Судья Баудер Е.В. № 33-559 АП/2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л. и Голикова А.А.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 10 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Республики Коми Захаровой Л.В. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2013 года, которым признано незаконным и отменено решение призывной комиссии Муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12.11.2013 о призыве Морохина ФИО11 на военную службу; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение заявителя Морохина В.А., представителя Военного комиссариата Республики Коми Захаровой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Морохин В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Отдела военного комиссариата Республики Коми по Сыктывкару и Сыктывдинскому району, призывной комиссии о призыве на военную службу, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, обязании Отдела военного комиссариата Республики Коми по Сыктывкару и Сыктывдинскому району предоставить отсрочку от призыва на военную службу. В обоснование требований указал, что с 2006 года по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел. В 2006 году в связи с поступлением в учебное заведение МВД РФ ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения. Отсрочка по аналогичному основанию предоставлена и в 2009 году. Полагал оспариваемое решение не основанным на законе и подлежащим отмене, поскольку в настоящее время проходит службу в органах внутренних дел, при этом по указанному основанию ему ранее предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Военный комиссариат Республики Коми, Отдел военного комиссариата Республики Коми по Сыктывкару и Сыктывдинскому району, призывная комиссия Муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Отдел военного комиссариата Республики Коми по Сыктывкару и Сыктывдинскому району, призывная комиссия Муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» своих представителей для участия в деле не направилиВ судебном заседании заявитель Малков М.В. требования заявления поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Республики Коми Захарова Л.В. просит решение суда отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, и неверно применены нормы материального права.
По делу установлено, что 15.05.2006 между Министерством внутренних дел в лице заместителя Министра внутренних дел Республики Коми и Морохиным В.А. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел на срок не менее 5 лет. Предметом договора указано назначение на должность. Согласно контракту его действие начинается со дня зачисления Морохина В.А. на учебу в учебное заседание МВД РФ.
С 01.09.2006 Морохин В.А. зачислен курсантом в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московская специальная средняя школа милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации», Сыктывкарский филиал.
Как следует из объяснений Морохина В.А., в связи с реорганизацией указанного учебного заведения, он был переведен в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». Диплом указанного учебного заведения о среднем профессиональном образовании выдан заявителю 25.12.2008.
С 30.08.2008 года Морохин В.А. назначен на должность инспектора службы взвода отдельной роты патрульно-постовой службы милиции отдела внутренних дел по Сыктывдинскому району, с ним заключен контракт о службе в органах внутренних дел сроком на пять лет.
С 01.09.2008 Морохину В.А. присвоено специальное звание младшего лейтенанта милиции. 26.12.2008 в связи с окончанием образовательного учреждения ему выдан диплом о среднем профессиональном образовании.
В настоящее время Морохин В.А. является действующим сотрудником полиции и продолжает нести службу в МО МВД России «Сыктывдинский» в должности инспектора патрульно-постовой службы полиции взвода в составе отдельной роты патрульно-постовой службы полиции межмуниципального отдела МВД России «Сыктывдинский».
Решением призывной комиссии муниципального образования городского округа «Сыктывкар» ... ... Морохина В.А. призван на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации (часть1) ; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2). Таким законом является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 N 53-ФЗ, в соответствии с которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества.
Согласно стать 2 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны. Статьей 22 указанного Закона установлено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, и не пребывающие в запасе. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.112006 N 663.
Согласно пункту 3 указанного Положения, призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования суд пришел к правильному выводу, что заявитель имеет право на отсрочку от призыва на весь период службы в органах внутренних дел.
К моменту предоставления заявителю отсрочки от призыва на военную службу и в период его обучения в Сыктывкарском филиале ГОУ СПО «Московская специальная средняя школа милиции», действовали нормы Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в редакции 06.07.2006 и 25.10.2006.
Согласно п. «з» ч.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"(в редакциях от 06.07.2006 и от 25.10.2006) окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.
Указанные нормы предусматривали предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях органов внутренних дел Российской Федерации, или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на все время службы в этих органах и учреждениях, не ограничиваясь временем обучения.
В соответствии с ныне действующей редакцией приведенной правовой нормы отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях (в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ)
Из смысла приведенных норм следует, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам на время прохождения службы в названных органах, а не на период обучения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.07.2006 года №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву», вступившей в силу с 01.01.2008, граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.01.2008 пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 17.12.2009 № 312-ФЗ установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
Согласно ст.59 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" и Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ).
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права, регулирующего указанные правоотношения, и сделал правильный вывод об обоснованности требований заявителя об отмене решения призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от 12.11.2013 о призыве его на военную службу, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" он имеет право на отсрочку от призыва, как лицо, проходящее службу в органах внутренних дел.
Доводы представителя Военного комиссариата Республики Коми в апелляционной жалобе, что решением призывной комиссии Республики Коми отменено решение призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар» от 16.11.2009 выводы суда не опровергают, поскольку суд правильно исходил из того, что заявителю была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу решением призывной комиссии от 27.11.2006 на время прохождения службы в органах внутренних дел, то есть до внесения изменения в закон в другой редакции, которые начали действовать с 01.01.2008, и соответственно, поскольку заявитель в настоящее время продолжает службу в органах полиции, поэтому он не может быть призван на военную службу. Право на отсрочку от призыва на военную службу за заявителем сохраняется.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Республики Коми Захаровой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: