Дело №2-2579/2024
УИД 75RS0001-02-2024-001512-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Рудаковой А.И.,
при секретаре Воробьевой М.В.,
с участием истца Поповой Т.И., представителя ответчика – государственного унитарного предприятия Забайкальского края «Государственная страховая медицинская компания «Забайкалмедстрах» – Макаровой Н.В., помощника прокурора Центрального района г. Читы Быкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поповой ТИ к государственному унитарному предприятию Забайкальского края «Государственная страховая медицинская компания «Забайкалмедстрах», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края о взыскании компенсации морального вреда, компенсации за потерю времени,
установил:
истец обратилась в суд с названным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Умершая ФИО3 была застрахована ответчиком, полис обязательного медицинского страхования №).
16.01.2019 на линию скорой медицинской помощи <адрес> была выдана стационарная инъекция <данные изъяты> в объеме 5 мл, которая вводится по назначению врача при гарантии противошоковой терапии по определенному алгоритму действий и для <данные изъяты>, а также у кого вес свыше 120 кг. Инъекция была введена одномоментно в объеме 5 мл в вену фельдшером скорой помощи Казанцевым Д.С. Передозировка доказана двумя экспертизами: «Забайкальское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» № В-93/19 от 01.04.2019, КГБУЗ «Бюро СМЭ» № 098 от 27.04.2020.
Заключением ПФИ № 42 от 22.03.2021 установлено: фельдшера никто не оговорил, он ставил в вену инъекцию <данные изъяты> в объеме 5 мл с превышением разовой и даже суточной дозы. Инъекция введена не по назначению, с передозировкой, на дому, без гарантии противошоковой терапии.
Несмотря на многочисленные обращения «Забайкалмедстрах» скрыли передозировку, в ответе 3 01/К-Б/ 1483 от 21.03.2019 указали на неполный объем оказания медицинской помощи, чтобы уйти от ответственности по ст. 16 п. 8 ФЗ № 326. Факт неуказания путей введения инъекции в гр.26 Карты вызова № 22 от 16.01.2019 говорит о том, что нарушается закон Министерства здравоохранения РФ № 942.
Отсутствием контроля за выдачей медикаментов, попыткой выдать передозировку за неполный объем, за потерю времени в связи с проведением экспертиз, неисполнением обязанностей по организации медицинской помощи матери истцу причинен моральный вред в связи с осознанием того, что в результате действий и бездействий матери был нанесен вред здоровью.
Заявление № 271 от 17.10.2023 о возмещении морального вреда ответчик добровольно не удовлетворил, ранее 21.03.2019 было подано обращение №01-/К-Б/1483, от 25.01.2021 № 27 - на них были даны ответу не по существу требований.
На основании изложенного истец, с учетом уточнения иска, просила суд взыскать с ответчика сумму морального вреда в размере 1 000 000 рублей, компенсацию за потерю времени, выполнить индексацию присужденной суммы.
Протокольным определением суда от 15.05.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ГУЗ «Карымская центральная районная больница», Казанцев Д.С.
Протокольным определением суда от 02.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство здравоохранения Забайкальского края.
В судебном заседании истец Попова Т.И. против удовлетворения исковых требований возражала, представитель ответчика – государственного унитарного предприятия Забайкальского края «Государственная страховая медицинская компания «Забайкалмедстрах» – Макарова Н.В. поддержала ранее представленные возражения на исковое заявление, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Помощник прокурора Центрального района г. Читы Быков А.А. полагал возможным исковые требования удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о дате и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заключения помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как установлено судом и следует из материалов дела.
Истец Попова Т.И. приходится дочерью ФИО3
16.01.2019 в отделение скорой медицин <адрес> участковой больницы ГУЗ «Карымская центральная районная больница» поступил вызов Поповой Т.И. о необходимости оказания медицинской помощи ФИО3 После осмотра ФИО3 фельдшером Казанцевым Д.С. установлено, что ФИО10 предъявляла жалобы <данные изъяты> С целью купирования болевого синдрома сделана инъекция препарата <данные изъяты> - 5 мл.
