Решение по делу № 33-2279/2015 от 05.05.2015

Дело N 33-2279/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 01 июля 2015 года

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Алиевой Э.З.

судей Хавчаева Х.А. и Загирова Н.В.

при секретаре Алишаеве А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хавчаева Х.А. по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Алиханова А.А. к МБУ «Отдел по учету, распределению и приватизации жилья» администрации г.Дербента о признании бездействия незаконным, возложении обязанности восстановить в списках ветеранов боевых действий с 1991 года и поставить на жилищный учет в указанные списки с 1991 года,

у с т а н о в и л а :

Алиханов А.А. обратился с иском к МБУ «Отдел по учету, распределению, приватизации жилья администрации ГО «Дербент» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности восстановить в списках ветеранов боевых действий с 1991 года и поставить на жилищный учет в указанные списки с 1991 года. В обоснование указал, что является ветераном боевых действий, проходившим военную службу в Афганистане, проживает в <адрес> семьей из 6 человек в квартире общей площадью кв.м. С 1988 года он состоял в очереди на получение жилья на заводе шлифовальных станков, что подтверждается справкой ОАО «Дербентский завод шлифовальных станков» от 24.05.2013 № 2/14. В 1991 году он подал документы в Дербентский горисполком и был включен в очередь «афганцев», после чего неоднократно проходил перерегистрацию своей очередности. В связи с семейными обстоятельствами в 1990-х годах он периодически выезжал на заработки в Азербайджан, и у него не всегда имелась возможность следить за своей очередностью. Недавно он узнал о том, что лица, состоявшие в очереди после него, получили сертификаты на улучшение жилищных условий. В этой связи он в январе 2014 года обратился в жилищный отдел администрации г.Дербента для выяснения своего вопроса. Письменным ответом начальника жилищного отдела администрации г.Дербента ему было сообщено, что в списках очередников на получение жилья он не состоит, однако в архиве сохранилось его учетное дело, подтверждающее тот факт, что он обращался в 1991 году для принятия на жилищный учет. При этом ему не представили доказательств, подтверждающих исключение его из учета. Ему также разъяснили, что решение его жилищного вопроса возможно лишь в судебном порядке.

Решением Дербентского городского суда от 6 марта 2014 года постановлено:

Иск Алиханов А. А оглы удовлетворить. Признать незаконным бездействие МУБ «ОУРП администрации <адрес>» о невключении его в списки ветеранов боевых действий с 1991 года. Обязать МБО «ОУРП администрации <адрес>» восстановить его в списках ветеранов боевых действий с 1991 года.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке было установлено, что суд первой инстанции принял решение, которое влечет правовые последствия для Министерства труда и социального развития Республики Дагестан без привлечения указанного органа к рассмотрению дела.

В связи с этим и на основании пункта 4 части 4 и части 5 статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия определением от 3 июня 2015 года перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В суде апелляционной инстанции Алиханов А.А. поддержал свои требования и просил удовлетворить их, указав, что является ветераном боевых действий, проходившим военную службу в Афганистане, проживает в <адрес> семьей из 6 человек в квартире общей площадью кв.м. С 1988 года он состоял в очереди на получение жилья на заводе шлифовальных станков, что подтверждается справкой ОАО «Дербентский завод шлифовальных станков» от 24.05.2013 № 2/14. В 1991 году он подал документы в Дербентский горисполком и был включен в очередь «афганцев», после чего неоднократно проходил перерегистрацию своей очередности. В связи с семейными обстоятельствами в 1990-х годах он периодически выезжал на заработки в Азербайджан, и у него не всегда имелась возможность следить за своей очередностью. Недавно он узнал о том, что лица, состоявшие в очереди после него, получили сертификаты на улучшение жилищных условий. В этой связи он в январе 2014 года обратился в жилищный отдел администрации г.Дербента для выяснения своего вопроса. Письменным ответом начальника жилищного отдела администрации г.Дербента ему было сообщено, что в списках очередников на получение жилья он не состоит, однако в архиве сохранилось его учетное дело, подтверждающее тот факт, что он обращался в 1991 году для принятия на жилищный учет. При этом ему не представили доказательств, подтверждающих исключение его из учета. Ему также разъяснили, что решение его жилищного вопроса возможно лишь в судебном порядке.

В суде апелляционной инстанции представитель Алиханова А.А. адвокат Керимов Р.С. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их.

В суде апелляционной инстанции представитель МБУ «Отдел по учету, распределению, приватизации жилья администрации ГО «Дербент» Раджабов А.С. признал требования Алиханова А.А. и просил удовлетворить их, указывая, что спорные отношения возникли между Алихановым А.А. и МБУ «ОУРП администрации ГО «Дербент» по восстановлению истца в списках очередников на улучшение жилищных условий, и этим не затрагиваются права Минтруда РД.

В суде апелляционной инстанции представитель Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Курбанова Р.И. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что представленные заявителем документы свидетельствуют лишь о том, что он обращался в 1991 году в Дербентский горисполком с заявлением о принятии на жилищный учет, однако, каких-либо объективных доказательств того, что в отношении заявителя до 2005 года было принято решение о постановке на жилищный учет, не имеется. Сама администрация г.Дербента не исключает того, что такое решение в отношении заявителя не принималось в связи с непредставлением им необходимых документов, как не исключает и того, что Алиханов после принятия на учет мог быть исключен из списков очередников в связи с непрохождением им перерегистрации; данное обстоятельство следует из письма самого начальника МБУ «ОУРП администрации г.Дербента». В соответствии с Законом «О ветеранах» и постановлением Правительства РД от 25.12.2007 № 348 ветераны боевых действий могут быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета лишь в том случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 1 января 2005 года. При этом уполномоченным органом по принятию такого решения является Министерство труда и социального развития РД, что опровергает доводы представителя МБУ «ОУРП администрации г.Дербент» о том, что Минтруд РД не является заинтересованным лицом по делу. В случае, если заявитель действительно обращался в 1991 году с заявлением о постановке на жилищный учет, в чем ему было отказано, он должен был оспорить решение, действие (бездействие) администрации г.Дербента в установленный срок, однако, не сделал этого.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участвующих лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, в обоснование своих требований о признании бездействия МБУ «Отдела по учету, распределению, приватизации жилья администрации ГО «Дербент» незаконным, возложении обязанности восстановить в списках ветеранов боевых действий с 1991 года и поставить на жилищный учет в указанные списки с 1991 года Алиханов ссылается на то, что он в 1991 году обратился в Дербентский горисполком с заявлением о постановке на учет для получения жилья, однако, ответчик необоснованно отказал ему в этом, хотя в архиве администрации г.Дербента обнаружено его учетное дело, подтверждающее факт его обращения в 1991 году в Дербентский горисполком с заявлением о принятии на жилищный учет.

При этом право на получение жилья истец связывает с тем, что он является ветераном боевых действий, принимал участие в боевых действиях в составе Советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, в подтверждение чего представил дубликат удостоверения от 13.01.2006 № 0376465, свидетельствующий о праве на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с подп. 3 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

Статьей 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Республики Дагестан от25.12.2007 № 348 "О форме и Порядке предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года инвалидам боевых действий и ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" Министерство труда и социального развития Республики Дагестан определено как уполномоченный орган по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, а также иных категорий лиц.

В связи с изложенным довод Алиханова, его представителя Керимова и представителя МБУ «Отдел по учету, распределению, приватизации жилья администрации ГО «Дербент» о том, что Министерство труда и социального развития РД не подлежит привлечению к участию в деле, не может быть признан обоснованным.

В обоснование своих требований о признании бездействия МБУ «Отдел по учету, распределению, приватизации жилья администрации ГО «Дербент» незаконным, возложении обязанности восстановить в списках ветеранов боевых действий с 1991 года и поставить на жилищный учет в указанные списки с 1991 года Алихановым представлены следующие доказательства: заявление Алиханова от 27.10.1991 г. на имя председателя Дербентского горисполкома о принятии на жилищный учет, заявление Алиханова от 27.10.1991 г. на имя председателя Дербентского горисполкома о предоставлении земельного участка как ветерану боевых действий, акт проверки жилищных условий от 14.11.1991 г., заявление Алиханова от 09.02.1992 г. о перерегистрации очередности.

Согласно ст. 31 ЖК РСФСР, действовавшей в рассматриваемый период, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. О принятом решении гражданин должен быть уведомлен в письменной форме.

В связи с этим представленные Алихановым доказательства лишь подтверждают факт его обращения с заявлением для решения вопроса о постановке на жилищный учет, однако не свидетельствуют о том, что уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления Алиханова было принято решение о принятии на учет как нуждающегося в получении жилья.

Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих тот факт, что с 1991 года истец и члены его семьи были поставлены в установленном законом порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или сняты с учета, истцом суду не представлено.

Имеющиеся в деле доказательства не являются документами, подтверждающими факт принятии решения о постановке истца, членов его семьи на учет в порядке, установленном ст. 31 ЖК РСФСР. Факт обращения истца в Дербентский горисполком в 1991 году сам по себе не свидетельствует о принятии решения жилищной комиссией о постановке истца, членов его семьи на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Данное обстоятельство подтверждается также письменным ответом начальника МБУ «Отдел по учету, распределению, приватизации жилья администрации ГО «Дербент» от 03.02.2014 г. № 61, в котором Алиханову сообщается, что в архиве имеется учетное дело Алиханова, однако, возможно, что он был исключен из списков в связи с непрохождением перерегистрации очередности, либо вовсе не был принят на жилищный учет по причине непредставления некоторых документов (л.д. 49).

Судом апелляционной инстанции было истребовано из администрации ГО «город Дербент» учетное дело Амирханова, исследованием которого установлено, что кроме самого заявления Алиханова о постановке на жилищный учет и акта проверки жилищных условий другие документы, необходимые для формирования учетного дела, на основании которых компетентным органом должно приниматься решение о постановке на жилищный учет (справка о составе семьи, сведения об отсутствии за заявителем и членами его семьи на момент подачи заявления другого жилья, данные, подтверждающие принадлежность заявителя к категории лиц, имеющих право на льготное обеспечение жильем и др.) в нем отсутствуют.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что 07.07.1992 г. Алихановым на основании договора купли-продажи была приобретена <адрес> в <адрес> общей площадью кв.м. (л.д. 37).

Данное обстоятельство Алиханов подтвердил в суде апелляционной инстанции, указав, что по настоящее время он проживает в указанной квартире вместе со своей семьей.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемый период в состав семьи Алиханова входило четыре лица: заявитель Алиханов А.А., супруга Алиханова Ш.С., дети: Алиханова Ж.А., <.> года рождения и Алиханов В.А., <.> года рождения.

Принимая во внимание учетную норму жилья для признания лица, нуждающимся в получении жилья либо в улучшении жилищных условий, в размере 6,5 кв.м., действовавшую в рассматриваемый период в Республике Дагестан, на каждого члена семьи Алиханова в 1992 году приходилось более 11 кв.м. жилой площади, т.е. более учетной нормы (44,5 / 6,5).

При таких обстоятельствах Алиханов даже в случае принятия в отношении него в 1991 году решения о постановке на жилищный учет, уже в 1992 году подлежал исключению из списков очередников, поскольку не мог считаться нуждающимся в получении жилья либо в улучшении жилищных условий, поскольку такие основания отпали в связи с обеспеченностью жильем по установленной норме.

Судебная коллегия учитывает доводы МБУ «Отдел по учету, распределению, приватизации жилья администрации г.Дербента» о том, что, возможно, в отношении Алиханова не было принято решение о постановке на жилищный учет в связи с непредставлением им всех необходимых документов либо после принятия такого решения он был исключен из списков очередников, в том числе и по причине приобретения им жилого помещения.

В настоящем исковом заявлении Алиханов, допуская и то, что в отношении него, возможно, не было принято решение о постановке на жилищный учет, а равно и то, что, возможно, он после принятия на учет был исключен из списков очередников, оспаривает бездействие органа местного самоуправления и, ссылаясь на положения статей 247, 254 ГПК РФ, просит восстановить его в списках очередников с 1991 года и поставить на жилищный учет с 1991 года.

В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин, оспаривающий решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органам местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.2 ст.256 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Судебная коллегия не может признать уважительными причины пропуска Алихановым вышеуказанного срока, поскольку заявитель с 1992 по 2014 год, т.е. более 20 лет не предпринимал какие-либо действия по защите своего права и не представил суду доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствовавших этому.

В суде первой и апелляционной инстанции представитель МБУ «Отдел по учету, распределению и приватизации жилья администрации ГО «Дербент» заявил о признании иска и просил удовлетворить требования Алиханова в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для принятия признания иска, поскольку принятое в этом случае решение повлечет правовые последствия в виде обязанности предоставления Алиханову жилья не для администрации ГО «город Дербент» либо МБУ «Отдел по учету, распределению, приватизации жилья администрации ГО «Дербент», а для Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в виде обязанности предоставить заявителю безвозмездную субсидию на приобретение жилья на основании п.1 ст.16, ст. 23.2 Закона «О ветеранах» и Постановления Правительства РД от 25.12.2007 № 348, а представитель Министерства и труда и социального развития РД возражает против удовлетворения заявленных требований.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Дербентского городского суда от 6 марта 2014 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Алиханова А.А. к МБУ «Отдел по учету, распределению и приватизации жилья администрации ГО «Дербент» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности восстановить в списках ветеранов боевых действий с 1991 года и поставить на жилищный учет в указанные списки с 1991 года отказать.

Председательствующий

Судьи

33-2279/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Алиханов А.А.
Ответчики
МБУ ОУРП адм. г. Дербента
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хавчаев Хизри Абдулаевич
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
03.06.2015Судебное заседание
01.07.2015Судебное заседание
08.07.2015Передано в экспедицию
08.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее