Решение по делу № 33-2147/2022 от 21.04.2022

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2022 года по делу № 33-2147/2022

судья Ефимова Л.А. Дело № 2-29/2022

43RS0035-01-2021-000895-93

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Обуховой С.Г., Тултаева А.Г.,

при секретаре Иконниковой С.В.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционному представлению прокурора Советского района Кировской области Бузмакова С.А., апелляционной жалобе представителя ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка по доверенности Лукиной О.Н. на решение Советского районного суда Кировской области от 22 февраля 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Советского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Советское городское поселение, ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка об обязании устранить выявленные нарушения санитарных правил удовлетворить частично.

Обязать ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка:

- на скважине устранить нарушение п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважины.

- на скважине устранить нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» оборудовать ограждение первого пояса скважины;

- на скважине устранить нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» оборудовать ограждение первого пояса скважины, произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважины;

- на скважине устранить нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» оборудовать ограждение первого пояса скважины, произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважины;

- на скважине устранить нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» оборудовать ограждение первого пояса скважины, произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважины

- на скважине устранить нарушение п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» оборудовать ограждение первого пояса скважины.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка в доход бюджета муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области государственную пошлину в размере 6000 руб.

Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района Кировской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Советское городское поселение, ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка (далее - ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка) об обязании устранить выявленные нарушения санитарных правил. В обоснование указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка, по результатам которой установлены нарушения при эксплуатации Обществом артезианских скважин на территории Советского городского поселения. Также в результате проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства выявлены нарушения в деятельности администрации Советского городского поселения. Указывает, что в пользовании ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка имеются скважины, которые не в полной мере отвечают требованиям законодательства. В ходе обследования выявлены нарушения санитарного законодательства. В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района в адрес ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка, в адрес администрации Советского городского поселения направлялись представления. В ответе на представление от 06.07.2021 ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка указало на отсутствие у Общества готовых проектов зон санитарной охраны водозаборных скважин, а также на необходимость проведения конкурсных процедур для организации выполнения работ по установке ограждений источников подземного водоснабжения. Таким образом, со стороны администрации муниципального образования Советское городское поселение Кировской области и ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка при эксплуатации артезианских скважин не обеспечено соблюдение санитарных правил. До настоящего времени выявленные нарушения законодательства ответчиками не устранены. Сложившаяся ситуация может повлечь загрязнение водного горизонта, отсутствие павильона скважины может повлечь загрязнение питьевой воды и создает угрозу для здоровья и жизни граждан - неопределенного круга лиц. В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Сложившаяся ситуация создает также угрозу использования водозаборных (артезианских) скважин в террористических целях. Установленные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья населения, ограничивают права граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом уточнения требований прокурор Советского района Кировской области просил обязать администрацию муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области организовать устранение выявленных нарушений требований СанПиН 2.1.4.1110-02, обязать ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка устранить выявленные нарушения требований СанПиН 2.1.4.1110-02, а именно: произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважины , оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины , оборудовать ограждение первого пояса скважины организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины , организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, оборудовать ограждение первого пояса скважины , произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважины , организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины , оборудовать ограждение первого пояса скважины , произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважины , организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины , оборудовать ограждение первого пояса скважины , произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважины , организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины , оборудовать ограждение первого пояса скважины . Обязать ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны водозабора артезианских скважин

Советским районным судом Кировской области 22.02.2022 постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Прокурор Советского района Кировской области Бузмаков С.А. обратился с апелляционным представлением, просит решение суда изменить в части отказа требований по оборудованию дорожек с твердым покрытием к скважинам и планировке территории первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы строгого режима, принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования прокурора в этой части. Отмечает, что согласно п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Вышеназванные нарушения подтверждаются актами осмотра от 12.09.2021, 11.11.2021, 17.10.2021 и фототаблицами к ним.

