Волошиной Г.Ф. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, что подтверждается решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: г.Севастополь, с.<адрес>, площадью 50,9 кв.м., год завершения строительства 1956, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 91:01:042001:501.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 549-РДЗ утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь".
Пунктом 1.2.2. указанного Регламента государственная услуга предоставляется по заявлениям физических и юридических лиц, обладающих правом на получение земельного участка без торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований, в случае если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", либо их уполномоченных представителей, а также участников свободной экономической зоны, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в частности в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поступило заявление Волошина И.П. о предварительном согласовании предоставления из земель, находящихся в государственной собственности, земельного участка, площадью 647 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-44/22 Волошину И.П. отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. Согласно Генеральному плану города Севастополя испрашиваемый земельный участок расположен в зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной; частично в зоне не застроенных территорий, в зоне природно-заповедного фонда. Также в качестве основания для принятия оспариваемого решения указано на нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне 2 пояса санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища.
Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
На момент обращения административного истца за испрашиваемой услугой Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", является градостроительной документацией в силу положений ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ст. 27 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" и Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 339-ПП "Об утверждении Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя".
Основанием для отказа административному истцу в предоставлении государственной услуги послужило, несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя.
Указанные обстоятельства подтверждаются выкопировкой из Генерального плана города Севастополя, представленной в материалы дела по запросу суда, согласно которой испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным Планом города Севастополя находится в зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной, в зоне незастроенных территорий, в том числе со сложными условиями рельефа, в зоне природно-заповедного фонда.
Между тем, из материалов дела следует, что фактически на испрашиваемом истцами земельном участке расположен жилой дом, год завершения строительства которого 1956.
Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка нарушает исключительное право истцов на приобретение земельного участка в собственность или аренду, как граждан, являющихся собственниками объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке.
Также в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка административным ответчиком указано расположение испрашиваемого участка во 2-м поясе зоны санитарной охраны Чернореченского водохранилища.
В силу п.6 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает ограничения оборотоспособности земельных участков, так в абзаце 2 части 2 статьи 27 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения административного ответчика) указано, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 указанной статьи).
Таким образом, действовавшее на момент принятия оспариваемого решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя законодательство устанавливало запрет на передачу в собственность земельных участков, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Между тем, действующее законодательство не предусматривает каких-либо запретов на предоставление ограниченных в обороте земельных участков во втором поясе зон санитарной охраны в аренду.
Как следует из заявления Волошина И.П., поступившего в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом испрашивался для предварительного согласования земельный участок в аренду.
Учитывая изложенное, отказ Департамента со ссылкой на невозможность предварительного согласования предоставления земельного участка, находящегося во втором поясе зоны санитарной охраны, является незаконным.
Суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно в течение двадцати пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление административных истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца, а срок достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Волошина И. П., Волошиной Г. Ф. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-44/22 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение двадцати пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Волошина И. П., Волошиной Г. Ф. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов