Дело № 2а-479/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Гагарин
Смоленской области 29 июня 2018 года
Судья Гагаринского районного суда Смоленской области Нахаев И.Н. рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области к Кострову В. А. о взыскании недоимки и пени по налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России №2 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к Кострову В.А. о взыскании недоимки в сумме 13473 рубля и пени в сумме 3092 рубля 77 копеек по транспортному налогу, недоимки в сумме 148 рублей 86 копеек и пени в сумме 37 рублей 77 копеек по налогу на имущество физических лиц, недоимки в сумме 1674 рубля 85 копеек и пени в сумме 11 рублей 86 копеек по земельному налогу на земельные участки в границах городских поселений, пени в сумме 9 рублей 11 копеек по земельному налогу на земельные участки в границах сельских поселений, указав, что административный ответчик, являясь собственником объектов движимого и недвижимого имущества, не выполнил установленную законом обязанность по уплате соответствующих налоговых платежей за 2013-2014 годы, и в срок установленный в требованиях налогового органа об уплате взыскиваемых денежных сумм подобные требования в добровольном порядке не исполнил.
При этом административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления к Кострову В.А., ссылаясь на большую загруженность сотрудников инспекции связанную с вводом и промышленной эксплуатацией программного комплекса АИС Налог-3, а также структурные штатные изменения инспекции.
Административный истец заявил ходатайство о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, применение которого возможно в данном деле.
Административный ответчик возражений против применения этого порядка не заявил.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).
Из материалов дела следует, что за несвоевременную уплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2010-2013 годы и в соответствии со ст.69 НК РФ Межрайонная ИФНС России № по <адрес> направляла Кострову В.А. требования: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 2164 рубля 58 копеек, начисленных в соответствии со ст.75 НК РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-26), требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 4203 рубля 17 копеек, начисленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-32), а также в связи с неуплатой в установленный срок транспортного налога за 2014 год, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2013-2014 годы требования: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ соответствующих налогов в сумме 15624 рубля 22 копейки и пени в сумме 677 рублей 86 копеек (л.д. 27-28), № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в сумме 52 рубля 20 копеек и пени в сумме 5 рублей 20 копеек (л.д. 33).
Основанием для обращения налогового органа о взыскании недоимки является абз.2 ч.2 ст.48 НК РФ, в соответствии с которым, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и соответственно исчисления срока для обращения в суд является превысила ли сумма налога и т.д. размер 3000 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования либо нет, а если превысила, то когда именно.
Размер задолженности Кострова В.А. по уплате пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2010-2013 годы превысил 3000 рублей по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30).
В силу п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, срок обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании неуплаченных Костровым В.А. транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2014 год и земельного налога за 2013-2014 годы должен исчисляться по требованию № с ДД.ММ.ГГГГ и днем его окончания является ДД.ММ.ГГГГ.
Однако Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кострова В.А. вышеуказанных платежей и санкций только в апреле 2018 года (то есть за пределами установленного срока), а после отказа в его принятии обратилась ДД.ММ.ГГГГ с настоящим административным иском (л.д. 17, 34).
Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, административный истец указывает на большую загруженность сотрудников инспекции, ввод и промышленную эксплуатацию программного комплекса АИС Налог-3, а так же структурно штатные изменения инспекции (л.д.15-16).
Между тем, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, обстоятельства организационного характера не могут являться уважительными причинами пропуска срока.
С учетом изложенного, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании с Кострова В.А. задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было. Следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущен Межрайонной ИФНС России № по <адрес> без уважительных причин.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Исходя из положений ч.5 ст. 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске административным истцом Межрайонной ИФНС России № по <адрес> срока для обращения в суд, что служит достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, ст.ст.293-294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Кострову В. А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 год, недоимки и пени налогу на имущество физических лиц за 2014 год и земельному налогу за 2013 и 2014 годы - отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья И.Н. Нахаев