Представитель ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка - Лукина О.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований отменить, принять по делу новое решение, которым в иске прокурору отказать в полном объеме, взыскать в пользу ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка судебные расходы по оплате госпошлины. В обоснование указывает на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Принимая решение в части возложения обязанности на ответчика произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважин, суд основывался на представленных прокуратурой фотографиях и актах. Между тем, они не позволяют достоверно убедиться в том, что на данных фотографиях зафиксированы территории спорных скважин, фотографии не содержат адресной привязки, фотографии и акты составлены без участия представителей ответчика и иных независимых представителей (экспертов), не содержат указания на дату и время, не подтверждают о наличии высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважин. В ходе рассмотрения дела представитель прокуратуры пояснила, что каких-либо замеров не осуществлялось. Доводы прокуратуры основаны на предположениях. Указывает на неправильное применение норм материального права. Обращает внимание на то, что п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 запрещает совершение лицом действий только по посадке на территории первого пояса скважины высокоствольных деревьев, и не устанавливает какой-либо обязанности Общества производить уборку высокоствольных деревьев. Суд не учел тот факт, что высокоствольные деревья выросли (или были высажены) на данных земельных участках в период, когда собственником являлась администрация Советского городского поселения, то есть до момента передачи скважин ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка. Указывает, что заявленные прокуратурой требования выходят за переделы полномочий прокурора. В рамках рассматриваемого дела прокуратурой не представлено доказательств наличия каких-либо пострадавших лиц, в интересах которых прокурором подан иск. Отмечает, что согласно подп. 2 п. 1 ст. 51 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ полномочиями на предъявление исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители. Дело рассмотрено с нарушением правил подсудности. Отмечает, что у ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка отсутствуют правовые основания (обязанности) для оборудования ограждений первого пояса скважин, суд не принял во внимание, что в отсутствии ограждений у скважин имеется вина собственника данных скважин, не предусмотревшего в концессионном соглашении обязанность Общества по новому строительству ограждений скважин. 01.09.2020 между Советским городским поселением Советского района Кировской области и ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка заключено концессионное соглашение № 2 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения. Указанный в Приложении № 4 к концессионному соглашению перечень мероприятий, касающийся скважин, включает в себя лишь мероприятия по автоматизации и диспетчеризации систем водоснабжения (10 артезианских скважин) в период с 2021-2029гг. Каких-либо мероприятий касательно реконструкции территории скважин концессионным соглашением на Общество не возложено.

В возражениях на жалобу помощник прокурора Советского района Кировской области Меланина А.А. полагает решение суда в части удовлетворения требований законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, подлежащими отклонению.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель администрации МО Советское городское поселение Советского района Кировской области, извещены своевременно и надлежащим образом, представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, доводы представления прокурора поддерживает. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 ГПК РФ в пределах, указываемых в апелляционных представлении и жалобе доводов, заслушав в судебном заседании прокурора Шибанову Н.Е., поддержавшую представление и просившую в удовлетворении жалобы ответчика отказать, представителя ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г. Кирово-Чепецка Овсюкова А.В., поддержавшего доводы жалобы, возражавшего против удовлетворения представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Прокуратурой Советского района Кировской области выявлены следующие нарушения санитарного законодательства, а именно:

- скважина находится по адресу: Кировская область, г.Советск, ул.Садовая, 32. В нарушение п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 «СанПиН 2.1.4.1110-02 территория земельного участка, на котором расположена скважина, на момент осмотра не окошена, в границе территории первого пояса имеются высокоствольные деревья.

- скважина расположена по адресу: Кировская область, г.Советск, ул.Садовая, 87. Территория первого пояса не организована, не спланирована для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, на момент осмотра не окошена, в границе территории первого пояса имеются высокоствольные деревья, дорожки с твердым покрытием к сооружениям отсутствуют, ограждение первого пояса имеет повреждения, павильон отсутствует, что является нарушением требований п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.

- скважина расположена по адресу: Кировская область, г.Советск, ул.Первомайская. Территория первого пояса не организована, не спланирована для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, на момент осмотра не окошена, в границе территории первого пояса имеются высокоствольные деревья, дорожки с твердым покрытием к сооружениям отсутствуют, ограждение первого пояса частично отсутствует, что является нарушением требований п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.

- скважина расположена по адресу: Кировская область, г.Советск, ул.Южная. Территория первого пояса не организована, не спланирована для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, на момент осмотра не окошена, дорожки с твердым покрытием к сооружениям отсутствуют, ограждение первого пояса отсутствует, что является нарушением требований п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.

- скважина расположена по адресу: Кировская область, г.Советск, ул.Некрасова. Территория первого пояса не организована, не спланирована для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, на момент осмотра не окошена, в границе территории первого пояса произрастают высокоствольные деревья, дорожки с твердым покрытием к сооружениям отсутствуют, ограждение первого пояса повреждено, что является нарушением требований п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.

- скважина расположена по адресу: Кировская область, г.Советск пересечение улиц Гагарина и Садовой. Территория первого пояса не организована, не спланирована для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, на момент осмотра не окошена, в пределах первого пояса зоны санитарной охраны произрастают высокоствольные деревья, дорожки с твердым покрытием к сооружениям отсутствуют, ограждение по периметру первого пояса частично отсутствует, что является нарушением требований п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.

Выявленные в ходе осмотра нарушения СанПиН послужили основанием для обращения прокурора с вышеназванным иском в суд.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер но организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как указано в п.п. 1.2, 1.3 и 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

В п. 3.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера. Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.

П. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений (п. 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Судом установлено, что 01.09.2020 Советское городское поселение Советского района Кировской области (концендент) с одной стороны и ООО «Волго-Вятские коммунальные системы»» г.Кирово-Чепецка (концессионер) с другой стороны, а также Кировская область, от имени которой выступает Губернатор Кировской области в соответствии с протоколом о результате проведения конкурса от <дата> заключили концессионное соглашение № 2. Предметом соглашения являются объекты водоснабжения и водоотведения Советского городского поселения, предназначенные для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению потребителям, в соответствии с актом приема-передачи от 01.09.2020 г., в том числе, артезианские скважины (т. 1 л.д. 17-39).

Согласно п.п. 1 п. 1 соглашения концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество и осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения потребителям. Концессионер обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание (п.п. 2 п. 8 соглашения).

Согласно постановлению администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области от 07.09.2020 «Об определении гарантирующей организации и установлении ее зоны деятельности» на территории Советского городского поселения гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению является ООО «Волго-Вятские коммунальные системы»» г.Кирово-Чепецка.

<дата> ООО «ВВКС»» г.Кирово-Чепецка получена лицензия на добычу питьевых подземных вод на водозаборных скважинах серии (т. 1 л.д. 166-167).

Пунктом 10.1 Приложения № 1 к выданной ООО «ВВКС»» г.Кирово-Чепецка лицензии предусмотрено, что пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с недропользованием (т. 1 л.д. 168-173).

В материалы дела истцом представлены акты осмотра зон санитарной охраны от 12.09.2021, от 11.11.2021, от 17.10.2021, с фототаблицами.

Удовлетворяя заявленные требования в части возложения на ООО «ВВКС»» г.Кирово-Чепецка обязанности произвести уборку высокоствольных деревьев в границах первого пояса скважин № , а также оборудовать ограждения первого пояса скважин , суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчиком нарушены п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02. Поскольку администрация Советского городского поселения Советского района Кировской области не является пользователем недр (подземного источника водоснабжения), суд пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка, как организация, фактически эксплуатирующая источники централизованного водоснабжения в своей деятельности в целях поставки питьевой воды потребителям.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора в части возложения обязанности организовать и спланировать территорию первого пояса скважин для отвода поверхностного стока за переделы зоны строгого режима, оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважин, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено надлежащих доказательств выявленных нарушений, кроме того, к осмотру не привлекались специалисты Роспотребнадзора.

Рассматривая требования истца о разработке проектов зон санитарной охраны и получении заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - скважин и отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что проекты зон санитарной охраны вышеназванных скважин были разработаны ООО «ЖКХ», заключения на данные проекты получены, разработка новых проектов зон санитарной охраны и получения на них заключений при смене владельцев СанПиН 2.1.4.1110-02 не предусмотрено (т. 1 л.д. 136-143, 191-250, т. 2 л.д. 1-44).

Кроме того, с ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка в доход бюджета муниципального образования Советский муниципальный район взыскана госпошлина в размере 6 000 руб.

С решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора судебная коллегия соглашается.

При этом, судебная коллегия отклоняет доводы ответчика ООО «ВВКС» о том, что концессионным соглашением не предусмотрена обязанность Общества по новому строительству ограждений скважин и полагает отметить следующее.

Требования прокурора о возложении обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем выполнения мероприятий, обязательных для первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения не ставятся в зависимость от заключения концессионного соглашения. Выполнение мероприятий, обязательных для первого пояса зоны санитарной охраны, не может быть предметом концессионного соглашения, поскольку не относятся к мероприятиям по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения. Обязанность по соблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства и выполнению мероприятий обязательных для первого пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, возлагается на Общество, как на юридическое лицо, фактически эксплуатирующее источники централизованного водоснабжения в своей предпринимательской деятельности в целях поставки питьевой воды потребителям.

В то же время, доводы представления прокурора в части отказа в удовлетворении требований по оборудованию дорожек с твердым покрытием к скважинам и планировке территории первого пояса для отвода поверхностного стока за пределы строгого режима заслуживают внимание. Решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны водозабора артезианских скважин не оспаривается.

