Дело № 2а-37/2021
УИД: 29RS0003-01-2020-001110-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2021 года с. Ильинско-Подомское
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Якимова В.Н.,
при секретаре судебного заседания Пузыревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ильинско-Подомское в помещении Вилегодского районного суда Архангельской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Фокину А. Ю. о взыскании пени по налогам и страховым взносам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Фокину А.Ю. о взыскании пени по налогам и страховым взносам.
В обоснование исковых требований указано, что в период с 13 октября 2010 года по 07 ноября 2016 года Фокин А.Ю. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации обязан был уплачивать налоги в связи с применением к нему упрощенной системы налогообложения (далее - УСН). Суммы налога по УСН за 2016 год взысканы решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 12 декабря 2017 года, а сумма налога по УСН за 2017 год взыскана судебным приказом мирового судьи от 26 июля 2018 года, при этом исполнительные производства, возбужденные на основании указанных судебных актов, не завершены. В связи с тем, что в установленные сроки налоги уплачены не были, налогоплательщику Фокину А.Ю. начислены пени по УСН за период с 23 мая 2018 года по 14 февраля 2020 года, подлежащие взысканию в размере 60 617 рублей 30 копеек. Также Фокин А.Ю. в 2015 году имел в собственности недвижимое имущество, указанное в налоговом уведомлении от _____.__г №__, и сумма налога за 2015 год со сроком уплаты 01 декабря 2016 года составила 180 рублей, которая была взыскана с должника судебным приказом от 16 июня 2018 года и затем уплачена, но поскольку уплачена несвоевременно, были начислены пени в размере 16 рублей 08 копеек за период с 23 декабря 2016 года по 02 октября 2017 года. Также административным ответчиком не уплачены пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 895 рублей 23 копейки за период с 28 июля 2017 года по 01 января 2019 года, начисленные на недоимку в размере 6 474 рублей 47 копеек. Административному ответчику направлялось требование об уплате налогов, пеней, штрафов от 14 февраля 2020 года № 12792, которое последним исполнено не было. В связи с неисполнением Фокиным А.Ю. требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен, но затем на основании определения суда от 28 июля 2020 года отменен. В связи с чем административный истец просит взыскать с административного ответчика пени по УСН в размере 60 617 рублей 30 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 16 рублей 08 копеек, пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном в размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 895 рублей 23 копейки, всего взыскать 61 528 рублей 61 копейку.
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и НАО, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Фокин А.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, своего отношения по иску не выразил.
Заинтересованное лицо государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, своего отношения по иску не выразило.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 НК РФ - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Частью 1 ст. 346.11 НК РФ установлено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Положениями п. 1 ст. 346.12 НК РФ предусмотрено, что плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
В соответствии со ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Вступившим в законную силу решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 12 декабря 2017 года с Фокина А.Ю. взыскана недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 1 373 621 рубль 00 копеек и пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 70 408 рублей 20 копеек, всего взыскано 1 444 029 рублей 20 копеек.
На основании вынесенного мировым судей судебного участка № 1 Вилегодского судебного района Архангельской области и вступившего в законную силу судебного приказа № 2а-740СП/2018 от 26 июля 2018 года с Фокина А.Ю. взыскана недоимка на налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в размере 120 243 рубля 00 копеек и пени на налог взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы, в размере 78 761 рубль 00 копеек, недоимку на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части пенсии до 01 января 2017 года в размере 138 345 рублей 06 копеек, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01 января 2013 года в размере 9 768 рублей 00 копеек.
Согласно информации, представленной ОСП по г. Коряжме и Вилегодскому району, остаток задолженности по судебному приказу № 2а-740СП/2018 от 26 июля 2018 года составляет 347 116 рублей 80 копеек.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 402 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам
Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из изложенного следует, что плательщиком налога на имущества физических лиц является лицо, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что в связи с нахождением в собственности административного ответчика недвижимого имущества: помещения №__, расположенное по адресу: <адрес>; <адрес>№__ расположенной по адресу: <адрес>; помещения №__, находящегося по адресу: <адрес>; квартир расположенных по адресу: <адрес>, рабочий <адрес>, квартир № №__, Фокин А.Ю. также является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего в период, когда административный ответчик осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2. настоящей статьи.
В соответствии с частями 2 и 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу части 1 и части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Так, в соответствии со статьей 22 этого же Федерального закона, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок в адрес плательщика направляется требование об уплате недоимки, пеней и штрафов. Данное требование направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, при этом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
В период с 13 октября 2010 года по 07 ноября 2016 года Фокин А.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и был обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
На основании п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п.п. 3,4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени произведен в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес ответчика налоговым органом было направлено требование №__ от 14 февраля 2020 года об уплате: налога взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 203 545 рублей 65 копеек, пеней по налогу взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 67 108 рублей 26 копеек, налога на имущество физических лиц взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 180 рублей и пени в размере 16 рублей 08 копеек, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды истекшие до 01 января 2017 года в размере 00 рублей 49 копеек и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды истекшие до 01 января 2017 года в размере 6 474 рубля 47 копеек и пени в размере 895 рублей 23 копейки. Однако, требования налогового органа Фокиным А.Ю. не исполнены.
Определением мирового судьи от 28 июля 2020 года, судебный приказ от 05 мая 2020 года о взыскании с Фокина А.Ю. недоимки и пени, был отменен.
Согласно почтовому штемпелю на почтовом конверте административный иск направлен в адрес Вилегодского районного суда Архангельской области 24 декабря 2020 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания пени налоговым органом была соблюдена, срок обращения в суд с настоящим административным иском налоговым органом не пропущен.
На основании п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В данном случае административный ответчик не представил суду каких-либо возражений по существу заявленных требований, доказательств уплаты денежных сумм, указанных в административном исковом заявлении.
Проанализировав обстоятельства дела, оценив имеющиеся в административном деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд приходит к выводу, что требования административного истца к административному ответчику являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2 045 рублей 86 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Фокину А. Ю. о взыскании пени по налогам и страховым взносам удовлетворить.
Взыскать с Фокина А. Ю. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу пени по упрощенной системе налогообложения за период с 23 мая 2018 года по 14 февраля 2020 года в размере 60 617 рублей 30 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 23 декабря 2016 года по 02 октября 2017 года в размере 16 рублей 08 копеек, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды истекшие до 01 января 2017 года, за период с 28 июля 2017 года по 01 января 2019 года в размере 895 рублей 23 копейки, всего взыскать 61 528 рублей 61 копейку.
Взысканную сумму перечислить на реквизиты: счет 40101810500000010003 отделение Архангельск, БИК 041117001, ИНН 2904009699 УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Межрайонная ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - 2904),
КБК 18210501011012100110, ОКТМО 11611412 - пени по налогу взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в размере 60 617 рублей 30 копеек;
КБК 18210601030132100110, ОКТМО 11635157 - пени по налогу на имущество физических лиц взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 16 рублей 08 копеек;
КБК 18210202103082011160, ОКТМО 11611412 - пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС за расчетные периоды истекшие до 01 января 2017 года в размере 895 рублей 23 копейки.
Взыскать с Фокина А. Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 045 рублей 16 копеек.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вилегодский районный суд Архангельской области.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 02 февраля 2021 года.
Председательствующий – подпись.
Копия верна:
Судья В.Н. Якимов
Секретарь Н.В. Пузырева