17.01.2019 поступил вызов об оказании помощи ФИО3, по прибытии констатирована ее биологическая смерть.
Согласно записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, причиной смерти ФИО3 явилась <данные изъяты>.
Постановлением от 06.11.2020 в возбуждении уголовного дела в отношении Казанцева Д.С. отказано в связи с отсутствием в деянии состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ.
Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 07.02.2019 №54/ОД назначена внеплановая документарная проверка в отношении ГУЗ «Карымская ЦРБ». Из акта служебного расследования оказания медицинской помощи пациентке ФИО3 от 11.02.2019 выявлено, что при оказании медицинской помощи допущены следующие дефекты: <данные изъяты>
Согласно акту проверки от 26.02.2019 Министерством здравоохранения Забайкальского края, при оказании медицинской помощи ФИО3 в результате анализа медицинской документации установлены нарушения при оказании скорой помощи, а именно: <данные изъяты>
По результатам проведенной документарной внеплановой проверки в отношении ГУЗ «Карымская ЦРБ» и выявленных нарушений при оказании скорой медицинской помощи ФИО3 выдано предписание для устранения выявленных нарушений.
Согласно актам экспертизы качества медицинской от 21.03.2019 № 37500511918/1, № 37500511918/2 выявлены дефекты медицинской помощи/нарушения при оказании медицинской помощи застрахованному лицу: ненадлежащее выполнение необходимы диагностических и (или) лечебных мероприятий, создавшее риск прогрессирования заболевания, отсутствие в медицинской документации обследований, осмотров, консультаций.
Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы ГУЗ «Забайкальское краевое Бюро судебно-медицинской экспертизы» от 01.04.2019 №В-93/19 комиссия пришла к следующим выводам. При оказании медицинской помощи пациентке ФИО3 выявлены следующие недостатки: <данные изъяты>
Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, проведенной КГБУЗ «Бюро СМЭ» Министерства здравоохранения Хабаровского края, эксперты, причина смерти ФИО3 не установлена <данные изъяты>
Обращаясь в суд с требованием к государственному унитарному предприятию Забайкальского края «Государственная страховая медицинская компания «Забайкалмедстрах», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края о взыскании компенсации морального вреда, причиненного смертью близкого человека, истец указала на ненадлежащий контроль со стороны медицинских страховых организаций как за медицинской организацией, осуществляющей медицинскую помощь, так и непосредственными действиями фельдшера Казанцева Д.С., приведшими к смерти ее матери ФИО3, указала на сокрытие страховой организацией факта превышения фельдшером рекомендуемой разовой дозы для внутримышечного введения препарата «<данные изъяты> её матери.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, указанные выше обстоятельства явились основанием для обращения истца в Карымский районный суд Забайкальского края с требованием о взыскании компенсации морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи ее матери ФИО3, с медицинского учреждения - ГУЗ «Карымская ЦРБ». Решением суда от 14.02.2023 не установлено прямой причинно-следственной связи между недостатками оказания медицинской помощи и наступлением смерти ФИО3, однако установлены недостатки оказания медицинской помощи, результатом чего стало частичное удовлетворение исковых требований.
С выводами судьи согласилась судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в апелляционном определении от 31.08.2023.
Помимо прочего, апелляционной инстанцией сделан имеющий преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания со страховой организации «Забайкалмедстрах» суммы компенсации морального вреда по вышеизложенным основаниям, поскольку в силу приведенного правового регулирования ответчиком по делу о компенсации морального вреда выступает непосредственный причинитель вреда – медицинское учреждение ГУЗ «Карымская ЦРБ».
Таким образом, поскольку вышеназванными судебными инстанциями установлен непосредственный причинитель морального вреда истцу Поповой Т.И. действами, связанными с ненадлежащим оказанием медицинских услуг ее матери, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда по указанным основаниям к государственному унитарному предприятию Забайкальского края «Государственная страховая медицинская компания «Забайкалмедстрах», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Забайкальского края не подлежат удовлетворению.
Проверяя доводы истца об осуществлении ненадлежащего контроля со стороны ответчиков за качеством оказания медицинских услуг ГУЗ «Карымская ЦРБ» и ее непосредственными работниками, суд приходит к следующему.
В силу ст. 19 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами, предусмотренными статьями 38 и 39 данного Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 38 названного Федерального закона, по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона, в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию должны содержаться положения, предусматривающие следующие обязанности страховой медицинской организации: получение от медицинских организаций сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информации о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иных сведений в объеме и порядке, которые установлены договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, обеспечение их конфиденциальности и сохранности, а также осуществление проверки их достоверности; проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом; организация оказания медицинской помощи застрахованному лицу в другой медицинской организации в случае утраты медицинской организацией права на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 ст. 40 указанного Федерального закона, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В юридически значимый период действовал Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (далее Порядок № 230), который регулировал основания, виды, частоту проведения мер контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, применение которых не обусловлено произвольными причинами.
Как установлено судом, между страховой медицинской компанией «Забайкалмедстрах» и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Забайкальского края был заключен договор № 1-Ф о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 01.01.2019 (л.д. 221-228, т. 1), а также договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию с ГУЗ «Карымская ЦРБ» на 2019 год № 22 от 25.01.2019 (л.д. 219-220, т. 1).
В соответствии с п. 1 договора от 01.01.2019, Территориальный фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации, в свою очередь, страховая медицинская организация «Забайкалмедстрах» приняла на себя обязательства по оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования за счет целевых средств.
В силу п. 4 договора № 22 от 25.01.2019, страховая медицинская организация «Забайкалмедстрах» приняла на себя обязательства по оплате медицинской помощи, оказываемой ГУЗ «Карымская ЦРБ» застрахованным лицам, а также предусмотренные действующим законодательством обязательства по осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления ГУЗ «Карымская ЦРБ» медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями названных договоров, главой V Порядка № 230 по обращению истца по поручению медицинской страховой организации «Забайкалмедстрах» посредством привлечения соответствующих квалифицированных экспертов ДД.ММ.ГГГГ были проведены экспертизы качества медицинской помощи, оказанной ФИО3 под № 37500511918/1, № 37500511918/2, по итогам которых выявлены дефекты оказания медицинской помощи ФИО3
Таким образом, возложенные действующим законодательством на медицинскую страховую организацию требования по контролю объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской организацией медицинской помощи были исполнены «Забайкалмедстрах» установленным законом способом - путем инициации проведения соответствующей экспертизы качества оказания медицинской помощи.
Вопреки доводам истца, контроль за выдачей медицинских препаратов медицинской организации, а также непосредственный контроль за деятельностью медицинского учреждения по смыслу п. 2 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в обязанности медицинской страховой организации не входит.
Субъективные суждения истца относительно полноты и характера мер, которые должна была предпринять страховая медицинская организация, являются голословными, требования истца основаны на неверном толковании норм права.
Сам по себе факт некачественного оказания медицинской помощи, на который ссылается истец, с учетом правового статуса ответчика как страховой медицинской организации в системе организации оказания медицинской помощи гражданам, не свидетельствует о нарушении каких-либо прав, законных интересов, нематериальных благ пациента.
Нарушения контрольно-организационных и обеспечительных полномочий со стороны страховой медицинской организации при оказании медицинской помощи судом также не установлены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что причиненный истцу смертью близкого человека моральный вред не состоит в причинно-следственной связи с действиями страховой медицинской компанией «Забайкалмедстрах» и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края, а соответствующая компенсация была ранее взыскана в пользу истца с непосредственного причинителя вреда, исковые требования к названным ответчикам в части взыскания компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Не имеется оснований и для удовлетворения исковых требований в части взыскания компенсации за потерю времени, поскольку в понимании ст. 99 ГПК РФ обстоятельств, влекущих возможность взыскания таковой компенсации с недобросовестной стороны спора, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
На основании изложенного производные исковые требования, в частности, об индексации присужденных к взысканию сумм также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья А.И. Рудакова
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2024