В ходе рассмотрения дела в нарушение ст. 56 ГПК РФ, представителем ответчика ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка доказательств того, что скважины, переданные по концессионному соглашению содержатся в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», не представлено.

В суд апелляционной инстанции представителем ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка представлен проект зон санитарной охраны системы водоснабжения Советского городского поселения Советского района , подготовленный ООО «Институт по изысканиям и проектированию объектов строительства и инфраструктуры» «Кировводпроект» в 2021г.

Проектом предусмотрено, что мероприятия по содержанию первого пояса ЗСО возлагаются на водопользователя, которым является эксплуатирующая водозабор организация ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка, как собственника водозаборных и водопроводных сооружений (лист 11, стр.14 проекта зон санитарной охраны 2021 г.). Разработан план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника водоснабжения г.Советска.

До 2024 года предусмотрены мероприятия, которые необходимо провести: расчистка территории первого пояса ЗСО от деревьев и кустарника, отвод поверхностного стока за пределы площадки водозаборных сооружений, ограждение территории первого пояса ЗСО, устройство дорожек и подъездов к водозаборным сооружениям на территории первого пояса ЗСО с асфальтобетонным покрытием.

С учетом изложенного, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований прокурора: организовать и спланировать территорию первого пояса скважин для отвода поверхностного стока за переделы зоны строгого режима, оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважин по мотиву не предоставления стороной истца надлежащих доказательств, согласиться не может.

Решение суда в данной части подлежит отмене, а требования прокурора - организовать и спланировать территорию первого пояса скважин для отвода поверхностного стока за переделы зоны строгого режима, оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважин удовлетворению.

Доводы представителя ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка о том, что прокурор не наделен правом на обращение с данным иском, судебной коллегией отклоняются.

Статьей 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ» (далее - Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992) установлено, что прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Нарушение норм СанПиН 2.1.4.1110-02 при использовании артезианских скважин ставит в незащищенное состояние граждан, которые употребляют воду.

Таким образом, требование о возложении обязанности устранить нарушения санитарных норм направлено на защиту и восстановление гражданских прав неопределенного круга лиц и подано прокурором Советского района Кировской области в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда.

Аргумент жалобы о том, что СанПин предусматривает только запрет на высадку деревьев, и не обязывает производить уборку, на правильность выводов суда не влияет, наличие высокоствольных деревьев в пределах зоны санитарной охраны, является обстоятельством, обязывающим ответчика произвести их уборку для приведения зоны санитарной охраны в соответствие с требованиями санитарных норм.

Довод жалобы представителя ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка о том, что в отсутствии ограждения первого пояса скважин имеется вина собственника – администрации Советского городского поселения, которая не предусмотрела в концессионном соглашении обязанность по строительству ограждения, не принимается судебной коллегий, поскольку обязанность по соблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства и выполнению мероприятий для первого пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, возлагается на ООО «ВВКС» г.Кирово-Чепецка как на организацию, фактически эксплуатирующую источники водоснабжения в своей деятельности в целях поставки питьевой воды потребителям.

Ссылка заявителя жалобы на нарушения правил подсудности при рассмотрении дела судебной коллегия отклоняется.

В силу положений ст. 28 ГПК РФ, иск к организации предъявляется в суд по адресу организации.

Иск прокурором заявлен в Советский районный суд Кировской области, то есть по месту нахождения одного из ответчиков - администрации МО Советское городское поселение (<адрес> (т. 1 л.д. 53-54). Нарушений правил подсудности при рассмотрении дела судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Представление прокурора Советского района Кировской области Бузмакова С.А. удовлетворить.

Решение Советского районного суда Кировской области от 22 февраля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора организовать и спланировать территорию первого пояса скважин для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима, оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважин №№ 888, 54821, 68561, 54793, 76648. Принять в данной части новое решение.

Обязать ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка:

- на скважине оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины, организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима;

- на скважине оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины, организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима;

- на скважине оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины, организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима;

- на скважине оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины, организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима;

- на скважине оборудовать дорожку с твердым покрытием к сооружению скважины, организовать и спланировать территорию первого пояса скважины для отвода поверхностного стока за пределы зоны строгого режима.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г.Кирово-Чепецка по доверенности Лукиной О.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.05.2022

33-2147/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района
Ответчики
Администрация муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области
ООО Волго-вятские коммунальные системы г. Кирово-Чепецка
Другие
ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Советском районе
Суд
Кировский областной суд
Судья
Бакина Елена Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
22.04.2022Передача дела судье
16.05.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее